Подготовка к IELTS: устная часть
Устная часть экзамена традиционно считается одной из самых сложных в IELTS по нескольким причинам:
Это спонтанная речь, то есть у вас нет времени обдумать каждую фразу, подобрать более удачный оборот, проверить ещё раз лексику и грамматику. Те 2 минуты, что вам даются во второй части не слишком спасают ситуацию: вы волнуетесь, не хватает слов, идей, не знаете, что и как говорить, ваш план часто рассыпается на составляющие. Не знаю, может, это возможно за 2 минуты продумать презентацию от и до и выдать её на ура, но я таких людей ещё не встречала. Первая и третья части идут в принципе без подготовки.
Критерии оценивания также могут звучать достаточно расплывчато.
Оценивание speaking достаточно трудоёмко: для этого нужен преподаватель, который знает критерии, согласен прослушать вашу запись несколько раз (с первого раза оценить ваше говорение могут очень опытные экзаменаторы, и даже они ошибаются).
Однако, не уделять время этой части вы не можете. Лучшее, что вы можете сделать в данном случае, это увеличивать уровень владения английским в общем:
брать занятия с преподавателем, именно с преподавателем, а не просто носителем. Преподаватель сможет обратить ваше внимание на сильные и слабые стороны вашей речи, объяснить непонятные моменты, проработать с вами правила использования той или иной грамматической или лексической единицы. Носитель же, если он не профессиональный преподаватель, либо не обратит внимания на вашу ошибку или удачный оборот, либо просто скажет, что так не говорят.
много читать на языке: чем больше вы читаете, тем больше идей вы получаете, сильнее прокачиваете свой языковой инстинкт и берете интересные обороты. При этом, раз речь идёт об IELTS, нужно читать современную литературу и статьи в научно-популярных журналах, онлайн статьи из авторитетных источников, например, The Guardian, New York Times, The Economist.
много слушать интервью, подкастов, лекций, современных произведений. Из подкастов могу выделить: BBC 6 minute English, VOA learning English, TED talks, Espresso English, для любителей детективного жанра Morning Cup of Murder =)
смотреть фильмы, чтобы прокачать живую естественную речь. Это пригодится вам особенно в первой и второй части speaking, так как одним из требований к устной речи — это ее естественность, поэтому забудьте о популярных мемах, где сравниваются обычный язык и язык для IELTS.
К сожалению, сейчас этот список выглядит достаточно внушительно, и для тех, кто постоянно работает даже невыполнимо, но, на самом деле, например, вам не нужно тратить 2 часа на просмотр одного фильма, тем более, что с первого раза вы только сможете понять общий смысл фильма, но не обратите внимания на детали в виде лексики и интересных оборотов. В идеале, вам можно смотреть фильм кусочками, где есть диалоги или монологи и брать интересную лексику оттуда.
Так, например, построена работа над фильмом в моем блоге на boosty. Я вырезаю кусочки фильма по 3 — 5 минут, и в течение недели мы разбираем лексику, грамматику из этого кусочка, прокачиваем аудирование и произношение на базе спикеров из фильма.
Усвоение материала идет поступательно:
сначала идут задания на понимание информации из видео и сет со словами из видео;
затем, я выбираю актуальную лексику и делаю упражнения с возможностью фидбека: послушать фразы, написать необходимую лексику, отработать ее в разных контекстах, составить свои собственные контексты;
после этого, лексика еще раз закрепляется в аудировании и говорении;
затем, приходит время грамматики с отработкой, естественно,
в конце недели мы тренируем лексику и грамматику на зум встречах;
в воскресенье подписчики получают задания на повторение.
Таким образом, в течение недели, вы получаете небольшую, но регулярную практику английского, причем с теми фразами, которые вы можете использовать позже в своей речи, а если мы говорим об IELTS, то вы получаете живой и актуальный язык для ответа на вопросы первой и второй частей speaking как минимум.
Возьмем для примера несколько фраз, которые мы брали ранее в моем блоге: hazardous, a valuable asset, to face a challenge, out of the question.
А это вторая часть speaking из последних заданий:
Describe smth you own that you want to replace
You should say:
What it is
Where it is
How you got it
And explain why you want to replace it
Эту тему можно презентовать, например, так:
A few years ago I faced a serious challenge — I almost broke my back when I fell off a hazardous rock. That happened because of the cheap gear that I had bought trying to save up some money. I had gone to the chinese market near my place and stopped at the first stall I saw selling some ropes and hooks. I decided to buy the one that looked bright and strong and it was twice as cheap as the professional gear. Unfortunately, the rope broke when I was in the middle of my way, so I fell and had to stay in hospital for several months. Now, I opt for special equipment from a professional store only, and my old broken ropes are lying far away in the attic as a reminder of my stupid economy. Now my health is the most valuable asset for me and risking it again is out of the question.
В принципе, эти слова и выражения можно заменить на более простые, но и балл тогда будет ниже: hazardous — dangerous, face a challenge — have a trouble, a valuable asset — a very important thing, out of the question — impossible.
Самое главное — это регулярные занятия пусть недолго, по 10 — 15 минут в день. Правда, такой формат позволит вам не забыть английский, а полноценная подготовка к экзамену кроме этого подразумевает еще и более плотную работу над уровнем и самими экзаменационными заданиями.
Если же вы хотите самостоятельно работать с фильмами, то лучше берите те фильмы, что вы уже знаете, чтобы фокусироваться именно на лексике, грамматике, произношении. А дальше можете идти по сценарию, описанному мной выше: от работы над содержанием к лексике, к грамматике, аудированию и работе над своим произношением (так называемый shadowing — повторение за говорящим, копируя его произношение и интонацию).