Почему в России много идей, но мало стартапов
Недостаток знаний, денег, утечка мозгов и ограничения со стороны законодательства: эксперты из ИТ-парка Казани, ФРИИ и Университета Иннополис — о причинах низкой предпринимательской активности российских айтишников.
Вузы не учат создавать из идеи бизнес
Директор ИТ-парка Антон Грачев: «Надо понимать, как правильно упаковывать проект, откуда брать деньги, принцип построения бизнеса, доходы и расходы. У российских молодых ИТ-предпринимателей нет четкой картины, как все происходит, так как никто их этому не обучает. В вузах нужны курсы технологического предпринимательства».
Руководитель отдела по работе с партнёрами Университета Иннополис Максим Гашков: «Создать проект и монетизировать его — две разные компетенции. Овладеть ими обеими можно, если прививать в вузах студентам понимание, как идея должна перерастать в бизнес.
Учебный план должен предполагать не просто курсы по предпринимательству, а давать студентам возможность создавать продукт, протестировать его на хакатоне на реальных клиентах, и чтобы результаты учитывались на зачётах и экзаменах. Так приобретаются знания, нарабатывается портфолио и создаётся задел для собственного бизнеса».
ИТ-предпринимателям удобнее строить бизнес за границей
Директор ФРИИ по правовым вопросам Искендер Нурбеков: «В России специфическое отношение к предпринимательству среди научного сообщества — ученые не хотят быть бизнесменами. В Америке наоборот подчёркивается роль профессора в развитии бизнеса. Университет берет на себя потоковое патентование изобретений, сделанных в его стенах, но при этом продление патентов осуществляется только при наличии лицензии, выданной на этот патент. Либо продление патента происходит, если профессор создает стартап и заявляет о том, что он этот патент хочет забрать для создания бизнеса.
Заказчики и учёные говорят на разных языках и не понимают, как могут сотрудничать. Существуют отдельные профессионалы внутри университета, которые взаимодействуют с профессионалами в корпорациях. У последних есть KPI на то, чтобы эти инновации находить и внедрять. За рубежом есть Association of university technology managers — ассоциация менеджеров по трансферу технологий, где целая когорта специалистов, которые разговаривают и на языке ученых, и на языке бизнеса».
Антон Грачев: «Нам нужны конкурентоспособные условия, чтобы специалисты не уезжали за границу. В ИТ-бизнесе нет удерживающих факторов, нет логистики и производства, поэтому айтишники могут легко уехать в Сингапур, Латинскую Америку или Ирландию, где эта сфера развита намного лучше.
ИТ-компания появляется тогда, когда в ней есть как минимум разработчик. Каждый человек в такой компании — станок, сырьё и основной инструмент производства. Удержать кадры поможет государственная подпитка заказами, что сократит расходы на иностранных специалистов, даст работу программистам и разовьет отечественную ИТ-сферу».
Авторам проектов не хватает позитивных примеров
Максим Гашков: «У многих авторов проектов нет стремления развивать бизнес и зарабатывать на нём деньги. Они живут на грантах и переходят в другой проект, когда в этом заканчивается финансирование. Важно прокачивать навык быстрого запуска и тестирования продукта, зримость результата будет стимулировать студентов работать по-настоящему».
Искендер Нурбеков: «Необходимо создавать эффективные центры трансфера технологий, которые помогут ученым транслировать их технические решения в изобретения, а потом — в бизнес. Нужно наполнить существующие центры инноваций и предпринимательства реальным содержанием. Сейчас их оценка строится на количестве патентов, которые зарегистрированы, а не на количестве денег, которое заработал ученый и университет. И нужно популяризировать позитивные примеры. Когда исследователи увидят, что их коллеги стали успешными предпринимателями, зарабатывая на изобретениях, им захочется коммерциализировать свои идеи».
Разработчикам тяжело получить прибыль за свой проект
Антон Грачев: «В рамках российского законодательства инвесторы не защищены. Из-за чего им не во всех случаях удается вернуть деньги, поэтому инвесторы не всегда готовы вкладываться. И стартапам недостает финансирования даже при получении грантов — их можно использовать только на закупку оборудования. Основная статья расходов при запуске стартапа — это маркетинг, недвижимость и зарплаты, но на это грантовые выплаты выделять нельзя».
Искендер Нурбеков: «Большинство российских вузов государственные и в них не выстроена система распределения вознаграждения. Если профессор продаст лицензию на свою новую методику, то в государственном вузе все деньги с этой сделки попадут на счета федерального казначейства. С этих счетов сложно выделить деньги из общего финансового потока в вузе — отделить их от денег за платное образование, государственных субсидий, аренды вузовских помещений сторонними организациями. Деньги растворяются в общем бюджете и до конкретной лаборатории и сотрудников практически ничего не доходит.
За рубежом в соглашениях о межвузовской кооперации и в правилах инновационной деятельности внутри вуза четко сказано, какой процент уходит в администрацию университета, какой — в лабораторию, а какой — сотруднику, если он забрал права у университета».
Требования законодательства отнимают много времени у предпринимателей
Искендер Нурбеков: «ИТ-стартапы сталкиваются с вопросами о персональных данных. Требования госкорпораций по безопасности и сохранности больших данных, которым должны соответствовать проекты, разумны и оправданы. Но стартапы не готовы и не могут уделить столько времени и внимания охране персональных данных. Для них это потеря времени, которое они бы тратили на развитие продукта и на развитие продаж. Но мы не можем это исправить и создать специальный режим для стартапов.
Рекомендую ориентироваться на типовые бесплатные документы, которых много в интернете. Можно смотреть те документы, которые опубликованы на сайте ФРИИ специально для таких молодых стартапов, которые позволяют снять риски по персональным данным, по доменному имени, по авторским правам».
Комментарии (3)
19 января 2017 в 17:07
+3↑
↓
И ни слова о том, что в России нет культуры в среде инвесторов. Большая часть инвесторов хотят оттяпать побольше, дать поменьше.И сразу предвкушая вопросы, да, мы искали инвестора в России. И нет, не нашли вменяемых. Но, не без труда конечно, прошли Y Combinator, к примеру. Поэтому, думаю, могу немного порассуждать по этому поводу.
У нас инвесторы под мизерные деньги, просят огромные проценты, вплоть до 50%, помогая лишь деньгами. Если сравнивать с тем же Y Combinator, где 100к+ $ за 5–15% и огромная сеть экспертов, бизнес ангелов и т.п.
Ну ок, скажете вы, это же акселератор. Но в среде бизнес-ангелов всё тоже самое (я про США), никто у вас 50% бизнеса просить не станет, если только отморозки какие-то.
Если в США можно за пару лет заработать деньжат, чтоб хотя бы начать своё дело, то в России с этим большая проблема. И при условии, что инвесторов у нас нет, люди и пытают счастье за рубежом.
Это, к слову, не только к инвесторам и инкубаторам относится, но и к государству. Мы вот недавно побывали в K-Startup Grand Challenge. Это акселератор, финансируемый государством, который предоставляет гранты (если кто не понял, беспроцентно деньги вам дают), плюс финансирование возможное после окончание программы. И такие программы во многих странах есть, так как государства заинтересованы в привлечении новых идей. Думаю, не стоит говорить о том, в какой ситуации эта область у нас в России находится =/
19 января 2017 в 18:17 (комментарий был изменён)
+1↑
↓
У нас инвесторы под мизерные деньги, просят огромные проценты, вплоть до 50%, помогая лишь деньгами
Я однажды видел в России эксперта, который был готов дать $100k, связи и экспертные знания. Вот только стартап оказался не готов терять 85–90% доли.
19 января 2017 в 19:16
0↑
↓
GDP по штатам в одной отдельно взятой стране. Догадайтесь с одного раза, в каких штатах этой страны «стартапов» больше.