Пока смотрел, получил две вышки
Мы решили оторваться от очередного эпизода, чтобы написать эту статью. А вы, наверняка, оторвались от очередного эпизода, чтобы ее прочитать. Если вы устали подсчитывать часы жизни, потраченные зря на просмотр сериалов, мы вам поможем. Всё зависит от того, что вы смотрите и с какой целью. Итак, какие сериалы нужно смотреть, чтобы становится всё умнее и профессиональнее?
P.S. В статье нет спойлеров!
«Себе пофинансируй», сериал «Южный парк», эпизод 1, сезон 18
Этот эпизод — первая в мире, без преувеличения, Библия стартапера и фандрайзера. Как правильно продвигать стартап и привлечь инвестиции? Как быстро сформировать пул защитников бренда? Как правильно провести брендинг и ребрендинг? Как видим, этот эпизод следует смотреть всем коллективом на совещании: маркетологи, пиарщики, дизайнеры, бренд-стратеги найдут много познавательного и полезного для себя. Бонус для топ-менеджеров: эпизод содержит краткий курс по публичной презентации крупных проектов.
«Джаред и его помощники», сериал «Южный парк», эпизод 2, сезон 6
В течение 20 минут вы пройдете полный курс по кобрендинговым кампаниям, а также правильной организации работы с лицом бренда. Но какая же теория без практики? В центре истории — целых 2 показательных кейса: федеральная кампания Subway и региональная кампания ресторанчика ShityWOK. А еще вы научитесь проводить липосакцию в домашних условиях.
»17 мгновений весны»
Каждый шпион — это очень быстрый маркетолог. В основе его успеха лежит феномен ситуативной готовности с очень короткой петлей НОРД, которую иногда также называют циклом Бойда: «наблюдение» — «оценка ситуации» — «решение» — «действие». Чем лучше шпион, тем короче цикл и меньше время реакции, от чего и зависит жизнь агента. Если мы взглянем на цикл Бойда внимательнее, то поймем, что маркетологи при разработке стратегии делают всё то же самое, только ооочень медленно. Чтобы прокачаться, смотрим »17 мгновений весны», в которой Штирлиц искусно пользуется петлей НОРД, хотя и не знает об этом.
«Игра престолов» (Game of Thrones)
Благодаря новому маркетинговому пониманию «Игры престолов» вы сможете смотреть этот сериал прямо на работе в отведенное для самообразования время. И пока другие будут видеть только драконов, вы будете зрить в самую суть.
- У каждого Дома своё позиционирование, подкрепленное логотипом и коммерческим сообщением. Причем, эти базовые элементы коммуникативных платформ точно отражают Большие идеи каждого бренда, а их лаконичность и ритмика позволяют запоминать слоганы с первого раза: «Winter is coming», «We do not sow». Дома поддерживают свои бренды, постоянно предоставляя RTB. Из серии в серию мы наблюдаем, как развиваются стратегии семей, а по итогам сезона понимаем, кому на рынке удалось продержаться дольше.
- Финансовая проницательность Ланнистеров — бесценный опыт для медиапланировщиков и стратегов: умение правильно распределять бюджеты, высчитывать ROMI для каждого инструмента, грамотно инвестировать в нужные каналы. И самое главное — выплата долгов как прочная основа репутационного менеджмента.
- У каждого Дома блестяще ведется маркетинг территорий: все игроки рынка точно представляют, где базируется та или иная семья и как добраться до нее, а также — как местность отражает характер бренда.
Как зритель, то есть как эксперт рынка, смотрящий на все бизнес-процессы со стороны, вы можете прорабатывать множество военных стратегий и тактик, находить новые решения, оценивать ситуацию целостно и тренировать навыки в антикризисном маркетинге.
«Во все тяжкие» (Breaking Bad)
Найти свою нишу, собрать команду, организовать все бизнес-процессы — теперь вы можете подойти к управлению маркетингового агентства с академической точки зрения (главный герой — доктор химических наук — плохого не посоветует).
- Правильный выбор партнеров для бизнеса: формируйте команду из людей- противоположностей, чтобы они полностью дополняли друг друга и были важны для дела.
- Поиск новых рынков сбыта. Здесь, конечно, никак не обойтись без акцента на том, что связи решают всё. Но хороший аудит рынка и поиск свободной ниши стали основой успеха дела главных героев Уолтера и Джесси.
- Работа с конкурентами. Не подумайте, что мы предлагаем устраивать перестрелки и уничтожать конкурентов не в переносном смысле. Вспомните лучше переговоры, диалоги и монологи из сериала: умение убеждать словом, выстраивать доверие к себе правильно приведенными аргументами — и конкуренты могут стать отличными партнерами в будущем.
- Рекламное послание «Лучше звоните Солу» стало названием и идеей отдельного сериала, что подчеркивает отличное позиционирование адвоката, который умел себя преподнести и знал, как корректно работать с нестандартными клиентами.
«Лучше звоните Солу» (Better Call Saul)
Рекомендуем всем стартаперам. Начинать своё дело всегда нелегко, особенно, когда высокая конкуренция, минимальные стартовые бюджеты, нет рядом верного партнера. Как же быть? Не отчаиваться, оставаться верным своим принципам и включить немножко фантазии для поиска свободной целевой аудитории. Главный герой сериала Сол нашел свою нишу как юрист: он стал адвокатом для одиноких или брошенных родными пенсионеров! Правильный подход к целевой аудитории (одинокие пенсионеры нуждаются в том, чтобы с ними были добры и внимательны ко всем их проблемам, они плохо разбираются в законах и бояться быть обманутыми родными), терпение (например, дождаться пока старушка поднимется на второй этаж и спустится обратно), хорошо выстроенные коммуникации (так, Сол размещал рекламу на дне баночек йогуртов, которые бесплатно приносил в дом престарелых) — вот что станет рецептом успеха.
«Форс-мажоры» (Suits)
«Mad Men» на современный лад, но в главных ролях — пара юристов: один — акула мира юриспруденции Харви Спектр, второй — гений-недоучка Майк Росс, новоиспеченный стажер фирмы с криминальным прошлым. Между маркетологами и адвокатами много общего: и те, и другие играют на оттенках и нюансах правды, балансируя на грани дозволенного.
Нам «Форс-мажоры» интересны, прежде всего, безупречным клиентским сервисом и нацеленность на работу не от звонка до звонка, а на результат. Расслабиться во время просмотра не получится: постоянно анализируешь происходящее и задаешься вопросом «А что сделал бы я?».
Одна из лучших цитат сериала:
«Когда к твоему виску прикладывают пистолет, ты забираешь его, или вытаскиваешь свой пистолет, или блефуешь, или делаешь что-то ещё из оставшихся 146 вариантов.»
«Рэй Донован» (Ray Donovan)
Сериал для тех, кто еще не верит в нетворкинг. Главный герой Рэй наглядно демонстрирует нам, как наращивать круг социальных связей, а также грамотно его использовать для достижения своих целей. Почти в каждой серии, благодаря своим контактам, он решает проблемы клиентов, на чем и зарабатывает. В России ну просто незаменимый скилл.
«Подпольная империя» (Boardwalk Empire)
Америка двадцатых годов прошлого века, где довлеет «сухой закон», — идеальное место и время для экстремального маркетинга и стратегического планирования в условиях агрессивной конкурентной среды. «Подпольная империя» — это кейс длиной в 5 сезонов о том, как продавать продукт, который позарез нужен потребителю, но вне закона и в насыщенном конкурентами подпольном бизнесе.
Сложные сюжетные многоходовки придутся по вкусу стратегам, которые с азартом будут оценивать и анализировать взлеты и падения в судьбе «Империи», прикидывая, какие приемы можно перенести в свою профессиональную практику.
«Обмани меня» (Lie to me)
В каждого маркетолога должен быть встроен рентгеновский аппарат, позволяющий точно знать, врет ли тебе оппонент, и не важно кто: друг, девушка, бизнес-партнер или просто прохожий. Способность распознавать неправду защитит стратега от действий или решений, которые могут доставить множество неприятностей. «Lie to me» и является тем учебником, благодаря которому можно прокачать внутренний детектор лжи.
В дополнение к сериалу мы рекомендуем прочесть две книги Пола Экмана «Психология Лжи». Вы сможете отслеживать реакцию собеседника и видеть, как его выдает собственное тело, когда он лжет. Самое интересное в этом процессе — не показывать оппоненту, что вы его раскусили. Спектакль может продолжаться очень долго, но вы уже не жертва, а режиссер, и можете в любой момент прекратить его.
«Последний корабль» (The Last Ship)
Наглядное пособие по командообразованию. Для того, чтобы сплотиться, любой команде — героев или злодеев — нужна всего лишь общая цель, которая затрагивает интересы каждого члена команды. А еще нужен лидер — тот, у кого самые большие тараканы в голове, проще говоря, харизматичным должен быть этот человек.
«Острые козырьки» (Peaky Blinders)
Харизматичный гангстер Томми Шелби, рассмотренный под правильным углом, — отличный пример сильного руководителя для владельцев бизнеса в нашей стране. Он умеет:
- находить новые ниши по стратегии голубого океана, совсем как Ким Вичан;
- вести за собой команду, донося до нее свои идеи, которые на первый взгляд кажутся безумными;
- выстраивать переговоры в нужном ключе;
- размазывать конкурентов или превращать их в партнеров — в зависимости от того, что выгоднее для бизнеса.
В общем, 12 серий чистого удовольствия под названием «Как вести бизнес в России». Отклоняясь от темы статьи, отметим, что это один из самых качественных сериалов XX-го века, и его можно смело поставить в один ряд с Mad Men, True Detective и Game of Thrones. А еще нельзя не отметить яркий нейминг его банды — «Peaky Blinders». Так и хочется сказать: «Я б вступил!»
«Безумцы» (Mad men)
Сотрудники одного из лучших рекламных агентств Нью-Йорка образца 60-х годов страдают от душевной опустошенности, переживают переменчивую эпоху и продают ей отличную рекламу. Как правильно делать первое, второе и третье — можно поучиться у «безумцев». Характерный пример эмоционального брендинга из сериала:
«Сумасшедшие» (The Crazy Ones)
Научившись делать маркетинг по-ньюйоркски, переходите к Чикаго. Несмотря на то, что на телевидении сериал просуществовал всего 22 серии, мы имеем 22 получасовых отборных кейса, из которых можно составить учебный план на месяц.
«Доктор Хаус» (House MD)
Кроме того, что викодин — отличное средство для продуктивного мозгового штурма, сериал «Доктор Хаус» учит нас, как правильно брифовать клиентов. Зачастую, сами того не осознавая, они недоговаривают ключевых для стратега вещей или приукрашивают продукт, вредя не только себе, но и своей компании. Задача команды маркетологов — вытащить из пациента клиента необходимую информацию для формирования здоровой стратегии.
Несмотря на то, что доктор Хаус — яркий лидер и выдающийся врач-диагност, он не может работать без своей команды, и все его гениальные идеи рождаются только в ходе обсуждения. Очень часто случается так, что именно команда влияет на правильную постановку диагноза. Для успеха любого проекта нельзя недооценивать мощь команды и мозгового штурма (и здесь мы изящно закольцовываем обзор и возвращаемся первому абзацу).
«Американская семейка» (Modern Family)
Изучаете целевую аудиторию, и нужно вдохновение для формирования инсайтов и построения коммуникаций? Загляните за кулисы среднестатистической семьи, посмотрите, с какими проблемами они сталкиваются каждый день и как их решают. Псевдодокументальность сериала позволяет понять, почему тот или иной герой поступил именно так, потому что все персонажи комментируют свои поступки. Показаны только бытовые ситуации — от устройства на работу до организации большого праздника: никаких супергероев, пришельцев, драконов. Просто жизнь. Особое внимание маркетологам стоит уделить герою Филу, который является продавцом домов. Он использует множество рекламных трюков, и мы видим, к чему может привести неудачный выбор рекламного сообщения или носителя рекламы.
Вы скажете: «Но это же американская семейка, разве можно перенести инсайта на российскую аудиторию?» Дело в том, что в сериале нет типичного американского поведения или столь нелюбимого нами американского юмора. Проблематика сериала интернациональна, помните, как у Толстого: «Все счастливые семьи похожи друг на друга, каждая несчастливая семья несчастлива по-своему». Так вот, тут семьи счастливы).
*Статья была впервые опубликована в корпоративном блоге, вы читали специальную версию для «Мегамозга»*
© Megamozg