Почему молодежь не хочет рожать и причём тут система образования
«Я хочу пожить для себя» — говорят люди в 18, 20, 25 и даже 30 лет. И живут. Развивают карьеру, путешествуют, занимаются творчеством, уезжают покорять другие страны.
«Вы с ума посходили! А ну давайте срочно все рожайте!» — взывает государство, которому не хватает новых граждан.
Проблема актуальна не только для России, но и в целом для стран развитого мира. Да-да, именно в странах развитого мира есть целый этап развития, который характеризуется увеличением возраста рождаемости и уменьшением желания заводить детей в целом. (про демографический переход).
Тут важно понять две вещи.
Это НЕ проблема как таковая. Это именно ЭТАП развития социума, который неизбежно случается при определённых условиях, о которых мы поговорим ниже. Проблемой эту ситуацию считают управляющие странами, которых интересует экономика, рост ВВП, рождаемости и прочих важных цифр.
Поведение людей — это ОТВЕТ на ситуацию в обществе и в мире. Ничего не делается просто так, от осинки не родятся апельсинки. Много уже было сказано о том, что _если бы_ рожать и содержать детей было комфортно, то люди чаще бы это делали. Но раз они этого не делают, значит, что-то СИЛЬНО не так.
И вот, мы здесь сегодня собрались, чтобы пожевать эти самые проблемы и факторы, которые помогают людям сделать выбор в сторону «пожить для себя».
Экономика родительства
Чтобы завести и прокормить ребёнка, нужно иметь жильё, работу, поддерживающего партнёра и внутренний ресурс, а точнее — стабильную психику и уверенность в завтрашнем дне. И если с финансовыми вопросами многие из нас ещё как-то могут разобраться, то вот с психологическими целые страны терпят внушительный крах. (Демографическое старение) Современный мир вообще мало приспособлен к тому, чтобы в чём-то быть прям уверенными, но есть ещё кое-что, что сильно подрывает нашу психологическую базу и готовность стать родителями.
Система образования
Да, статья будет именно об этом. Как системы образования разных стран готовят своих граждан к тому, чтобы они НЕ ХОТЕЛИ детей.
Итак. Для начала немного подсчётов. В России ребёнок сталкивается с образовательной системой примерно в два-три года, когда идёт в детский садик. В развитых Италии, Германии и Франции детей принимают в ясли уже с трёх месяцев, если мама рвётся работать. В России тоже так можно: уже с двух месяцев по законодательству ребёнка можно отдать в ясли. Декрет у мам в Китае обычно длится всего три месяца, а потом с чадом возятся дедушки и бабушки. Китайцы устраивают малыша в детский сад с 3 лет, но обычно принято даже с 5.
А вот статья о влиянии раннего детского возраста на формировании психики ребёнка. Сюрприз: чем младше ребёнок, тем сильнее он нуждается в присутствии и заботе значимого взрослого. Вот статья о подготовке ребёнка к детскому саду. Там говорится, что лучше отдавать ребёнка в садик после ТРЁХ ЛЕТ.
Выдержка из статьи: «Период адаптации к детскому саду проходил у Даши очень долго и болезненно. Даже через три месяца после первого посещения она так и не сумела наладить контакта с детьми. Ее чаще других обижали, она постоянно плакала и просила мать больше не водить ее в детский сад. Через полгода из-за частых болезней и начавшегося энуреза родители были вынуждены забрать ребенка домой.»
И такие случаи не такая уж редкость. Многие дети реагируют на первое посещение детского сада негативно: там группа чужих детей, чужая тётя, довольно строгие правила, и целый день нет мамы.
Когда ребёнок попадает в дошкольное воспитательное учреждение, это запускает в нём этап взросления. Социализации, самостоятельности, умения справляться с проблемами. С какого-то момента ты понимаешь, что теперь мама не просто не всегда рядом. Она узнает о твоей жизни только то, что ты сам расскажешь (или воспиталка, если плохо себя ведёшь).
Это проводит жирную черту между прошлой жизнью и новой. Болезненную, но и захватывающую. Есть те, кто не готов к такому этапу, они в основном и сопротивляются походам в садик: капризничают, ищут любые предлоги и даже всерьёз болеют. Если родителям в этот момент жизни маленького человека не до того, чтобы помочь ему справиться с первым серьёзным потрясением, то отсчёт пошёл, а бомба запущена. Человек записывает у себя на подкорке: «Я СЛИШКОМ РАНО ПОВЗРОСЛЕЛ». Да ещё и принудительно.
Спросите себя. Вы слишком рано повзрослели? Я уверена, ответ «ДА». Мы выросли в суровые времена в суровом обществе. Нам всем пришлось слишком рано повзрослеть.
Конечно, есть и позитивные кейсы, но их чертовски мало. Есть и те, кому повезло побыть дома до трёх лет и прийти в детский сад уже более-менее сформированными. Есть просто более сильные и более слабые люди, это нормально. Но субъективно многие мои знакомые делятся ощущением, что жизнь заставила их повзрослеть гораздо раньше, чем они были к этому готовы.
Школа только укрепляет эту проблему.
Новый этап в жизни — новые требования — новые правила. В семь лет (когда ты де факто РЕБЁНОК) тебя сажают за парту и говорят: сорок минут сиди смирно и слушай учителя. Вот твой дневник с ОЦЕНКАМИ. Ну и учитель — не воспитатель. В младшей школе классный руководитель ещё за вами присматривает, но тут как повезёт. У него могут быть любимчики, своя жизнь и просто усталость. И ты остаёшься наедине с социальной жизнью в школе, где ты — самый маленький и слабый на фоне старшаков. С кого брать пример? Дык понятно — с них.
Десять лет ты будешь учиться быть «взрослым». Соответствовать нормам и требованиям, выполнять задания, запоминать и выдавать информацию. К 11 классу тебя ждёт серьёзное испытание на прочность нервов: ЕГЭ. Или поступление в ВУЗ. В любом случае, ни о каком расслабленном взрослении речи не идёт.
Всю школьную жизнь меня преследовало чувство гонки со временем и загнанности (притом, что учиться мне было не так уж сложно, были друзья и хобби, а родители не сильно ругали за тройки и в целом не ограничивали мою свободу). Я видела одноклассников, чьи родители требовали только пятёрок, или супер-ответственной реализации в спорте/художке/кружке по английскому.
Я вышла из школы в 18 лет, с чувством бесконечной задолбанности и радости что вырвалась из тюрьмы. Что чувствуют современные школьники, которым добавили электронные дневники и камеры слежения в коридорах — представить не возьмусь. Неудивительно, что они совершают ***цид и стреляют в школах.
Подводим итог
Итак, примерно с 3 до 18 лет ребёнок находится в системе с жёсткими требованиями и правилами, которые принудительно делают из него «взрослого». Но только очень перекошенного взрослого: выходя из школы, мы умеем подчиняться, слушать, делать творческие задания, отвечать на вопросы и возможно искать и структурировать информацию. Как платить ЖКХ мы при этом всё ещё не знаем, да и как снять квартиру, найти работу и приготовить обед из трёх блюд в школе тоже почему-то не учат.
Контрацептивы, здоровое родительство, отношения, вождение автомобиля… всё это остаётся за кадром внимания школы. Достоевский — наше всё.
Вопрос. Если ты 15 лет своего самого детского, самого шаловливого возраста вынужден был вести себя как взрослый по 5–6 часов ежедневно. Захочется ли тебе делать это, как только жесткая необходимость отпала? БОЖЕ, КОНЕЧНО НЕТ.
А вот и ещё новость: даже если ты с 18 до 33 честно вёл себя как инфантил, ты всё равно не отмотаешь назад школьные годы. Потому что время быть ребёнком — в детстве.
Вы видите их? Бородатых мужиков на самокатах, играющих в игрушки и покупающих лего. Взрослых женщин в смешных носках и с волосами всех цветов радуги, коллекционирующих кукол и блёстки… Это мы все. Поколение людей с непрожитым детством.
Мы мечтаем отмотать время назад и прожить школьные годы как подростки. Но школа нам не даёт такой роскоши. Государство не даёт. И тогда мы отвечаем: что ж. До восемнадцати я твой, но дальше буду делать что хочу. И делаем.
Мы выбираем поменьше ответственности и побольше свободы — потому что мало свободы и много ответственности у нас уже было.
И чем сильнее образовательная система будет завинчивать гайки, тем веселее будет срывать резьбу у вчерашних выпускников.
А что делать?
Ну очевидно же: менять систему. Дайте детям быть ДЕТЬМИ. В школьной программе не должно быть столько насилия и закрепощения. Не должно быть столько тягомотных часов откровенно ненужных уже материалов, которые в любой момент можно загуглить. Времена изменились, и современным школьникам в жизни куда больше пригодится здоровая психика и готовность проживать свою взрослую жизнь, будучи взрослыми. Школьной программе пора стать добровольной, щадящей, открытой и свободной — каким и должно быть нормальное детство подростка. И тогда, возможно, лет через 10 мы наконец-то увидим поколение, готовое шагнуть во взрослую жизнь без ужаса в глазах.