Наши миллион, год и первые восемь лет

9aa7dbdb8e5e46bea8cdbe8b513df2e8.jpg

Сегодня — памятная для нас дата, ровно год, как Yota объявила о запуске услуг голосовой мобильной связи в широкую коммерческую эксплуатацию. Год назад, 13 августа 2014 года, мы предложили продукт для смартфона с безлимитным интернетом (а чуть позже — и для планшета), и теперь мы рады сообщить, что на данный момент база пользователей мобильного оператора Yota превысила миллион клиентов!

А еще недавно нашей компании исполнилось восемь лет. За эти годы с нами произошло немало перемен, было много ярких событий. Yota «образца 2015» очень сильно отличается от той Yota, что была создана в 2007 году. И в честь нашего года как мобильного оператора и восьмого дня рождения мы решили рассказать об основных вехах в истории нашей компании.
В конце 2006 года бизнесмены Денис Свердлов и Сергей Адоньев заинтересовались возможностью создания интернет-оператора. В то время никто ещё не предоставлял широкополосный мобильный доступ в интернет, и потому решено было первыми выйти на этот рынок. А в качестве базовой технологии выбрали новейшую на тот момент WiMAX. В то время операторы «большой тройки» собирались внедрять у себя мобильный интернет на основе 3G. Для реализации задуманного был создан фонд, который приобрёл компанию, обладавшую правами на использование диапазона 2,5–2,7 ГГц, и занялся созданием сети базовых станций. А в следующем, 2007 году в Санкт-Петербурге была создана компания ООО «Скартел», которой и предстояло выйти на рынок под брендом Yota.

Бренд и логотип


Основатели долгое время не могли придумать подходящее название для будущей компании. Все предлагаемые варианты оказывались скучными и неоригинальными, сплошные клише. В конце концов Адоньев предложил название Yota, которое сразу же понравилось и Свердлову. Слово было простым, легко произносимым и звучным. «Йота» — это название буквы I, i в греческом алфавите. В то же время это слово используется для обозначения чего-то очень малого. «Ни на йоту не уступил». Кстати, есть ещё и приставка йотта-, обозначающая число 1024.

Для разработки логотипа был объявлен тендер, который выиграло небольшое лондонское агентство, предложившее изображение с перевёрнутым человечком. В нём были удачно воплощены такие характеристики бренда, как оригинальность, радость и свобода действий.

Первые шаги


Подготовка к запуску в эксплуатацию длилась около полутора лет. В течение этого времени выбирался поставщик оборудования WiMax (по результатам технической и экономической экспертиз выбрали Samsung), строили ВОЛС, создавали опорную сеть передачи данных и готовили ЦОД в Москве и Санкт-Петербурге, размещали базовые станции, налаживали связи с производителями гаджетов и разрабатывали WiMAX-модемы (в то время Yota Devices ещё была частью Yota).

41068bd12806463694d376374fee8ebb.jpg

Незадолго до старта была запущена рекламная кампания. Мы сразу отказались от рекламы на ТВ — это было слишком дорого, да и мы ориентировались на другую целевую аудиторию.

2 сентября 2008 мы запустили в тестовую эксплуатацию WiMAX-сети в Москве и Санкт-Петербурге. А спустя ровно месяц в продажу поступил первый в мире телефон, поддерживающий стандарт WiMAX — HTC MAX 4G. Это был полноценный смартфон, работавший на ОС Windows Mobile 6.1, оснащённый дисплеем 3,8 дюйма с разрешением 800×480. Он был разработан HTC специально для России по нашему заказу.

8c4f06464eb144f8a42a09fa3d4c2ff3.jpgb33cb0af86f048b8a1a7b1b20320e3fe.jpg

За пять дней до Нового года, 25 декабря, в продаже появились WiMAX Express-карты для ноутбуков, позволявшие подключиться к нашей сети. Когда-то во многих ноутбуках были такие слоты для карт расширения (Ethernet-карт, Dialup-, WiMAX- и CDMA-модемов). Но со временем надобность в них отпала, поскольку ассортимент USB-периферии стал достаточно широк, и количество USB-портов в технике увеличилось.

289e02bb46e845da89383cda223e5f95.jpgae34cad4d8d34ff197101eada6c3730d.jpg

В апреле 2009 мы начали обслуживать корпоративных клиентов, а в июне наша сеть WiMAX была официально переведена из тестовой эксплуатации в коммерческую — до этого момента пользование сетью Yota было бесплатным. Тогда же была размещена реклама на улицах городов.

С самого начала интерес к нашим услугам был очень велик. В то время никто не предлагал мобильный интернет с такими скоростными характеристиками — до 10 Мбит/сек. В результате 18 августа 2009 года наша абонентская база превысила отметку в 100 000 человек, и мы вышли на операционную прибыль. Ещё через два месяца нашей сетью пользовались уже 150 000 человек, а 3 декабря — около 250 000 абонентов.

С самого начала мы работали над расширением ассортимента устройств, способных работать в нашей сети. Одних лишь USB-модемов, смартфонов и карт WiMAX Express было недостаточно, требовалось что-то более универсальное. И в октябре 2009 года мы выпустили мобильный роутер Yota Egg, раздававший интернет по Wi-Fi.

636e20c904b64df596de1df74ee13868.jpg

В то же время мы активно расширяли свою сеть. В 2009 году Yota стала доступна жителям Уфы, Краснодара и Сочи.

975c8fe334694dae96f773890f4639a0.jpg

Новая технология


Прогресс не стоял на месте, и WiMAX перестал удовлетворять всем нашим требованиям. В 2010 году было принято стратегическое решение переходить на новую технологию — LTE. К сожалению, WiMax, в своё время ставшая прорывной, уже через пару лет перестала отвечать требованиям рынка, поскольку не позволяла предоставлять одновременно услуги передачи данных и голосовой связи. Отказу от WiMax способствовали и технологические ограничения по дальности покрытия, и недостаточно активное развитие технологии со стороны ассоциации разработчиков WiMax Forum. В результате был сделан выбор в пользу наследницы 3G — LTE.

3775798683a74c6da23af4e1a507cc94.jpg

Мы начали активно модернизировать инфраструктуру и устанавливать новые базовые станции. 30 августа нам удалось первыми в России запустить сеть LTE, на этот раз не в Москве, а в Казани. Однако уже на следующий день нам пришлось временно приостановить эксплуатацию новой сети из-за того, что Роскомнадзор неожиданно отозвал выданное ранее разрешение на использование этого диапазона. Несколько позже мы уладили все вопросы с регулятором и, спустя некоторое время, в марте 2011 года, подписали соглашение с «большой тройкой» и «Ростелекомом» о том, что Yota остаётся единственной в России компанией, развивающей сеть LTE, а остальные операторы в обмен на это получают возможность использовать созданную инфраструктуру.

Летом того же года в продажу поступили две новинки: роутер Yota Many и модем Yota One. Устройства оказались очень удачными, Yota Many до сих пор является самым востребованным среди всех наших модемов и роутеров. Также в 2011 году из состава Yota вышла компания Yota Devices, которая стала специализироваться на создании гаджетов, самыми известными из которых стали смартфоны линейки YotaPhone. С момента разделения обе компании стали независимыми юрлицами, более никак не связанными друг с другом.

78b7520ab8784e5b977173961c0dd077.jpg2eec7583288e47ad8a49a174ce410e18.png

Важным событием этого периода развития компании также стал Yota Space — один из крупнейших некоммерческих международных фестивалей цифрового искусства, впервые организованный нами в 2010 году. Его посетители могли понаблюдать чудеса мультимедийных технологий и потанцевать под песни долгожданных зарубежных исполнителей.

Слияние с «МегаФоном»


Самой большой новостью 2012 года стало, пожалуй, создание холдинга Garsdale Services, которому стали принадлежать 50% акций «МегаФона» и 100% акций «Скартела». Поскольку одним из условий ФАС, одобрившего сделку, было предоставление другим операторам доступа к инфраструктуре, образовалось новое юридическое лицо — компания «Йота». Она взяла на себя обслуживание всех абонентов, а сам «Скартел» стал заниматься исключительно развитием инфраструктуры. Забегая вперед, скажем, что чуть позже, в августе 2013-го, ФАС одобрил ходатайство «МегаФона» о приобретении 100% акций «Скартел» и «Йоты», в результате произошло объединение сетей.

В октябре 2012 года Yota снова стала первой — на этот раз мы первыми в мире развернули коммерческую сеть мобильной связи на основе технологии LTE-Advanced. Эта сеть состояла из 11 базовых станций. LTE-A обеспечивает скорость передачи данных до 300 Мб/сек., и сегодня эта технология доступна жителям Москвы и Санкт-Петербурга.

Четвёртый федеральный


В 2014 году в истории нашей компании наступил новый этап. Помимо мобильного 4G-интернета, мы стали предоставлять услуги мобильной связи, став четвёртым федеральным оператором с красивым префиксом +7–999. Этому событию предшествовал долгий этап подготовки и тестирования инфраструктуры, программного обеспечения, увязки взаимодействия различных систем, достижения договорённостей с другими операторами. Кстати, мы стали первым в России полноценным виртуальным (MVNO) оператором, поскольку арендуем сеть у «МегаФона».

Немаловажно, что мы стали первым оператором, создаваемым для клиентов и при активном их участии. Почти одновременно с запуском оператора в коммерческую эксплуатацию Yota рассказала о концепции «Создаем оператора вместе», в рамках которой каждый пользователь может отправить свою идею по улучшению мобильного оператора. Раз в месяц наша команда выбирает лучшие предложения — и те, что наберут максимальное количество голосов на сайте yota.ru, обязательно будут реализованы (как, например, уже случилось с предложениями отменить VPN, дать возможность выбирать и самостоятельно менять номер и привязывать банковскую карту и др.). В съёмке ролика, приуроченного к продвижению этой кампании, приняли участие около 60 человек, в том числе сотрудники Yota:

В августе 2014 года сразу в шести городах: Москве, Санкт-Петербурге, Владивостоке, Хабаровске, Владимире и Туле — была начата выдача наших SIM-карт для смартфонов по предзаказу. Впоследствии, в октябре, стали доступны и SIM-карты для использования в планшетах. С момента запуска мы активно расширяем дистрибуцию — клиенты могут получить SIM-карты Yota как в собственной рознице мобильного оператора, так и в магазинах сетей «Связной», «Евросеть», других партнеров, а также заказать доставку курьером в мобильном приложении или на сайте yota.ru. Сегодня сотовая связь Yota доступна уже в 52 регионах страны, и до конца 2015 года мы планируем начать дистрибуцию SIM для смартфонов и планшетов еще в 23 регионах. Модемы можно купить и подключить в 48 регионах.

Восемь лет спустя


Многие события в нашей жизни со временем начинают восприниматься иначе. Одни обретают высокое значение, другие тускнеют, даже если когда-то нам они казались важными. Мы поинтересовались у старожилов, какие этапы в истории компании были самыми трудными. И по их мнению, голоса распределились так:

  1. Запуск WiMAX-сети.
  2. Неудачная попытка запуска голосовой связи на WiMAX (внутренний проект COSMOS).
  3. Запуск LTE в Казани и получение запрета на эксплуатацию сразу после запуска.
  4. Получение частот для LTE.
  5. Переход с WiMAX на LTE.
  6. Запуск голосовой связи.


Возможно, ещё через восемь лет места в этом «хит-параде» будут занимать совсем другие события. Сегодня же мы гордимся тем, что у Yota действительно нет роуминга внутри страны, как нет и тарифов с пояснениями мелким шрифтом под звездочкой. Мы на самом деле можем дать нашим клиентам максимальную свободу — бесплатно звонить внутри сети, самостоятельно менять телефонный номер без визита в офис оператора, полностью управлять своими услугами через мобильное приложение и пользоваться безлимитным мобильным трафиком.

Миллион клиентов, пользующихся SIM-картами для смартфонов и планшетов, делают Yota одним из лидеров рынка MVNO в России. За год приложение Yota было скачано почти два миллиона раз. Количество загрузок приложения на Android составило 70%, на iOS пришлось 30%. На данный момент 28% клиентов Yota оплачивают услуги мобильной связи банковскими картами через приложение, и этот показатель продолжает расти. По этому значению пользователи Yota опережают клиентов других мобильных операторов, что говорит о большом количестве продвинутой аудитории среди покупателей SIM-карт федерального оператора.



Нестандартной для телеком-рынка является модель организации службы поддержки. Поддержка пользователей смартфонов и планшетов осуществляется только в онлайн-каналах: чат в мобильном приложении, чат на сайте yota.ru, социальные сети, электронная почта, SMS. Из всех digital-направлений поддержки более 70% обращений клиентов обрабатываются через мобильное приложение.

Кстати, ∞ — это перевёрнутая 8. Восемь лет — срок немалый. В этом возрасте, например, ребёнок уже учится во втором классе. А мы за это время перешли на вторую технологию беспроводной связи, пережили разделения и слияния, падения и взлёты. И на достигнутом мы останавливаться не собираемся — ведь у нас есть не только безлимитная связь, но и безлимитное количество идей, которые мы хотим реализовать.

© Habrahabr.ru