Подводных интернет-кабелей все больше: новые магистрали, суда и возможности

10_1jidg3uqmnp0f4ydjsz1s3d4.jpeg


Относительно недавно, в ноябре 2021 года, протяженность подводных интернет-магистралей превысила 1 млн километров. Несмотря на различные проблемы в экономике, проекты в этой отрасли продолжают развиваться, а интернет-инфраструктура — расширяться. Совсем недавно начала работать новая магистраль стоимостью в $1 млрд, плюс появилось еще несколько проектов, о которых стоит знать. Все это — под катом.

Что это за магистраль ценой в $1 млрд?


myucypztdbzlvmpiupwm9b3lysg.jpeg


Реь идет о проекте корпорации Google, который проложил интернет-кабель длиной в 15 тыс. км между Западной Европой и Южной Африкой. Пропускная способность этой магистрали — 150 Тбит/c. Называется магистраль Equiano, она названа в честь писателя Олауда Эквиано (Olaudah Equiano).

У кабеля 9 ответвлений, состоит он из 12 оптоволоконных пар, технология — SDM (Space Division Multiplexing). В августе 2022 года кабель довели до конечной точки, которая располагается в окрестностях Кейптауна, а примерно неделю назад представители Google провели церемонию открытия.

По мнению авторов проекта, запуск столь протяженной магистрали с высокой пропускной способностью даст толчок экономическому развитию регионов, к которым он проложен. Так, по оценке экономистов, можно рассчитывать на появление новых 1,6 млн рабочих мест, а также на падение стоимости интернет-связи примерно на 20%.

Проект реализовывался около 2 лет, он один из крупнейших, которыми когда-либо занималась корпорация Google. Компания опубликовала сообщение, в котором говорится о том, что пропускная способность магистрали в 20 раз больше, чем любого из подводных интернет-кабелей, которые были проложены ранее в этом регионе.

Стоит отметить, что в течение последующих пары лет в этом же регионе появится и еще одна магистраль, которая называется 2Africa. За ее прокладку и ввод в эксплуатацию отвечает Meta. Согласно плану оператора, кабель в итоге соединит сразу три континента, включая Европу, Азию и Африку. Общая протяженность кабеля составит свыше 45 тыс. км, что близко к мировому рекорду. Google также является одним из участников этого проекта. Точки доступа кабеля будут доступны в Омане, ОАЭ, Катаре, Бахрейне, Кувейте, Ираке, Пакистане, Индии и Саудовской Аравии. Кроме того, страны Африки будут соединены между собой перекрестным подключением, а не только иметь доступ к магистрали.

350 Тбит/с между США и Японией


hlyyd8mkraanbdvanfuhhw6gffm.png


Еще одна современная подводная магистраль в скором будущем соединит Калифорнию (США) с префектурами Японии Тибпа и Миэ. Протяженность ее — около 10 тыс. км, по словам авторов проекта, она призвана обеспечить максимальную пропускную способность между США и Японией. Правда, ожидать запуска проекта придется около двух лет — по плану, ввод магистрали в работу намечен на конец 2024 года.

Достоинством магистрали является повышенная устойчивость к природным явлениям вроде землетрясений, которые очень часто случаются в Японии и на побережье. Многие помнят историю с островным королевством Тонга, которое лишилось интернета на продолжительное время из-за извержения вулкана. Это случилось 14 января, когда проснулся вулкан Хунга-Тонга-Хунга-Хаапай. После извержения вышла из строя как сотовая связь, так и интернет. Немудрено, поскольку сила подводного извержения была сравнима со взрывом мощностью 10 мегатонн в тротиловом эквиваленте.

64oqxpv6lxy_9jvzidj9ctt5rha.png

Для многих жителей огромной проблемой стало еще одно последствие извержения — порыв подводного кабеля связи, который был проложен в 2013 году. Благодаря ему королевство стало частью глобальной экономической системы, несмотря на свою удаленность от большинства крупных стран. Теперь государство словно вернулось в прошлое, когда не было ни интернета, ни телефонов. В общем, инженеры новой магистрали, которая будет проходить по тектонически и сейсмически активному региону, учли ошибки и проблемы прошлых проектов. Вероятно, если случится какое-то извержение непосредственно в точке пролегания магистрали около Японии, то помочь магистрали все же не получится, но от более слабых воздействий он защищен.

В проекте задействована технология WSS (Wavelength selective switching), благодаря которой можно будет изменять пропускную способность каждого маршрута, давая возможность системе весьма гибко реагировать на динамику трафика. Называется магистраль JUNO, а ее пропускная способность, как и говорилось выше, составит целых 350 Тбит/с.

Новое судно для прокладки подводных кабелей у Optic Marine


wcwllwozeszz1dsucgsvz-vhanc.png


Несмотря на то, что протяженность подводных интернет-магистралей превысила 1 млн км, о чем говорилось выше, суден для прокладки таких кабелей не так много, как могло бы показаться. На данный момент их около 60, причем в эксплуатацию они вводятся крайне редко. С 2004 по 2010 новых суден не было, лишь пять из них спущены на воду с 2011 по 2020 годы. За последние пять лет запущены в эксплуатацию еще три судна, и одно из них стало покорять морские просторы (ну или глубины, как угодно) совсем недавно.

В конце лета этого года в эксплуатацию введено судно CS Cable Vigilance. Оно будет работать в Атлантике. Создание каждого такого судна — весьма весомый в плане финансов проект, поэтому текущую разработку финансировали несколько банков, а также компании AIA, MIDF Ventures. На текущий момент у компании Optic Marine пять суден. То, о котором идет речь, сможет не только прокладывать новые, но и заниматься устранением неполадок на уже проложенных магистралях. В его инвентаре несколько современных инструментов, включая подводный беспилотник.

Интересный факт — большинство суден, которые занимаются прокладкой подводных интернет-магистралей, гораздо старше 10 лет. Так, возраст большинства от 20 до 30 лет, плюс 19 суден старше 30 лет. А срок службы одного из них и вовсе перевалил за полсотни лет.

Нужно больше кабелей


j3zfea8srlyuj0jqpjbb-c3ypyy.jpeg


Действительно, чем их будет больше, тем меньше вероятность, что из-за неожиданного каприза природы вроде очередного катаклизма пропадет связь у какой-то части населения нашего огромного мира. Понятно, что у компаний свой интерес в прокладке кабелей, чисто коммерческий, но с увеличением протяженности и общим расширением интернет-инфраструктуры выигрывают пользователи — как обычные, так и корпоративные.

Пример одного из таких повреждений, который повлиял не на отдельно взятое островное королевство, а на миллионы людей — повреждение сети Asia-Africa-Europe-1 (AAE-1) протяженностью в 25 тыс. км летом 2022 года. В итоге перебои с интернетом возникли на востоке Африки, на Ближнем Востоке и в Азии, включая Пакистан, Сомали, Джибути и Саудовскую Аравию.

Понятно, что другие участки сети взяли на себя дополнительную нагрузку, но помогло это не всем и не везде. Тогда повезло, что повреждение кабеля было на территории Египта, на суше, а не под водой.

Так что чем больше кабелей будет, тем меньше станет проблем в виде частичного или полного отсутствия сети. Нужно больше интернет-магистралей, хороших и разных!

© Habrahabr.ru