Почему мы креативнее, когда работаем в кофейнях

image-loader.svg
The Elephant House в Эдинбурге — кафе, в котором Джоан Роулинг писала «Гарри Поттера»

Некоторые из самых успешных людей в истории лучше всего работали в кофейнях. Пабло Пикассо, Джоан Роулинг, Симона де Бовуар, Жан-Поль Сартр, Боб Дилан — писатели, художники, философы и авторы песен, люди из разных стран и столетий развивали свое творчество и принимали решения, работая за столиком в кафе.

Сейчас многие из нас продолжают в одиночку работать из дома. И нам кажется: с какой стати мы должны идти куда-то работать, только чтобы там тоже попытаться с головой погрузиться в свой проект. Всё вокруг будет только лишний раз отвлекать. Проще тогда никуда не идти, не тратить время.

Но сидеть в наушниках за собственным столом, оказывается, сильно отличается от того, чтобы точно так же сидеть где-то в чужом месте. Особенно если нам нужно заставить свой мозг работать.

Есть много способов, которыми кафе стимулируют нашу креативность, в отличие от дома и офиса. Исследования показывают, что разнообразные новые стимулы в этих местах могут помочь нам включиться в работу (особенно если мы перестанем обращать на них первоочередное внимание).

Шум и толпа


image-loader.svg

Ученые давно знали, что фоновый шум может принести пользу нашему творческому мышлению. Исследование 2012 года, опубликованное в Journal of Consumer Research, показало, что умеренный уровень шума на самом деле повышает наши когнитивные способности. Идея в том, что если нас немного отвлекают от текущей задачи внешние раздражители, это повышает нашу способность к абстрактному мышлению. Что приводит к генерации более творческих идей. Чуть больше стресса, выход из зоны комфорта — дают результат, потому что позволяют держать себя в ментальном тонусе.

Исследование 2019 года обнаружило похожие результаты. Они сосредоточились на так называемом «стохастическом резонансе»: это явление, при котором нужное количество шума приносит пользу нашим чувствам. Первоначально его наблюдали у животных, в том числе одноклеточных. А это исследование показало, что шум в пределах 100–640 Гц работает и на людей, улучшая (что удивительно) зрение и концентрацию.

И хотя идеальный уровень шума отличается от человека к человеку, аудиостимуляция за счет стохастического резонанса также, доказано, улучшает скорость принятия простейших сенсорно-перцептивных решений, и их итоговую точность. Ученые даже назвали это «эффектом кофейни». Легкая стимуляция мозга переводит его в более «активный» режим, поэтому он не испытывает перегрузок (когда мы активно кодим), но и не отключается (когда у нас перерыв).

В общем, исследования — на 100% за кофейню. Музыка, легкая беседа за соседним столом и бариста, выбрасывающий гущу из кофемолки, не отвлекают от дела —, а наоборот помогают добиться лучшего результата.

image-loader.svg

Еще лучше — если в этой кофейне сидят другие люди c ноутбуками, занимающиеся тем же делом. Это добавляет мотивации. К такому выводу пришло исследование 2016 года. Ученые разбили участников на пары, и предложили им решать задания (каждый решал свои). Участник А в 90% случаев получал простое задание, но в 10% — очень сложное. Все задания участника Б при этом были на среднем уровне. Но когда соседу попадалось задание посложнее, Б тоже начинал прилагать больше умственных усилий, и в целом решал свою задачу лучше.

Исследование показало, что «просто выполнение задачи рядом с человеком, который прилагает много усилий для решения своей задачи, заставит вас сделать то же самое». Ученые считают, что на нас влияют невербальные, тонкие сигналы, такие как поза человека или его дыхание. Мы не осознаем, что что-то происходит, но непреднамеренно получаем мотивацию, и решаем приложить больше усилий.

Коби Десендер, один из авторов публикации, профессор в Университете Карнеги-Меллона, объясняет:

Это похоже на поход в спортзал. Одна из самых важных вещей в кофейнях — это эффект социальной поддержки: вы приходите туда, видите, как работают другие люди, и это создает у вас настроение, при котором вы также начинаете работать усерднее. Простое наблюдение за другими людьми, занимающимися своими делами, оказывает такой эффект.

Визуальное разнообразие


image-loader.svg

Если бы секрет был только в шуме и наблюдениях за усердием других людей — лучшим местом для работы была бы строительная площадка. Ну или старый-добрый офис.

Но дело тут еще и в визуальной стимуляции. Кордон Смит, профессор Университета Буффало в Нью-Йорке, написал в The Conversation материал о пользе интеллектуальной работы в кафе и ресторанах. Он говорит:

Люди приходят и уходят. Дневной свет меняется на вечерний. Вокруг — постоянно разные ароматы кофе и еды. Хотя мы, как правило, не замечаем эти микростимулы сознательно, они заставляют наш мозг работать немного иначе, чем дома.

Крупный бизнес давно знает пользу визуальной стимуляции. Поэтому офисы Google, Facebook и других так сильно декорированы. Каждая переговорная — со своей атмосферой, что влияет на креативный процесс. Это называется «конвергентным творческим мышлением». В кофейнях, как правило, визуальных стимулов в избытке. А периодическое посещение разных кафе делает вещи еще более разнообразными.


Это как раз то, чего нам не хватает при работе из дома. Четыре стены и одни и те же обои точно не настраивают на креатив, и не дают нам новый заряд энергии.

Неформальная атмосфера


image-loader.svg

Стереотипный работник в кофейне — это волк-одиночка с ноутбуком и чашкой эспрессо, пытающийся бороться со своим творческим кризисом. Но эксперты говорят, что кафе также могут принести пользу целым группам, командам IT-проекта, которые проводят мозговой штурм или пытаются укрепить командный дух.

Кордон Смит:

Если вы собираетесь на цифровых платформах для встреч, вроде Zoom, там подразумевается некоторая формальность. Рабочая атмосфера. Которая настраивает нас на поиск тех же решений, что и прежде. Напротив, встреча в баре или кафе создает впечатление неформальности. Все эти новые звуковые и визуальные стимулы помогают группам, по сравнению с общением в Zoom или официальной переговорной.


Плюс, конечно, такая обстановка позволяет немного отвлечься, когда это нужно, дает в избытке новые темы для разговора, и обеспечивает пресловутый тимбилдинг.

Офисные помещения для встреч и интернет-сервисы имеют и другие минусы. Об этом говорит архитектор Келли Хейс, одна из коллег Смита:

 Для встречи с кем-то за чашкой кофе не обязательно иметь повестку дня. Но ее ожидают от тебя для запланированной офисной или виртуальной встречи. Вы должны заранее знать, о чем будете говорить. Что может убить творческие процессы.


Келли отвечает за планирование кампуса Университета штата Нью-Йорк в Буффало, в котором учится больше 35 тысяч студентов. И говорит, что для её проекта такие идеи очень важны. Университетские городки должны побуждать людей собираться, обсуждать идеи и сотрудничать. Для этого они делают «офисы под открытым небом» и максимально обустраивают кафетерии: там всегда должен быть хороший интернет и все необходимые розетки. Это является частью тенденции, которая наблюдается уже более десяти лет (вот, например, статья 2010 года о том, что нам стоит объединять офисы и кофейни).

image-loader.svg

В общем, все факторы для работы мозга тут присутствуют: визуальное разнообразие, легкий шум, неформальная атмосфера, тонизирующий напиток.

То есть работа программистов в кофейнях — это не просто прихоть хипстеров из Кремниевой долины. Это правда хороший способ чего-то добиться — как показывают истории тех же Роулинг, Сартра и Пикассо.

Так что если вы чувствуете, что вам приходится заставлять себя работать, если работать скучно или нужны новые идеи — попробуйте зайти в ближайшую кафешку или ресторан с интернетом (конечно, если вы вакцинированы). Хуже работать не станет. А вот лучше, если верить выводам ученых, может быть с большой вероятностью.

Был у вас опыт работы в кофейнях? Поделитесь впечатлениями.

Кстати, чтобы примерно понимать ситуацию. В России исследования не проводились, но компания Buffer, помогающая работать с соцсетями, в 2020 году опросила 3500 удаленных сотрудников по всему миру. Среди них 80% сказали, что в основном работают из дома, а 20% больше любили коворкинги и кафе. Это аналогично показателям опросов Buffer 2019 и 2018 годов. Несмотря на вирус и возросшие риски, процент людей не уменьшился. Хотя и остается сравнительно небольшим.

В Москве, судя по всему, статистика такая же. Мария Рыбка, маркетолог сети кофеен Skuratov Coffee, год назад говорила Тинькофф Журналу:

Условные фрилансеры составляют примерно 20% по сравнению с теми, кто берет кофе с собой, и другими гостями. В итоге приносят ощутимый доход.

© Habrahabr.ru