Почему значение кейсов преувеличено и чем это вредно

В этом посте речь пойдет о любимой игрушке маркетологов — кейсах. Даю свою, субъективную оценку и предлагаю ее обсудить.

Собственно, в них ничего плохого нет, это просто форма подачи информации. Пример того, как какая-то компания решила определенный вопрос или как им удалось достичь «успеха» (в кавычках не случайно, подробности ниже по тексту).

423e524f38264896af97484b6ced49ea.png

Все бы ничего, пусть будут, как говорится. Если бы не два больших и связанных НО:

  1. кейсы сильно переоценены;
  2. кейсы мешают разобраться в теме.

Почему так. Давайте посмотрим.

Слишком хорошо, чтобы быть правдой

В большинстве своем, кейсы до приторности положительные, приукрашенные примеры. Компании хотят показать себя с хорошей стороны, поэтому они сами для себя не могут дать объективную оценку —, а действительно ли решение было удачным. Часто желаемое выдается за действительное, делается натяжка и красивая упаковка.

Для меня более интересно — что у той или иной компании НЕ получилось, но такое встретишь редко и не под этим словом.

Кейс работает один раз

Практически всегда кейс не применим для использования в каком-либо виде. На это несколько причин:

  • результат может быть не так хорош, как его подают (см. выше);
  • методика оценки была неправильная (например, не учтены все затраченные ресурсы);
  • в долгосрочной перспективе оказалось, что решение дало больше минусов, чем плюсов (компания понесла убытки, потеряла долю рынка и т.д.);
  • рынок изменился (кейс устарел);
  • работает только в данной компании (этого масштаба, для этого рынка, для этой оргструктуры и т.д.)
  • работает только у человека/команды, которые его реализовали (как правило так).

И даже если всего этого не произошло, то…

Кейс — это пример того как НЕ надо делать

Значительное большинство бизнесов убыточны, а стартапов провальны. Если вы пытаетесь использовать чей-то кейс — значит вы повышаете свои шансы быть в этой когорте. Это простая и четкая мысль.

Морейнис как-то в одном посте писал по этому поводу.

Ложное представление о понимании темы

Когда кто-то неистово изучает кейсы (что характерно для маркетологов, но и случается с управленцами) у них создается ощущение, что они лучше стали знать эту тему.

На самом деле, пробуя готовые блюда нельзя научиться готовить. Процесс получения кейса важнее его представления. А кухню процесса невозможно в кейсе ни рассказать, ни понять (слишком много ньюансов).

Отвлечение от сути проблемы кейсами наносит большой вред, мешает полноценно проработать тему самому, пропустить через себя и свой опыт. Дает соблазн схалявить, поторопиться, принять на веру услышанное и ретранслировать дальше как истину.

Я наблюдаю это постоянно в виде массы некомпетентных людей с поверхностным взглядом на свою область деятельности. И неважно о какой именно идет речь: разработка, управление, реклама или дизайн.

Совсем никакой пользы?

Конечно, от кейсов есть некоторая польза. Можно узнать о новых инструментах, терминологии, в какую сторону люди копали, познакомиться с работой конкурентов и т.п. Но любая добротная, специализированная статья намного полезней.

А какая альтернатива?

Хорошо проработать тему: изучить теорию, получить самому практику, наделать множество ошибок, выработать свое решение и применить правильную методику оценки результата. Тогда, возможно, кейсы потеряют свою привлекательность, зачастую будут казаться просто смешными.

Так что теперь, их не читать?

Читать, слушать и смотреть, но относиться к ним с учетом вышеизложенного.

Всем хороших проектов!

Комментарии (9)

  • 22 января 2017 в 07:03

    +1

    Статья о том, что — внезапно! — нужно думать своей головой.
    • 22 января 2017 в 10:05

      0

      Не поверите, для многих это действительно внезапно! Многочисленные маркетинговые конференции это подтверждают.
  • 22 января 2017 в 09:53

    0

    Хорошо было бы увидеть пример с неполезным кейсом.
    Типа кейс говорит, что было круто, а вот на самом деле…
    • 22 января 2017 в 10:04

      0

      Кейс о бестолковости кейсов? :→
      Можно найти через поиск любой, первый попавшийся. Например, я нашел этот. Но он даже хуже и не кейс по сути, просто рекламная публикация о том какие мы молодцы.
      • 22 января 2017 в 10:10

        0

        Посмотрел и не понял:
        А кому вреден приведенный вами кейс?
        Компании Серенити?
        Компании Септик хаус?
        Тому, кто читает этот кейс?
        • 22 января 2017 в 10:17

          0

          Тому кто считает, что подобного рода кейсы несут большую пользу и надо их изучать.
          Этот кейс из статьи (на которую я попал через поиск по слову), где называют его «отличным». Отличным, Карл! Это отражает в целом ситуацию на рынке и является предметом статьи.
          • 22 января 2017 в 10:24

            0

            Статья приведенная вами о том, что полезно размещать кейсы у себя на сайте.
            И правда, в приведенном вами примере я вижу, что в результате выложенного кейса я узнал:
            О компании Серенити, о компании Септик хаус.
            Не было бы кейса, не узнал бы.
            А если бы это происходило год назад, я бы еще поинтересовался, что за септики у компании Септик хаус,
            как раз летом делал себе септик.
            На мой субъективный взгляд, для приведенных выше компаний, размещенный кейс оказался весьма полезным.
            • 22 января 2017 в 10:49

              0

              Мой пост не о том, нужно ли писать кейсы. А о том, что рынок их незаслуженно любит.
              Поговорите с любым маркетологом на какую-то тему. Он в первую голову будет спрашивать/показывать кейсы. Как будто они что-то подтверждают или опровергают.
              А обсуждаемый нами пример эту ситуацию олицетворяет. Не случайно компания простую рекламную статью (ну или пункт портфолио) кейсом назвала.
    • 22 января 2017 в 12:24

      0

      Можно пойти от обратного. Дайте самый лучший кейс и я прогоню его по тезисам поста.

© Habrahabr.ru