Почему Гэндальф в своей знаменитой фразе использует shall вместо will?
С чего всё началось?
Уроки английской грамматики застали меня ещё в обычной советской школе, где пионеров учили, что London is the capital of Great Britain, что в первом лице будущего времени следует использовать «shall», а в остальных лицах используется модальный глагол «will».
Много позже практика общения сделала для меня очевидным, что советские учебники устарели; «will» используется повсеместно невзирая на лица, а рудимент глагола «shall» способен всего лишь выразить нотку нетерпения в вопросах типа: «Shall we play a game tonight?»
Стоило мне окончательно заменить свой школьный шаблон употребления модальных глаголов «shall» и «will» на клише, отлитое из десятилетий собственной практики, как дивный голос сэра МакКеллена одной-единственной фразой разрушил устоявшийся было стереотип.
В одном из ярких эпизодов кинотрилогии «Властелин колец» волшебник Гэндальф, защищая мост над бездной Мории от демонического существа Балрога и полчищ орков, бьёт посохом оземь и произносит твёрдо и чётко:
You shall not pass!
Это грозное заклинание Гэндальфа разрушило не только каменный мост Казад-дум, но и моё представление о невозможности использования во втором лице модального глагола «shall».
«Как так?» — крутилось в моей голове, — «В чём тут дело? Архаизм? Привычка британцев говорить, не соблюдая собственные грамматические правила?»
С этого и началось моё мини — расследование.
Ошибка, сэр!
Обратившись к английскому первоисточнику, мне без труда удалось обнаружить, что профессор Толкин в главе про мост Казад-дум использовал другую, хотя и близкую по смыслу фразу, вложив её в уста мудрого мага аж четырежды:
You cannot pass!
Сэр Питер Джексон в своей экранизации рассматриваемого эпизода романа «Братства кольца» урезал количество этих фраз волшебника ровно в два раза. Гэндальф, стоя на мосту и обращаясь к Балрогу, произносит »You cannot pass», а затем, уже успешно отразив атаку, эффектно изрекает магическое заклинание »You shall not pass», которого, повторюсь, не было в авторском оригинале.
Сам сэр Иэн Мюррей МакКеллен в шоу Грэма Нортона в 2019 году признался, что фраза, которая стала его визитной карточкой, на самом деле — результат удачной сценической ошибки:
Заклинание
Сила фразы Гэндальфа и её прямо-таки магическое воздействие на широкую публику и узкий каменный мост заключается, по моему мнению, в трансцендентной окраске грамматической конструкции «You shall not». Замена модальных глаголов «will» или «can» на «shall» в отрицаниях придаёт фразам метасмыслы заклинания, завета, табуированного запрета.
Возьмём для примера библию. Действительно, основа христианской морали — десять заповедей, начертанных перстом Божьим на скрижалях завета, используют всё ту же грамматическую форму «You shall not…», то есть смысл заповедей передаёт модальный глагол «shall» в отрицании во втором лице.
Английский юмор
Англичане не были бы англичанами, если бы не обыграли взаимообмен «shall» и «will».
Тонущий в Темзе шотландец, не уяснивший себе тонкостей употребления модальных глаголов в лицах, вместо мольбы о помощи:
I shall die, no one will save me!
выкрикивает фразу самоубийцы, заклиная ни в коем случае не спасать его:
I will die, no one shall save me!
Таким образом, замена одного модального глагола на другой не является грамматической ошибкой, а передаёт нюансы смысла через грамматику, тогда как в русском языке для передачи смыслового посыла используются другие приёмы.
Тонкости грамматики
Для непосвященного в тонкости английской грамматики подобные примеры амфиболии способны исказить суть, либо, наоборот, раскрыть богатство оттенков смыслов для грамотного собеседника.
А вам встречались английские грамматические конструкции, которые были бы удивительны либо непонятны? Оставляйте их в комментариях, и мы обязательно разберём такие конструкции в следующих статьях.