Подводим итоги года в направлении «Программирование»

7d74b813df4a9884e4f998b0c8664d68.png

Уходящий 2022 год был богат на новинки и события. Мы запустили новые учебные курсы, обновили существующие программы, открыли офлайн-школы в нескольких российских городах, впервые вышли на зарубежный рынок и усилили команду направления программными директорами. В 2022 году наибольший прирост новых пользователей в Skillbox показало направление «Программирование» — его доля от общего числа новых пользователей составила 38%. В пятерку самых популярных вошли профессии «Python-разработчик», «Инженер по тестированию», Data Scientist,»1C-разработчик» и «Java-разработчик». Замыкает группу лидеров направление веб-разработки. Сегодня хотим поделиться основными итогами и хайлайтами уходящего года.

Новые продукты

В этом году совместно с «Альфа-Банком» мы запустили курс «Микросервисная архитектура» на базе собственной усовершенствованной системы управления обучением — LMS. Это продукт направления, который не обучает специалиста с нуля. Он направлен на экспертов с опытом разработки от года для прокачки навыков в конкретном технологическом стеке. Предлагаемые слушателям задачи взяты из практики команды разработчиков «Альфа-Банка» — в программу их заложено более 40. Пользователи учатся писать масштабируемые микросервисы, создавать готовые для эксплуатации Docker-образы, разрабатывать cloud-ready-архитектуру и инфраструктуру, выстраивать автоматизированные пайплайны сборки и доставки кода в продакшен, строить интеграции между микросервисами (Kafka, Rest, s3), оркестрировать контейнеры с помощью Kubernetes и многому другому. В рамках дипломного проекта разрабатывают собственную социальную сеть — Skillagram, которая включает работу над 4–6 микросервисами.

Для начинающих в уходящем году был запущен бесплатный курс «Введение в аналитику». Аналитика — большая сфера со множеством специализаций. В одних направлениях найдут себя любители поработать с цифрами и кодом. В других фокус смещён на общение с бизнесом, разработку презентаций, визуализаций и инфографики. Поэтому стать аналитиком можно независимо от того, кем вы себя считаете — «технарём до мозга костей» или «гуманитарием». Этот курс позволяет попробовать себя в 11 направлениях и решить, какое из них вам нравится больше.

Кроме того, в этом году образовательная платформа запустила офлайн-школы в Москве, Санкт-Петербурге, Красноярске, Краснодаре, Новосибирске, Казани и Воронеже. Они реализуют концепцию смешанного обучения, то есть в онлайне и офлайне. В основе офлайн-обучения лежат те же программы, которые мы используем в наших онлайн-курсах: «Python-разработчик», «Java-разработчик», «Frontend-разработчик» и «Инженер по тестированию». Помимо онлайн-курса, учащийся получает доступ к работе с наставником, который присутствует в школе каждый день. Студенту также дается возможность участвовать в воркшопах и групповых консультациях. На таких встречах обсуждаются практические задания, слушатели учатся определять ошибки, изучают новые инструменты и возможности решения той или иной задачи. Все наши преподаватели проходят строгий отбор — выполняют тестовое задание, затем им предстоит стажировка, и только после необходимой подготовки их допускают к непосредственному обучению студентов. До конца 2024 года мы планируем открыть 70 офлайн-школ в различных российских городах. Сейчас мы активно ведем набор преподавателей в школы. Если вы хотите присоединиться к нашей команде — отправьте нам ваши контакты с указанием города на адрес электронной почты igor.muzykin@skillbox.ru.

В 2022 году мы впервые вышли на зарубежный рынок — запустили программу обучения «Python-разработчик» на узбекском языке. Это первый учебный курс Skillbox, который преподается на иностранном языке. 

«Маркетинговые исследования дали нам понять, что в Узбекистане есть запрос на качественное IT-образование на родном языке. Курс полностью перезаписан с региональным экспертом, практические задания учеников проверяют преподаватели-разработчики из Узбекистана. Уже есть в планах в следующем году запустить курс по тестированию, также на узбекском рынке», добавил Игорь Музыкин, продюсер направления «Программирование». 

Важные обновления в продуктах

Жизненный цикл современных IT-продуктов подразумевает систематические обновления. Обратная связь от слушателей позволяет регулярно обновлять наши курсы. Формируя учебные траектории, мы всегда ориентируемся на требования рынка, в 2022-м мы общались с работодателями, собрали вакансии на HR-порталах и досках объявлений и, опираясь на полученные сведения о требованиях рынка, составили подробный перечень знаний и навыков, которые необходимо приобрести учащимся. Таким образом мы актуализировали компетенции по ряду профессий. Исходя из этого корректировались учебные программы в циклах Java-разработки, тестирования ПО и Data Science.

«Сначала мы провели масштабное исследование: организовали кастдев нанимающих тимлидов в более чем десяти крупных компаниях. Среди них «М.Видео», «Сбер», «Дом.РФ», «ДоДо», «Иннотех». Вместе с ними мы сделали ревью имеющейся программы. Кроме того, Data Scientist стал первой профессией, на которой мы протестировали парсер вакансий на HH.ru. Он позволяет нам анализировать вакансии по требованиям к кандидатам, их знаниям, хард- и софт-скиллам. В последнее время на рынке образования произошли значительные перемены: сейчас люди не хотят покупать большие объемы контента, они желают приобрести необходимый минимум и быстрее доходить до трудоустройства. Учитывая это и результаты исследований? мы разработали укороченную версию курса продолжительностью девять месяцев», рассказывает об изменениях на профессии Data Scientist тимлид факультета анализа данных Надежда Бойкова

Исследования заняли около четырех месяцев. Изменение формата укороченного курса еще не окончено: мы планируем завершить все работы к марту 2023 года. 

Изменения в команде 

В этом году мы расширили штат программных директоров для большинства программ направления. Программный директор — специалист, возглавляющий каждое отдельно взятое профессиональное направление. Эти люди имеют опыт найма сотрудников и управления коллективом, знают, как работает бизнес. Программный директор — не единственный человек, принимающий решения относительно развития курса, он работает в сотрудничестве с продюсерами и методистами. Но в то же время он обеспечивает регулярную актуализацию программ, проверяет идеи и концепции и в целом обладает необходимыми знаниями о текущем состоянии индустрии и изменениях на рынке. В первую очередь программный директор — это носитель экспертности в своем образовательном направлении, его евангелист и идейный вдохновитель. Именно таких специалистов мы и стремимся привлекать на роль программных директоров, курирующих отдельные образовательные направления: бэкенд-разработка, веб-разработка, мобильная разработка, анализ данных, IT-инфраструктура, управление разработкой. 

В новом году мы планируем привлечь программных директоров к работе над всеми нашими профессиональными направлениями и расширить команду за счет привлечения новых экспертов. Программным директором всего направления «Программирование» в Skillbox стал Сережа Попов, имеющий 12-летний опыт работы в ИТ. Сергей более 7 лет трудился разработчиком и тимлидом, столько же работал в эдтехе (Moscow Coding School, HTML Academy). Провел 150 выступлений на профильных конференциях. Организовывал локальные сообщества и митапы в Москве и Питере, участвовал в организации таких мероприятий, как WSD и piter css_conf. 

Точки роста

Говорить об одних только успехах, не упомянув о том, что стоило бы улучшить в нашей работе, было бы слегка нескромно. 

Никита Малыгин, руководитель направления «Программирование»: «Несмотря на то что мы поддерживаем наши образовательные программы в актуальном состоянии, нам хочется проводить более глубокие исследования требований рынка с привлечением представителей бизнеса и потенциальных работодателей. Время от времени у компаний возникает потребность в каких-то специфических знаниях и навыках, которые мы пока еще не успели охватить в рамках наших образовательных продуктов. Подобную информацию мы можем получить только благодаря обратной связи. Как следствие, нам еще есть куда расти в направлении настройки более плотной коммуникации с представителями бизнеса и работодателями. В 2023 году мы уделим этому направлению особое внимание».

Мы планируем углубить планомерную работу с программными директорами, привлечь к развитию наших проектов новых экспертов, расширить их круг задач. Все это позволит в наступающем году еще выше поднять уровень и качество наших образовательных проектов. 

Ожидания и планы

Что мы планируем и чего хотим достичь в 2023 году? В первую очередь у нас есть желание сделать наши учебные программы короче. Образовательные треки должны быть по возможности компактными, но при этом предоставлять ученику достаточный набор знаний и навыков для успешного трудоустройства. Мы также разрабатываем механики, которые позволят нам актуализировать образовательные программы на протяжении всего обучения. 

В 2023 году мы планируем систематизировать работу с исследованиями рынка, которые сможем применять при составлении карт компетенций и проектировании структуры курсов. Сейчас мы работаем над стандартным исследовательским фреймворком, который предоставит нашим методистам объемную информацию о требованиях рынка на основе интервью с экспертами, анализа актуальных вакансий и кастдева. 

И наконец, нелинейная модель обучения будет внедрена в других наших образовательных программах. Мы планируем построить дополнительные практические модули на основе методики 3.0 для того, чтобы у наших выпускников было больше практики и им стало проще находить работу.

В общем, впереди нас ждет много интересного. Пользуясь случаем, мы от всей души желаем нашим студентам, читателям, сотрудникам и партнерам благополучия, новых знаний, новых свершений. Оставайтесь с нами!

© Habrahabr.ru