Почему существует «серый» рынок компьютерных игр

image

Любой, кто интересовался игровым или околоигровым контентом в сети, будь то видео на youtube, игровые паблики в социальных сетях или просто стримы на Twitch, сталкивался с рекламой площадок G2A.com, gabe-game-easy-и-прочих-сторов.

Этой рекламы, вместе с рекламой различных сервисов ставок и не самых чистоплотных скин-рулеток настолько много, что часть аудитории уже перестала обращать на нее внимание, ведь кто поведется на текст «Купи любимую игру в два раза дешевле!», когда это возможно только в период скидок?

Как вообще подобные площадки существуют столько лет и чем они занимаются?
Сейчас, в эпоху широкополосного интернета и дистрибуции электронных копий, главным товаром стали не диски с играми, а электронные ключи к ним. Чем торгует небезызвестный Steam во главе с мессией и императором ПК гейминга Гейбом Ньюэллом? Правильно, Steam торгует, фактически, лицензионными ключами, а весь прочий сервис, такой как community-площадка, возможность игру скачать и прочее — идет в чистый убыток.

Так почему бы успешную бизнес-модель не попытаться скопировать?

Многие честно попытались, но повторить успех Steam не смогли. Тот же Origin от EA является банальным аппендиксом, использование которого навязывается: приобретая игры компании в Steam вы получаете в нагрузку и эту поделку, не всегда корректно работающую. По тому же пути пошел небезызвестный battle.net от Blizzard, но в оправдание «метелицы» можно заметить, что они всегда славились весьма замкнутой экосистемой.

Итак, у нас есть «победитель»: он торгует ключами, которые активируются даже у его конкурентов по цеху. Что дальше?

Правильно, нашлись ушлые дельцы, которые поняли, что можно торговать ключами не в обход Steam, а для Steam.

Эпоха барыг


Подробнее об этом мог бы рассказать какой-нибудь непосредственный участник сих событий, но попробую и я.

Когда-то, когда трава была зеленее и региональных ограничений никто толком не видел, были люди, которые запаривались покупкой игр в одном регионе и продажей «гифтов» с этими играми в другом. Фактически, это была прямая игра на курсах + барыжничество «купи дешевле — продай дороже».

Лавочка прикрылась, как только Steam стал жестко контролировать регионы. Потому что, например, в РФ по курсу игры стоят в 1.5–2 раза дешевле, чем в ЕС или остальном СНГ-регионе (да, игры по 60$ для всех прочих — жестокая реальность).

Так откуда ключи?


Я не просто так привел выше ссылку на публикацию, где рассказывается о ставках на киберспорт и объясняется ценность внутриигрового имущества на примере CS: GO. При должном терпении, удаче и выдержке за несколько месяцев активной игры на ставках можно превратить 5–10$ в 500–1000$ (это не реклама, а личный опыт, не рискуйте). И, в определенный момент, эти деньги хочется обналичить.

Легальных способов вывести средства с кошелька Steam обратно в живые деньги банально не существует. Это ясно прописано в EULA Steam. Можно попробовать сконвертировать множество предметов через трейд во что-то по-настоящему дорогое, например, редкий нож, стоимость которых составляет от нескольких сотен долларов, но это приводит к значительным финансовым потерям. Плюс, на этот нож надо найти покупателя и от мошенников никто не застрахован.

С другой стороны, ряд сервисов предлагает путь наименьшего сопротивления: продай свои вещи на торговой площадке Steam, накупи на полученные деньги игр, а гифты/ключи отдай нам, вот тут даже список дадим, что нам нужно. А мы тебе взамен денежку, настоящую, живую денежку, на электронный кошелек или даже кредитку.

Основной финт в том, что на одной из подобных площадок (ссылку приводить не буду, дабы не подумали, что реклама, но вполне можно найти на первой странице гугла) комиссия за «обналичку» составляет ОТ 32%.

Это основная причина почему в магазинах, торгующих ключами к играм цены ниже, чем в Steam.

Еще один источник дохода


Меня долгие месяцы посещала мысль, что возможность купить игру на 15–50% дешевле чем в Steam, это не основной источник дохода владельцев подобных площадок. Потому что рекламируется, в основном, услуга, по сути, побочная. Так называемый %shopname%-рандом.

И тут опять выступают на первый план грязные приемы и манипулирование общественным мнением. Кстати говоря, «рандомами» не гнушаются даже международные гиганты сектора типа G2A.

image

В чем суть? Пользователь за небольшую сумму покупает «случайный ключ», в надежде, что ему выпадет что-то из заявленного администрацией списка. Чаще всего владельцы подобных ресурсов упоминают наиболее популярные и дорогие тайтлы типа GTA V, CS: GO, Ведьмака, Battlefield и так далее. На деле же эти рандомы состоят на 90% из инди-мусора и тайтлов стоимостью меньше 1$, оптом закупленных на, например, распродажах.

И это может быть на самом деле выгодно. На некоторых площадках «рандомы» делятся еще и по стоимости игр и получить что-то приличное из топ-списка можно только «вкинув» на колесо рулетки не меньше 300–600 RUB. Правда, вопрос в том, можно ли оттуда на самом деле «достать» то, о чем говорится, остается открытым.

Почему Valve не борются с этим?


Для того, чтобы что-то делать, для этого нужны причины. Так как ключи к играм закупаются в самом Steam, а не появляются из ниоткуда, то и причин бороться с подобными площадками у компании нет. Плюс ко всему, они имеют свою маржу с этих операций в виде комиссии с продажи вещей на торговой площадке в размере 12%.

© Geektimes