Почему попытка принимать верные решения —  это гарантированный способ разочароваться в себе и в мире

Есть очень простой и гарантированный способ разочароваться в мире. Мир начинает казаться гнусным местом, где все идет не так, усилия не вознаграждаются, ваш ум и талант никому не нужны, и вообще ничего нельзя добиться. Как получить такой эффект? Нужно всего лишь делать выбор и стараться принимать правильные решения. Звучит бредово? Но дело вот в чем.

c1b9c30fe68f2b461053bdf64ee3c3a9.jpg

Мир — это казино

Мир очень похож на казино. Перед вами множество возможностей. Какие-то ведут к проигрышу, какие-то к выигрышу. И вот мы начинаем метаться: на красное ставить или на черное? Купить акции Apple или Газпрома (хи-хи)? Устроиться в одну компанию или в другую? Использовать рекламный креатив с милым котиком или песиком?

Но как принять верное решение? Данных всегда не хватает. Ситуация всегда может развернуться на 180 градусов. Всегда что-то может пойти не так, и, как показывает опыт игроков казино, их расчет постоянно оказывается неверным, и они проигрываются в пух и прах. Как, впрочем, и все, кто вынужден ставить на те или иные решения и пытаться угадать, что «выстрелит».

Когда ставки небольшие, то сделать выбор не очень страшно. Жажда гарантий обуревает, когда надо сделать тот-самый-единственно-правильный-выбор. 

— Если я выберу эту профессию, она мне точно понравится?

— Если я начну встречаться с этим человеком, он точно не разобьет мне сердце?

— Если я выберу вот такое позиционирование в бизнесе, оно точно привлечет мне новых клиентов?

Страдание входит в чат

Проблема тут, конечно, не в самом выборе, а в том, что ошибочный выбор приведет к страданиям, которые сложно вынести. Иначе проблемы бы не было — ну сделали вы не тот выбор, признали этот факт, зафиксировали потери, сделали следующий. 

Но если вы знаете, что ошибочный выбор сопряжен с мучением, вы становитесь очень мнительны — вот откроете дверь, а там или миллион долларов, или тигр выскочит, стоит ли ее тогда вообще открывать? Однако, поскольку жизнь устроена так, что выбирать все-таки приходится, на помощь приходят 3 стратегии (все они довольно дурацкие):

Бесконечный анализ 

Вы пытаетесь произвести дотошный анализ вариантов и выбрать лучший. Проблема в том, что при принятии сложных решений все проанализировать нельзя, плюс ситуация все время меняется. В результате реальный анализ подменяется коктейлем из проекций и рационализаций с сиропом из сомнений и обесценивания любых возможностей.

Пусть выберет другой

Другой вариант — совсем устраниться от выбора. Пусть профессию за вас выберут родители или друзья. В брак можно вступить не с тем, с кем хочется, а с тем, кто проявил к вам интерес и сделал выбор за вас. В этом случае в своих неудачах можно обвинить обстоятельства: «мне не повезло», «так сложилось», «такая у меня судьба», «это все жена виновата». Когда виноваты другие, страдается меньше, чем когда виноват сам. 

Попробовать

Эта стратегия, когда вы пробуете новое дело, но не всерьез, а ровно до первых трудностей. Сели на велосипед, проехали 3 метра, упали и решили: «велосипед — это не мое». Столкнулись с отказом купить ваш продукт: «бизнес — это не мое». При этом возникает стойкое убеждение: «Но я же пробоваль, зачем еще пытаться?»

88a7228ce6220025056504e00bf89347.jpg

Страдание усугубляется, когда у вас есть убеждение (осознанное или нет), что вы должны попасть в яблочко с первого раза, что есть только один правильный выбор, а все остальные — ложные. Тогда ставки взмывают до небес, ведь ошибиться нельзя, и все становится очень грустно.

А как можно иначе?

Все становится намного проще, если вы пользуетесь «методом воронки продаж». Что представляет собой воронка продаж? 1000 людей увидела рекламу, 100 из них перешли на сайт, 10 купили. При таком подходе нам не надо гадать, кто из 1000 купит, тем более, что шанс угадать всего 1%. Нам надо создать условия, при которых те, кому нужен наш товар, сами нас найдут. 

Аналогично действуют венчурные фонды. Они не пытаются угадать, кто из стартапов станет единорогом. Они понимают, что из 100 проектов, которые они финансируют — 80 умрут, 10 — едва отобьют вложения, еще 5 принесут скромную прибыль, 3 — нормальную прибыль, а оставшиеся 2 с лихвой окупят вложения во все 100 стартапов и позволят хорошо заработать.

Если вы начинаете смотреть на мир, как на «воронку продаж», он перестает разочаровывать, поскольку начинаешь оценивать его математически. Выбрал тему, написал статью, а она не зашла? Напиши 10 статей, одна из них зайдет. Или 20. Или 30. Зависит от эффективности конкретной воронки. 

Выбрал компанию, отправил резюме, а никто не ответил? Прямой путь к разочарованию. А когда отправляешь 300 резюме, проходишь 20 собеседований, то работу найти несложно. 

Не пытаться угадать правильный вариант, а делать так, чтобы правильные варианты сами вас находили — очень грамотная стратегия, которая сразу же делает мир привлекательнее и предсказуемее. 

Если статья понравилась, загляните в мой канал Vopreki, который посвящен тому, как распознать неочевидные ментальные ловушки и прийти к своим целям вопреки неблагоприятным обстоятельствам. Следующий большой пост будет о том, какую цену нужно заплатить, если хочется попробовать себя в роли предпринимателя и как оценить свои шансы на успех. Подписывайтесь.

© Habrahabr.ru