Погубят ли отраслевые облака привычные решения?

a5cfce6678f1e100b035e0bf404fd950.png

В изданиях уровня Forbes хорошим тоном считается предрекать забвение привычных облачных платформ. Якобы на их место придут отраслевые решения, и вот тогда все заживут счастливо. Поделюсь мнением, почему это не так, как минимум в России.

Для начала обрисую свой опыт. Меня зовут Виталий Ранн, я директор по продукту «Инферит Облако». Более 10 лет занимается разработкой сложных технических высоконагруженных ИТ-решений, построением больших ИТ-инфраструктур, систем хранения и обработки данных, эксперт в продуктовой аналитике и проработке сложных ИТ-решений для бизнеса и защиты пользователей.

По поводу безоговорочной победы отраслевых облаков — их развитие полезно для рынка. Однако не по тем причинам, на которые ссылаются зарубежные авторы.

Чем похожи облака и Тойота Камри

У условной Тойоты и облачного провайдера больше общего, чем может показаться на первый взгляд

У условной Тойоты и облачного провайдера больше общего, чем может показаться на первый взгляд

Чтобы быть в контексте, определимся что принято называть отраслевым облаком. Объясню на языке аналогий (куда без них?).

Представим, что обычное облачное решение — это автомобиль с конвейера. Он надежен, многофункционален и большинство водителей поставит ему хорошую оценку. В общем, это как Тойота Камри — хороший выбор для ежедневных поездок. Ну или любой автомобиль, который часто встречается на дорогах вашего города.

Отраслевые облака — совершенно другая история. Это автомобили, созданные для определенных условий. Если вы участвуете в гонках, странно искать подходящий автомобиль в ближайшем салоне. Нужна гоночная модель с усиленной подвеской, мощным двигателем и каркасом. Точно так же, если вы управляете транспортной компанией, работающей в северных регионах, ваш выбор — выносливые внедорожники.

Получается, что покупка Тойоты Камри делает вас «средним» водителем? Конечно, нет. Это модель, созданная для определенных целей. Популярность не делает ее хуже. Просто есть условия, при которых лучше обратить внимание на другие машины.

Вернемся в мир бизнеса. Отраслевые облака — это сервисы, разработанные для конкретных отраслей вроде финансового сектора, здравоохранения, производства, образования и т.д. Помимо привычных услуг вроде хранения данных и вычислительных мощностей они предлагают специализированные инструменты, которые соответствуют уникальным требованиям и стандартам безопасности конкретной отрасли.

Это все внешний слой. Основные отличия кроются в самой логике построения облаков. У обычных это горизонтальная структура, а у отраслевых — вертикальная. Схематически это можно представить так:

Обычные облака / Горизонтальный подход

Отраслевые облака / Вертикальный подход

Технологическая база и возмжности формируются так, чтобы захватить как можно большую аудиторию. Чаще это OpenSource решения.

Продукт выстраивается вокруг запросов определенной отрасли. Железо, ПО, сертификаты — все выстраивается по этой логике.

Оба подхода имеют право на жизнь, плюс они редко встречаются в чистом виде. Так почему вертикальный подход становится популярнее?

Кажется, что решения для широкой аудитории должны быть популярнее. Однако последние 3–4 года ситуация меняется на противоположную.

Запрос на отраслевые облака правда растет? А в России?

Когда зарубежные колумнисты и исследователи предрекают стагнацию привычных облаков, часто упоминаются несколько исследований за авторством Gartner, PwC, cloud industry forum и других известных имен. Достаточно привести показатели Gartner, чтобы понять откуда растут такие настроения:

  • 39% респондентов уже начали внедрение отраслевых облачных платформ;

  • 14% находятся в стадии эксперимента с отраслевыми решениями;

  • 17% рассматривают возможность внедрения таких решений к 2026 году.

Большинство респондентов, знакомых с концепцией отраслевых облачных платформ, назвали себя принявшими или потенциально рассматривающими отраслевые облачные платформы. По прогнозам Gartner, к 2027 году более 70% предприятий будут использовать отраслевые облачные платформы для ускорения своих бизнес-инициатив. Еще в 2023 году этот показатель составлял менее 15%.

Покупатели отраслевых решений платят не просто за железо и ПО. Им важен опыт провайдера в определенной отрасли

Другие исследования придерживаются такой же «линии партии». Появление отраслевых облачных платформ называют «значительной эволюцией» и «стратегическими инструментами». Колумнист Форбс считает, что отраслевые решение уникальны, потому что позволяют ускорить цифровую трансформацию, повысить операционную эффективность и гибкость в принятии решений.

Я изучил больше 10 исследований и не нашел подвоха. Под Industry Cloud понимается то же, что и нас, а их преимущества коррелируют с бизнесовыми ценностями. Однако это в Северной Америке и Центральной Европе, а что в России?

Исследователи российского ИТ-ландшафта пока не выделяют отраслевые решения в отдельные категории. Поэтому сказать о росте интереса к ним можно только по косвенным признакам. Из релевантных работ вспоминается только исследование российской промышленности. Однако это достаточно узкая выборка.

Трудности с подсчетом вполне понятны. Заказчики отраслевых облаков относятся к традиционно консервативным сферам в части безопасности. Даже если они и пользуются облаком, то такие кейсы редко становятся публичными.

В Северной Америке и Европе действительно заметно вырос интерес к отраслевым решениям. В России опереться на какие-то цифры пока нельзя.

Частное мнение: 90% российских облаков уже отраслевые

Облачные сервисы просачиваются даже в самые консервативные отрасли

Облачные сервисы просачиваются даже в самые консервативные отрасли

На мой взгляд, отраслевые решения вошли в ИТ-ландшафт давно, просто никто этого не заметил. Да и делать из этого новость тоже странно.

Представим такой пример. На сайте облачного провайдера общего профиля есть раздел «решения». Если зайти в них, мы увидим продуктовые страницы по типу «для строительной компании», «для логистики», «для производства» и т.д. За каждой страницей строит определенная конфигурация продукта, оптимизированная под отрасль. Можно ли считать, что это несколько отраслевых решений под одним брендом? Вопрос, естественно, риторический.

Еще один важный момент — трудно представить облачного провайдера, который не адаптирует промо-материалы под целевую аудиторию. Вот отдел маркетинга и продажи составляют портрет клиента. Наверняка там будет должность, запросы и сфера его работы. Под этот портрет и подгоняется продукт. Иными словами, облачный провайдер ориентируется на конкретную отрасль или отрасли даже если это и не заявляется в лоб.

Отраслевые облака — это не про нейминг и даже не про маркетинг. Он отражает готовность бизнеса адаптироваться под запросы клиентов, слушать их и предлагать удобное техническое решение 

Важно помнить и про другой момент: со временем любая отрасль обрастает специфическими требованиями. Как правило, они касаются безопасности. Ну и все знаем, как выросла угроза кибератак. Поэтому вложения в безопасность облака окупаются всегда.

Речь идет даже не о 152-фз, который стал обязательным требованием для работы. Провайдеры выстраивают свое ценностное предложение вокруг безопасности. К примеру, в «Инферит Облако» мы предлагаем защиту от DDos-атак и ботов, менеджер паролей, безопасность ОС и серверов, а также другие меры безопасности на уровне продукта. Т.е. продукт и его защита существуют неразрывно.

Получается, что безопасность может сделать облако отраслевым? Формально нет. Дело в другом. Производственная компания вряд ли ищет именно «облако для производства». Для них важнее соответствие требованиям, которые выставила служба безопасности. Такая же логика действует и для других отраслей. Там смотрят на сертификаты, а не заголовок лендинга.

Сегодня признаки отраслевых решений есть у большинства российских облаков. Просто все понимают кто их клиент и формируют продукт вокруг его потребностей. Для этого не обязательно называть себя »отраслевым».

Как тренд на отраслевые решения отразится на России

Думаю, что тренд на отраслевые решения вполне понятен. Однако он идет от потребности в экспертности вендора. Хочется, чтобы твои запросы понимали, а не старались продать усредненное решение. 

Что касается трендов, то они видятся мне такими:

1. Предложения будут сегментироваться. Я уже упоминал деление по отраслям, но ведь можно сегментировать продукт по задачам. Оба способа не противоречат друг другу.

Как это может выглядеть на практике? Например, через внедрение программных продуктов от зарекомендовавших себя вендоров. Вот пользуется компания условным Oracle Construction and Engineering Cloud, менеджер связывается с ними и предлагает доплатить за модуль динамического ценообразования. Не важно, что модуль проходит как отдельный продукт. Компания доверяет вендору и понимает потенциальную пользу от внедрения. Скорее всего продажа состоится.

Можно бесконечно копать вглубь потребностей отрасли, предлагая новые продукты. Причина банальна: у бизнесов постоянно появляются новые потребности

Это пару лет назад в розничной торговле высшим пилотажем считалось запустить Real-time маркетинг. Сегодня без решений на основе ИИ становится как-то грустно. А через год наверняка появится что-то еще.

2. Пакетные предложения и бандлы. Это когда компания предоставляет комплексные решения через облачную платформу. Например, различные программные продукты, инфраструктурные решения, платформы для разработки и развертывания приложений, а также специализированные сервисы, адаптированные под нужды конкретных клиентов или отраслей.

Телеком и вендоры железного оборудования РФ давно взял на вооружение бандлы, они проникают повсюду хоть и с разными названиями. Приход в облака — это вопрос времени. Здесь позволю себе спойлер. В «Инферит Облако» мы уже предлагаем бандлы для разных сценариев. Это бандлы виртуализации, разработки, ML&AI и другие прикладные решения.

Преимущество этой модели в том, что она позволяет клиентам получить доступ к широкому набору инструментов и сервисов без необходимости инвестировать в создание собственной инфраструктуры или покупку отдельных лицензий на программное обеспечение. Вместо этого все необходимое предоставляется как единый пакет, за который клиент платит регулярную абонентскую плату. Это упрощает управление ИТ-ресурсами, сокращает затраты и повышает гибкость бизнеса, позволяя быстро адаптироваться к меняющимся требованиям. 

3. Переход на российское ПО. Тут два момента: правовое поле стимулирует к использованию отечественных решений, но и вендоры оказались готовы принять новых клиентов. Зрелость российских вендоров — не моя выдумка, а мнение Минцифры.

Госкомпании обязали перейти на российские операционные системы и офисные пакеты с начала 2025 г. Другим стимулом стали меры, принятые правительством России для укрепления кибербезопасности. К примеру, малый и средний бизнеса получал субсидии на покупку российского ПО. В целом, по оценке Института изучения международных рынков две трети российских компаний собираются перейти на российское ПО к 2025 году.

4. Безопасность. Повторюсь: пока есть ИТ, будет и запрос на безопасность. При этом консервативные отрасли ставят защиту инфраструктуры во главу угла. Следовательно, вложения в безопасность остаются обязательным требованием для большинства клиентов.

Краткий вывод

Спрос на отраслевые облака логичен и закономерен. Однако я бы не назвал это отдельным миром внутри облачных решений. Скорее речь идет о ярко-выраженной сегментации, а она вполне реализуема в рамках одного продукта. Ну и сегментированное решение ожидаемо лучше принимается внутри ЦА, на которую оно рассчитано.

Исследования и просто наблюдение за рынком подтверждают тренд на сегментацию в самых разных проявлениях. Кто сегментирует, тот растет.

Если не согласны с моим мнением, напишите об этом в комментариях. Читаю все и отвечаю по доступности. Также можете подписаться на канал «Инферит Облако» в телеграме. Мы только начали, но там уже интересно.

© Habrahabr.ru