Почему нет хорошего образовательного контента и кто в этом виноват
Курсов много. Очень много. Учат на разработчиков, на тестировщиков, на дизайнеров, на продукт-менеджеров, на проджект-менеджеров, на UX-писателей, на аналитиков. Подаются они как лекарство от безденежья — заплати сейчас, через полгода выходи на работу в компанию N и зарабатывай шестизначное число.
Не будем говорить об эффективности образования — об этом уже высказался @luchanos в познавательном лонгриде. Но заманивать людей в профессию деньгами как минимум неэтично — это провоцирует потребительское отношение к учёбе и впоследствии к работе, и лишает какого бы то ни было интереса что-то искать самому.
Какие есть альтернативы? Мы в GetMentor топим за менторство. Это лучший способ получить знания и мотивацию идти дальше (по нашему скромному мнению). Суть подхода в том, чтобы не утрамбовывать людей готовыми знаниями, а указывать путь — и стимулировать любопытство.
А ещё те, кто уже в профессии, могут делиться своими знаниями и навыками. В рунете это делают очень немногие —, а те, кто начинают, как правило, быстро выгорают. Чтобы узнать причины, мы поговорили с Google Developer Expert, основателем Android Broadcast Кириллом Розовым. Он ушёл с работы, чтобы записывать бесплатные образовательные видео. К чему это привело — читайте под катом.
С чего всё началось
Android Broadcast зародился в ноябре 2018 года. Тогда я работал в EPAM лидом, и одной из моих задач было подтянуть знания команды. Я организовал внутренний чат в Slack с интересными материалами по разработке.
В какой-то момент люди стали уходить из компании (надеюсь, не из-за меня). Они хотели, чтобы я оставил доступ к каналу, но этого сделать не мог — все-таки это была внутрикомандная история. И я задумался:, а почему бы не вынести его отдельно? Я много читаю по разработке, много за чем слежу, можно этим и поделиться. Так появился телеграм-канал Android Broadcast.
Спустя год я понял, что часто пересекаюсь с интересными людьми, и было бы круто записать с ними подкасты. Это просто и не так накладно, как записывать видео.
Потом я понял, что подкасты как форма — чушь и должны умереть. На том же SoundCloud ты вообще ничего не найдешь, если не знаешь исполнителя, не говоря уже о рекомендациях. Тогда я начал выкладывать на YouTube видеоверсии встреч. Сил особых не прикладывал, но собрал гораздо больше слушателей, чем на любой платформе подкастов.
Спустя еще какое-то время я решил выкладывать на YouTube митапы, только с одним гостем. Ещё до этого мы с Денисом Неклюдовым и Мишей Емельяновым организовали Android Dev Virtual Meetup в первую волну пандемии. Формат понравился, взял на вооружение.
Идеи, наработки, фактура, желание обучать, телеграм — все как-то собралось в единую картину, и я начал записывать обучающие видео в духе «снято дома на любительскую камеру». Меня смотрело не так много человек, но я понял две вещи:
а) мне интересно этим заниматься;
б) кому-то это нужно — даже в таком «сделай-сам» формате.
И я хочу делать контент лучше и интереснее — не спрашивать других, а рассказывать самому. Но в процессе подготовки стало понятно, что мне мешает работа. Или канал мешает работе. Так или иначе, от чего-то нужно было отказаться.
В 2020 году партнёром Broadcast стал AvitoTech. На тот момент я зарабатывал $5000. Подрассчитал и прикинул: если уйду с работы и буду заниматься только контентом, то смогу вернуться хотя бы на 80% прежнего дохода.
К новому году я уволился, чтобы полностью заниматься контентом. Вот, как это было.
Что мне понадобилось
Деньги
Их хватало на то, чтобы не искать работу первое время и продолжать делать контент.
Время
Видео с «говорящей головой» можно смонтировать за полдня, на крупные обзоры — вот как про Android 12 — уходит около недели. За первые полгода в 2021 у меня было 2 выходных, и это нормальная история для блогера.
Желание
Я 9 лет проработал программистом, мои знания ценились в компании. Но я не мог реализоваться полностью, пока не начал делиться своими знаниями с окружающими. Для меня это вклад не в работу команды, а в развитие всего направления. Это лучшее применение моего опыта — из всех, которые я смог найти.
Оборудование
Видеоблогинг — дело недешёвое. Чтобы записывать видео приемлемого качества, мне потребовались:
Вот ваш стартовый комплект. С вас $2000
Фотоаппарат Sony Alpha a6400 — $1020
Объектив Sony E 300mm F3.5 — $360
Трипод Falcon Eyes L-2900ST — $28
Свет: лампы Yongnuo YN-300 III 3200–5500K ($90), Yongnuo YN-300 AIR ($55), Godox SL60W ($180)
Петличный микрофон для интервью RODE Wireless GO — $200, петличный микрофон Rode Lavalier — $70
Софт для монтажа: $27 в год
Всё вместе — $2027 (средний, добротный вариант).
Также понадобилась отдельная комната для записи. Вариант аренда квартиры + офиса выходил недёшево. Загородный дом, куда мы мечтали переехать и где было бы достаточно пространства, обходился во столько же. Поэтому мы выбрали его.
Какой был план
В основе Android Broadcast лежит одна важная идея: весь контент должен быть открытым и бесплатным. Мой контент может и не принести пользы людям, и просить деньги вперёд мне просто стыдно.
Поэтому Android Broadcast существует за счет трех вещей: реклама, донаты и партнерство. Основной — это партнерство с компаниями. Именно партнерство, не одноразовая интеграция. С Лабораторией Касперского, например, мы сделали курс по Dagger 2.
Ещё я решил, что не буду делать контент для тех, кто хочет войти в айти. Такого контента и так много, хорошего и разного. Я хочу рассказывать о чём-то, что мне самому интересно — разобраться в технологии, поделиться своим взглядом на происходящее. Я могу брать откуда-то идеи, но весь контент я делаю сам: без переводов, без копий, просто прогоняю через призму своего опыта.
Часть контента — собеседования и code review. Тут задача — показать, как идёт процесс, к каким вопросам готовиться. Собеседования делятся на два формата: Розов — эксперт из сообщества и эксперт — эксперт, один пробуется на роль, другой собеседует. Это ультра-комбо: ты можешь понять ход мысли как нанимателя, так и кандидата, намотать на ус трюки и тактики. И ты учишься у лучших — многие участники уже работают в компаниях-миллиардерах. Собеседование всегда было и остаётся закрытым форматом, а хочется приоткрыть занавес. И помочь поверить в себя — часто у людей встречается «синдром самозванца», который рубит все возможности на «да куда я пойду, никуда меня не возьмут». Не возьмут, потому что не попробуют. А не попробуют, потому что боятся. Видео помогает бороться со страхом неизвестности и хорошо подготовиться.
Как всё развивалось
Никто не говорил, что будет легко
Потом и кровью. Первый год подписчиков для телеграма нужно было собирать буквально вручную. Я выступал на всех митапах и конференциях, до которых мог дотянуться. Тогда у меня не было личного бренда, меня никто не узнавал. Репутация, аудитория — всё приходилось зарабатывать с нуля.
В пандемию весь контент перешёл в онлайн, и я испугался. Вот сейчас все хлынут в онлайн и люди просто устанут от контента, а если этим займутся большие компании, шансов конкурировать с их ресурсами — ноль. Но оказалось, что ни компании, ни сообщества не знают толком, как делать онлайн-контент. Всё — конференции, митапы, семинары — проходило оффлайн, а в онлайне образовался вакуум, который никто не мог заполнить. Это помогло мне занять свою нишу — и я понял, что могу делать больше.
К началу 2020 года я титаническими усилиями собрал 1200 подписчиков — через огонь, медные трубы и платную рекламу. Периодически вечерами я сидел и думал, зачем вообще в это ввязался. А к началу 2021 года канал вырос до 5000 человек — когда я надеялся в лучшем случае на 3000. Я так до конца и не понял, как это вышло.
Что я узнал за это время
Чтобы создать успешный ютуб-канал, нужно сначала инвестировать в базу — долгоиграющие видео, которые не утратят своей актуальности. Конечно, можно хайповать и выпускать по сотне роликов в неделю по новостям и слухам, но они живут две недели —, а дальше никому уже не интересны. Подпишутся с них единицы. База вызывает интерес и доверие к источнику. С ней шансы, что каналом заинтересуются, увеличивается в разы. По времени построение базы затратно, но в долгосрочной перспективе — очень выгодно.
Работать допоздна — обычное дело
А значит, нужен хороший, годный контент. Делать его тяжело. На обзор новинок Android 12 я потратил около недели — во всем разбирался, писал большой полноценный сценарий. Но он изначально получил много просмотров. Он привлек внимание, когда Google рассказали об Android 12, он себя проявит, когда будет релиз Android 12, и еще на протяжении года будет качать людей. Такой материал дорогой в плане временных затрат, но он того стоит.
Очень помогли ежегодные опросы мобильных разработчиков Егора Толстого. В 2020 году я засветился в его подборке каналов от разработчиков разных компаний, что дало проекту ускорение. А в 2021 я уже попал в топ подборки, причем Android Broadcast лидировал среди как подкастов, так и телеграм-каналов — и ко мне пришло ещё больше людей.
Коллаборации с другими блогерами помогли не особо. С ними сложно привести новых людей — кто-то заинтересуется и придёт, но большинство зрителей приходит посмотреть на конкретного человека и уходит до титров. С блогерами поменьше люди не останутся, а блогеров побольше трудно заинтересовать — они не настроены тебе помогать.
Сложно с компаниями-партнёрами. Если они не заинтересованы, ничего нормального не выйдет. Они могут платить, но ничего руками делать не будут.
Лучше искать компанию, заинтересованную в техпиаре. Поэтому мой партнёр — AvitoTech. Они помогают финансово, они же поддерживали меня морально — это подкрепило моё решение уйти с работы и заниматься каналом полноценно. Они помогают реализовать идеи, участвуют в брейншторме, консультируют. Да, они заинтересованы в пиаре, но им нравится и сам проект. Они не ставят жестких рамок — упомяни там, напиши тут. Они всегда откликнутся, и ты тоже с радостью идёшь навстречу.
Ближе к делу: когда закончились деньги?
В июле 2021 года я уже сидел на нуле — закончились сбережения, и я устроился на работу на полставки. Сейчас получается поднимать 60% от прежней зарплаты (это если говорить о среднем по больнице — некоторые месяца были совершенно провальные), но пока работаю в ноль — что заработал, то и потратил. Это сезонный бизнес: один месяц можешь заработать уйму денег, второй будешь сидеть без рекламы и интеграций в режиме жесткой экономии. В моём положении жить без запаса очень сложно.
Набирать аудиторию — дело недешёвое. Ежемесячно я трачу на рекламу минимум 20–25 тысяч в месяц. Есть спецпроекты, на которые уходит больше. Вдобавок нужно брать в аренду облачные хранилища для стриминга и другие сервисы. На развитие и поддержание проекта уходит минимум 40 тысяч в месяц.
Летом у меня просели просмотры. Контент был такого же качества, но активности и комментариев было ноль. Самое сложное в такие периоды — не терять мотивации. Ты вкладываешь, но ничего не получаешь в ответ. На выступлениях в оффлайне ещё можно подзарядиться, но тут ты разговариваешь сам с собой на камеру в пустой комнате. Силы и идеи есть, но желания их реализовать — нет.
Все жалуются на полусырые курсы от недопрофессионалов. Но сколько вы знаете каналов, которые делают контент бесплатно и не сворачиваются через год-два? Есть люди, которые хотят делиться знаниями, но их никто не поддерживает. Почему-то легче отдать 40к за курс фирме, которая хочет на тебе нажиться, чем пожертвовать 200 рублей человеку, который действительно пытается тебе помочь.
В США развита культура донатов. Благодаря этому маленькие блогеры могут выжить и спокойно совершенствовать контент. У нас развита культура пиратства. Правило российского рунета: если где-то просят за что-то деньги, это можно найти в другом месте совершенно бесплатно. А если контент изначально бесплатный, значит, у его создателя много денег. А если и нет — за меня пожертвует кто-то другой.
И что теперь?
Сейчас у телеграм-канала Android Broadcast 7800+ подписчиков, примерно столько же — на канале в YouTube. Порядка 150 человек донатят проекту, и они вносят неплохой вклад, с которым я могу много чего делать. Не все так прекрасно сейчас, но проект развивается стабильно.
Мне сложно отделять себя от канала — многие проекты появились благодаря публичности. Сейчас я даю платные консультации компаниям, провожу платные выступления, и на полставки работаю техпиар менеджером — это позволяет мне уделять время проекту и заодно прокачаться в построении технического бренда компаний.
Я прокачал личный бренд. В Android-сообществе меня многие знают — три года назад не знал почти никто. Есть и обратная сторона медали: на собеседовании с тебя большой спрос. Это же Кирилл Розов, у него телеграм-канал есть. Приходится немного развеивать этот ореол известности: медийность человека не стоит сопоставлять с его уровнем знаний. Я просто разработчик, который что-то знает.
Канал закрывать не буду — чувствую ответственность за зрителей, поэтому буду вести, сколько хватит сил. Если я не буду записывать видео, никто не будет, а мы всё-таки в ответе за тех, кого приручили. Но есть две проблемы, которые могут меня подкосить. Самое главное препятствие — это деньги. Если финансовое положение просядет, я закрою проект. Кто-то бы делал контент платным, но я не буду. Бесплатно — или никак. Второе — выгорание. Я весь год работал практически без выходных, и это нереально выматывает. Хочется хотя бы два дня подряд отдохнуть без задач и срочных дел, но пока не получается.
Кружка кофе в Москве стоит 100–200 рублей. Если бы хотя бы половина тех, кто смотрит мои видео, закинули бы мне на карту на кружку кофе, я бы вообще ни в чём не сомневался, но пока об этом приходится только мечтать.
Но на самом деле дело не в деньгах — вернее, не только в них. В этом деле очень легко выгореть — особенно, когда не понимаешь, нужно ли это кому-нибудь. Кто это читает — ставьте лайки, пишите комментарии тем, кто вам нравится. Крупным авторам, наверное, будет всё равно, но ребятам с небольшой аудиторией это очень важно.
Предложение без спроса не рождается. Если есть курсы, значит, кто-то их покупает. Если кто-то выпускает рекламу «обучись за полгода и зарабатывай 100 тысяч через 3 месяца», значит, кто-то ей верит. Этот поток нельзя остановить. Но можно поддержать тех, кто делает хороший контент — просто так. Потому что это пока одна из немногих альтернатив на рынке, с которой IT-сообщество развивается, а не стагнирует. И помогая одному хорошему автору, вы даете другим веру в то, что они могут делиться своими знаниями — и это будет кому-то нужно.
Мы GetMentor — сообщество IT-наставников, которые делятся знаниями и опытом. Многие менторы консультируют бесплатно — просто, чтобы вернуть долг IT-комьюнити. А мы, как площадка, не берём комиссию ни с одной из сторон — поэтому тема полезного и бесплатного контента нас тоже касается. В телеграме мы обсуждаем разные наболевшие темы, а на сайте можно поискать ментора — и записаться к Кириллу в том числе.