Подводим итоги года в направлении «Программирование»
Уходящий 2022 год был богат на новинки и события. Мы запустили новые учебные курсы, обновили существующие программы, открыли офлайн-школы в нескольких российских городах, впервые вышли на зарубежный рынок и усилили команду направления программными директорами. В 2022 году наибольший прирост новых пользователей в Skillbox показало направление «Программирование» — его доля от общего числа новых пользователей составила 38%. В пятерку самых популярных вошли профессии «Python-разработчик», «Инженер по тестированию», Data Scientist,»1C-разработчик» и «Java-разработчик». Замыкает группу лидеров направление веб-разработки. Сегодня хотим поделиться основными итогами и хайлайтами уходящего года.
Новые продукты
В этом году совместно с «Альфа-Банком» мы запустили курс «Микросервисная архитектура» на базе собственной усовершенствованной системы управления обучением — LMS. Это продукт направления, который не обучает специалиста с нуля. Он направлен на экспертов с опытом разработки от года для прокачки навыков в конкретном технологическом стеке. Предлагаемые слушателям задачи взяты из практики команды разработчиков «Альфа-Банка» — в программу их заложено более 40. Пользователи учатся писать масштабируемые микросервисы, создавать готовые для эксплуатации Docker-образы, разрабатывать cloud-ready-архитектуру и инфраструктуру, выстраивать автоматизированные пайплайны сборки и доставки кода в продакшен, строить интеграции между микросервисами (Kafka, Rest, s3), оркестрировать контейнеры с помощью Kubernetes и многому другому. В рамках дипломного проекта разрабатывают собственную социальную сеть — Skillagram, которая включает работу над 4–6 микросервисами.
Для начинающих в уходящем году был запущен бесплатный курс «Введение в аналитику». Аналитика — большая сфера со множеством специализаций. В одних направлениях найдут себя любители поработать с цифрами и кодом. В других фокус смещён на общение с бизнесом, разработку презентаций, визуализаций и инфографики. Поэтому стать аналитиком можно независимо от того, кем вы себя считаете — «технарём до мозга костей» или «гуманитарием». Этот курс позволяет попробовать себя в 11 направлениях и решить, какое из них вам нравится больше.
Кроме того, в этом году образовательная платформа запустила офлайн-школы в Москве, Санкт-Петербурге, Красноярске, Краснодаре, Новосибирске, Казани и Воронеже. Они реализуют концепцию смешанного обучения, то есть в онлайне и офлайне. В основе офлайн-обучения лежат те же программы, которые мы используем в наших онлайн-курсах: «Python-разработчик», «Java-разработчик», «Frontend-разработчик» и «Инженер по тестированию». Помимо онлайн-курса, учащийся получает доступ к работе с наставником, который присутствует в школе каждый день. Студенту также дается возможность участвовать в воркшопах и групповых консультациях. На таких встречах обсуждаются практические задания, слушатели учатся определять ошибки, изучают новые инструменты и возможности решения той или иной задачи. Все наши преподаватели проходят строгий отбор — выполняют тестовое задание, затем им предстоит стажировка, и только после необходимой подготовки их допускают к непосредственному обучению студентов. До конца 2024 года мы планируем открыть 70 офлайн-школ в различных российских городах. Сейчас мы активно ведем набор преподавателей в школы. Если вы хотите присоединиться к нашей команде — отправьте нам ваши контакты с указанием города на адрес электронной почты igor.muzykin@skillbox.ru.
В 2022 году мы впервые вышли на зарубежный рынок — запустили программу обучения «Python-разработчик» на узбекском языке. Это первый учебный курс Skillbox, который преподается на иностранном языке.
«Маркетинговые исследования дали нам понять, что в Узбекистане есть запрос на качественное IT-образование на родном языке. Курс полностью перезаписан с региональным экспертом, практические задания учеников проверяют преподаватели-разработчики из Узбекистана. Уже есть в планах в следующем году запустить курс по тестированию, также на узбекском рынке», — добавил Игорь Музыкин, продюсер направления «Программирование».
Важные обновления в продуктах
Жизненный цикл современных IT-продуктов подразумевает систематические обновления. Обратная связь от слушателей позволяет регулярно обновлять наши курсы. Формируя учебные траектории, мы всегда ориентируемся на требования рынка, в 2022-м мы общались с работодателями, собрали вакансии на HR-порталах и досках объявлений и, опираясь на полученные сведения о требованиях рынка, составили подробный перечень знаний и навыков, которые необходимо приобрести учащимся. Таким образом мы актуализировали компетенции по ряду профессий. Исходя из этого корректировались учебные программы в циклах Java-разработки, тестирования ПО и Data Science.
«Сначала мы провели масштабное исследование: организовали кастдев нанимающих тимлидов в более чем десяти крупных компаниях. Среди них «М.Видео», «Сбер», «Дом.РФ», «ДоДо», «Иннотех». Вместе с ними мы сделали ревью имеющейся программы. Кроме того, Data Scientist стал первой профессией, на которой мы протестировали парсер вакансий на HH.ru. Он позволяет нам анализировать вакансии по требованиям к кандидатам, их знаниям, хард- и софт-скиллам. В последнее время на рынке образования произошли значительные перемены: сейчас люди не хотят покупать большие объемы контента, они желают приобрести необходимый минимум и быстрее доходить до трудоустройства. Учитывая это и результаты исследований? мы разработали укороченную версию курса продолжительностью девять месяцев», — рассказывает об изменениях на профессии Data Scientist тимлид факультета анализа данных Надежда Бойкова.
Исследования заняли около четырех месяцев. Изменение формата укороченного курса еще не окончено: мы планируем завершить все работы к марту 2023 года.
Изменения в команде
В этом году мы расширили штат программных директоров для большинства программ направления. Программный директор — специалист, возглавляющий каждое отдельно взятое профессиональное направление. Эти люди имеют опыт найма сотрудников и управления коллективом, знают, как работает бизнес. Программный директор — не единственный человек, принимающий решения относительно развития курса, он работает в сотрудничестве с продюсерами и методистами. Но в то же время он обеспечивает регулярную актуализацию программ, проверяет идеи и концепции и в целом обладает необходимыми знаниями о текущем состоянии индустрии и изменениях на рынке. В первую очередь программный директор — это носитель экспертности в своем образовательном направлении, его евангелист и идейный вдохновитель. Именно таких специалистов мы и стремимся привлекать на роль программных директоров, курирующих отдельные образовательные направления: бэкенд-разработка, веб-разработка, мобильная разработка, анализ данных, IT-инфраструктура, управление разработкой.
В новом году мы планируем привлечь программных директоров к работе над всеми нашими профессиональными направлениями и расширить команду за счет привлечения новых экспертов. Программным директором всего направления «Программирование» в Skillbox стал Сережа Попов, имеющий 12-летний опыт работы в ИТ. Сергей более 7 лет трудился разработчиком и тимлидом, столько же работал в эдтехе (Moscow Coding School, HTML Academy). Провел 150 выступлений на профильных конференциях. Организовывал локальные сообщества и митапы в Москве и Питере, участвовал в организации таких мероприятий, как WSD и piter css_conf.
Точки роста
Говорить об одних только успехах, не упомянув о том, что стоило бы улучшить в нашей работе, было бы слегка нескромно.
Никита Малыгин, руководитель направления «Программирование»: «Несмотря на то что мы поддерживаем наши образовательные программы в актуальном состоянии, нам хочется проводить более глубокие исследования требований рынка с привлечением представителей бизнеса и потенциальных работодателей. Время от времени у компаний возникает потребность в каких-то специфических знаниях и навыках, которые мы пока еще не успели охватить в рамках наших образовательных продуктов. Подобную информацию мы можем получить только благодаря обратной связи. Как следствие, нам еще есть куда расти в направлении настройки более плотной коммуникации с представителями бизнеса и работодателями. В 2023 году мы уделим этому направлению особое внимание».
Мы планируем углубить планомерную работу с программными директорами, привлечь к развитию наших проектов новых экспертов, расширить их круг задач. Все это позволит в наступающем году еще выше поднять уровень и качество наших образовательных проектов.
Ожидания и планы
Что мы планируем и чего хотим достичь в 2023 году? В первую очередь у нас есть желание сделать наши учебные программы короче. Образовательные треки должны быть по возможности компактными, но при этом предоставлять ученику достаточный набор знаний и навыков для успешного трудоустройства. Мы также разрабатываем механики, которые позволят нам актуализировать образовательные программы на протяжении всего обучения.
В 2023 году мы планируем систематизировать работу с исследованиями рынка, которые сможем применять при составлении карт компетенций и проектировании структуры курсов. Сейчас мы работаем над стандартным исследовательским фреймворком, который предоставит нашим методистам объемную информацию о требованиях рынка на основе интервью с экспертами, анализа актуальных вакансий и кастдева.
И наконец, нелинейная модель обучения будет внедрена в других наших образовательных программах. Мы планируем построить дополнительные практические модули на основе методики 3.0 для того, чтобы у наших выпускников было больше практики и им стало проще находить работу.
В общем, впереди нас ждет много интересного. Пользуясь случаем, мы от всей души желаем нашим студентам, читателям, сотрудникам и партнерам благополучия, новых знаний, новых свершений. Оставайтесь с нами!