Почему DevRel плачет
Недавно я выложила рилс про появление новой сотрудницы в моём отделе. На видео я плачу. Песня на фоне поёт:
It’s my party, and I’ll cry if I want to
Cry if I want to
Cry if I want to
You would cry too, if it happened to you
И вместо реакции «ХАХАХА, Дашка, это очень смешно!» Я получила грустные реакции и слова поддержки.
Шутка, которую я спрятала в этот рилс была такая:
в заглавной картинке написано «Рассказываю новой сотруднице как у нас всё устроенно в отделе»
а потом видео как я рыдаю под слова «Это моя вечеринка и я могу плакать, если мне так хочется. Ты тоже заплачешь, если это случится с тобой»
Понимаете? Ну смешно же:(
Ладно, давайте расскажу подробнее.
Я в деврельстве официально 2,5 года. Пришла в эту роль в мае 2021 года. В сентябре 2022 я стала руководительницей отдела. Первое и самое сильное осознание, которое ударило меня по голове было — никто до конца не знает зачем наш отдел в компании. Люди говорят слова, приводят примеры проектов, но не чувствуют. Ни рядовые ребята, ни руководители. Хуже только то, что ты и сам-то не слишком понимаешь.
Ты — неведомая зверюшка, к которой у всех ОЧЕНЬ много вопросов:
что вы делаете?
зачем вы делаете?
почему вы делаете именно это?
а почему не делаете вот это?
а какие у вас показатели?
а почему не вот эти?
а почему у вас вообще иногда нет KPI и чё это вы за найм не отвечаете?
почему у вас ЗП как у разработчиков, хотя вы ничего не разрабатываете (к слову, зачастую и первая и вторая части большое заблуждение, но об этом как-нибудь потом)?
Это не считая вопросов, которые тебе задают, когда ты стал руководителем деврел-отдела:
а как ты оцениваешь своих сотрудников?
а какие у них грейды?
а матрица компетенций есть?
а сколько ты будешь им платить?
а какие обязанности и зоны ответственности у твоих сотрудников?
а почему ты хочешь нанять себе смм-щика/контент-продюссера/редактора статей, если это не деврельская функция?
И знаете что? Нигде нет ответов на эти вопросы.
Ладно-ладно, не буду пугать. Ответы есть. Они размазаны по статьям, докладам, личным беседам и опыту внутри компаний. И вот последнее у всех разное. Потому что помните, да? Никто в компании (кроме самих деврел-специалистов) до конца не понимает что делает этот отдел и что можно с него требовать.
Иногда мне кажется, что мы как ведьмин котёл: в нас кидают какие-то запросы, представления, щепотку денег, потом внутри происходит какая-то магия и вот к нам устраиваются ребята, которым понравился стенд на Кодфесте в 2017 году.
За эти 2,5 года у меня появились какие-то ответы. Ну или мне кажется, что они появились. Нет абсолютно никаких гарантий, что они правильные (да и существуют ли правильные ответы?) Нет абсолютно никаких гарантий, что они вам помогут. И я бы назвала их не ответами, а представлениями. Ну или гипотезами. Тут уж как вам удобнее будет мне потом предъявлять за написанное;)
Но вернёмся к шутке! Пару недель назад ко мне вышла новая сотрудница на деврел-задачи. Считаю это одним из великих чудес случившихся со мной в этом году. Потому что когда я стала руководить отделом у меня уже было две деврел-специалистки и один контен-продюссер (ютюбчиком он занимается). Из рядовой сотрудницы я резко превратилась в наставницу для двух разных ролей и руководительницей отдела со спорным вайбом.
Обе сотрудницы пришли с минимальным представлением о роли. С нулевым опытом деврельских активностей (сделать митап, стенд, статью, доклад).
Честно — они пришли в момент максимальной разрухи отдела. В феврале 2022 года отдел из четырёх опытных (±) человек рассыпался и я осталась одна. У меня был выбор не быть руководителем. И я им сначала воспользовалась. Три месяца мы искали кого-то снаружи. Но никто не понимал как оценить этого человека. А спустя три месяца психотерапии я решила, что в общем-то готова сама возглавить отдел. Я нашла контент-продюссера (он был бывшим сотрудником Контура), мне нашли двух деврел-специалисток.
Сказать, что это была ошибка нанимать двух джунов к Даше, которая полтора года отработала в отделе — ничего не сказать. Но я скажу — это было катастрофически неверное решение. Когда ты не понимаешь что делать, сложно вести за собой людей желающих ясности и ответов на вопрос «Зачем это всё?»
Потому что единственное, что ты можешь ответить: Я НЕ ЗНАЮ ГОСПОДИ ПЕРЕСТАНЬТЕ СПРАШИВАТЬ ПРОСТО ПОЖАЛУЙСТА ЗАБЕРИТЕ У МЕНЯ МИТАПЫ Я БОЛЬШЕ ТАК НЕ МОГУ.
А забрать они не могут, Потому что еще не умеют. А учить я не успеваю, да и не могу похвастаться умением системно кого-то обучать. Ну и желающих поучаствовать в митапчике или поехать со стендом куда-то меньше не становится: «В нашем пермском офисе так много активистов! Даша, нам нужно сделать три митапа и один техноквиз», «Мы каждый год делаем стенд на Кодфесте. В этом тоже нужно сделать», «Даша, когда уже на Дотнекст со стендом поедем?» (в ресурсный же период эти фразы — услада для деврел-отдела!)
И ты пытаешься подхватить всё — потому что это твоя зона ответственности. Потому что (ты-то знаешь) это ТО для чего ты есть в компании — помогать сотрудникам налаживать отношения с внешним IT-сообществом, через контент, который они создают (контент = экспертиза завёрнутая в употребляемый формат: доклад, статься, подкаст, активности на стенде).
Спустя 10 месяцев руководительства я вывела одну сотрудницу из команды. Мы не сходились ценностно и обе от этого страдали.
Да-да, в отделе ответственном за отношения не заладились отношения.
И нас осталось трое. Никто из оставшихся ребят не снимал с меня работу, которую я уже не должна была бы делать. Ну разве что немножко. Например, публикации анонсов в телеграме.
Контент-продюссер занимался и занимается ютубом. Это то, что я и так особо не трогала, а значит это невозможно с меня снять. Деврел-специалистка занималась внутренним сообществом питонистов, которым я тоже не занималась, а значит и это с меня не снять. Добавим сюда еще и мои неидеальные навыки делегирования.
Получается, что кроме моей основной работы, на меня упала еще и полноценная руководительская должность. Я всё ещё вычитываю статьи, собираю и прогоняю доклады, редактирую презентации, организую митапы и стенды. По всем ролям разработки (кроме питонистов, конечно). Для справедливости тут важно отметить: есть максимально самостоятельные роли и они настолько круты, что нашему отделу есть чему у них поучиться. Всё чаще и чаще из-за невозможности тащить это всё я отдаю ролям самостоятельную организацию стендов и митапов (а некоторым и отдавать не надо, потому что это и так было на их стороне). Кто-то не против, кто-то после такого опыта говорит, что готов с нами работать только если мы всё сделаем «под ключ». Кто-то на старте говорит, что всё понимает, а потом всё равно закидывает тебе за воротник. И это нормально! Их можно понять! Заниматься деврельством — по-настоящему сложная задача и ты не всегда понимаешь какой там объём работ.
Такой перегруз задачами без наличия инфраструктуры, базы знаний, достаточного количества людей в команде и нескончаемому потоку активистов изнутри приводит к следующему:
Потому что нет ничего, что поможет тебе в моменте. Этого «чего-то» просто не существует. Ответственно заявляю: единственное решение — это рыдать на балконе (или в любом другом удобном для вас месте). Мой руководитель сказал: «Да, Даша. Чувствуется, что у тебя кризис… Знаешь, что? Составь план выхода из кризиса и иди по нему.»
Мозг играет с тобой злую шутку. Когда ты так сильно перегружен, даже если к тебе подойдут и предложат что-то у тебя забрать, ты просто не сможешь это что-то одно извлечь из клубка дел. У меня так было неоднократно. В самый пик кризиса у меня пытались подхватить задачки, а я рыдала и кричала «Я не знаю, что у меня можно забрать! Ничего нельзя! Я просто не знаю как это отдать, как вычленить, как вытащить тот самый провод с разъемом микро USB для старой камеры из этого сплетения проводов в ящике стола.»
Люди вокруг не до конца (или вообще) не понимают объём работ деврел-отдела и специалистов внутри. Деврел-специалист должен уметь делать всё. И под всё я имею ввиду реально всё. Давайте рассмотрим работу со спикером:
достать из человека доклад. С сотрудником нужно поговорить, проинтервьюировать, понять, что в его опыте интересного для него и внешнего мира и продать ему же его историю, чтобы человек воодушевился и подумал «Хм, а ведь и вправду хорошая тема»
собрать доклад. Проработать структуру, помочь с логическими склейками, помочь с «мясом»
собрать презентацию. Если сотрудник не умеет, если дизайнера нет — да, деврел-специалист делает это сам. Нужно, чтобы презентация была легко читаемой, помогала в выступление, была приятна глазу слушателей, была с шутками и мемасами.
подготовить само выступление. Помочь сотруднику с подачей доклада, с держанием себя на сцене, с общением с аудиторией, с интерактивами, с позами, жестами, взглядами. Помочь с отработкой неприятных вопросов, комментариев и иногда отвлекающим поведением кого-то из аудитории.
физически отправить человека на конференцию. Провести все бюрократические процедуры, помочь с оформлением командировки. Выдать мерч и подарок за лучший вопрос от зрителя (если такое практикуется).
Вам может показаться, что это не много, поэтому давайте посмотрим чем должен обладать деврел-специалист, чтобы сделать эти задачи:
навыками интервьюера, знаниями индустрии и той роли из которой вы рассказываете. Специалист должен мочь проанализировать ваши истории и внутри себя почелленджить их на жизнеспособность. Сразу же придумать какую проблему вы представите в докладе, какое у нее будет решение и с какой пользой уйдет слушатель.
структурным мышлением и навыками сторителлинга. Знать про арку персонажа, про развитие событий, путь героя и всякое такое. Специалист должен превратить ваш опыт и ваши истории в структурированный рассказ с понятными переходами. Специалист должен слушать ваш доклад как усредненный портрет участника конференции и понимать, какой контекст стоит оставить, а какой лишний и его можно смело убирать.
навыками дизайнера и не только. Нужно помочь с таблицами? Ты изучаешь как работать с таблицами. Нужно сделать какое-то изображение специфичное для этого доклада? Изучаешь как работать в фигме. Ты должен предусмотреть все нюансы визуального повествования. Сколько слов на слайдах? Соответствует ли текст на слайде тексту, который говорит спикер? Достаточно ли динамичная презентация? Всё ли в корп.цветах и в рамках брендовых коммуникаций?
навыками публичных выступлений. По сути ты должен сам уметь в публичные выступления и желательно с докладом. Ты должен понимать про физиологию и состояние тела в стрессе. Должен уметь в коммуникации с большим количеством людей. Должен уметь в переговоры и отработку возражений.
навыками бюрократа. Внимательного и заботливого.
Сквозь все эти навыки ты должен: внимательно слушать человека, быть эмпатичным, хвалить его, помогать справляться со стрессом, поддерживать, когда наступает состояние «Господи я никогда не сделаю этот доклад», должен контролировать все процессы по пути. Чтобы и тезисы во время были готовы, и черновик презентации во время отправился организаторам. Чтобы купили билеты и чтобы человек успешно и хорошо долетел. Чтобы на сайте конференции было хорошее фото, чтобы описание компании, тоже правильно написали.
Это просто пример с одним докладом, для которого ты должен уметь ОЧЕНЬ многое. Никто не задаётся вопросом откуда ты всё это знаешь и умеешь. Ожидается, что ты по умолчанию идешь с пакетом навыков.
И этому пакету тебя не учат в одном каком-то месте. Нет-нет-нет. Ты всё это учишь на ходу. Ожидается, что всё, что за пределами непосредственно «мяса» доклада будет делать кто-то другой, потому что для разработчика это не профильная деятельность и тратить на нее время не логично. Тут мне сложно поспорить, потому что это действительно так. Но те, кто это говорит не всегда понимают как МНОГО этой непрофильной работы. Просто не представляют.
Недавно было видео, как муж говорит жене: «Представляешь, если вечером оставить грязную посуду на столе, на утро она будет помыта и сложена на полочку». (Это просто пример. В нём нет никакого наброса на мужчин).
В деврельстве, мне кажется, иногда точно так же. «Мы наймём человека, который будет отправлять нам спикеров на конференции!» А что там происходит между точкой «Вот бы кого-то отправить» и «У нас в этом году 50 уникальных спикеров!» особо и не важно.
А там… ОЧЕНЬ МНОГО РАБОТЫ
Если расписывать подготовку митапа, то на это нужна отдельная статья, поэтому я не буду. Но если нужно — напишите об этом в комментариях (ноль гарантий, что я напишу вторую статью, но вдруг?). Просто поверьте — там еще больше. Там будут и новые инструменты типа таймпада, сервисов для анкет, чтобы собрать ОС, сервисов для рассылки фотографий, записей докладов. А если у вас нет отдельного ивентера, то вы еще и должны уметь искать площадку, решать новые бюрократические вопросы, заказывать еду, технику. Должны уметь в менеджмент проектов, координацию людей, делегирование задач и умение решать вопросики под грифом «стлесс».
И вы обязательно где-то в этой куче задач ошибётесь. И к вам обязательно придут люди и скажут где и как вы накосячили. И скорее всего они это сделают из лучших побуждений. И ты им скажешь «спасибо, мы учтём это в следующий раз» и снова пойдёшь рыдать на балкон. Потому что ты в отделе, главный навык которого (внимание) УМЕТЬ В КОММУНИКАЦИИ. И ты не можешь ни нагрубить человеку, ни проигнорировать его. Ты должен выслушать и сказать «Ок. Давай подумаем, как мы можем решить эту проблему.»
Но самым разрушительным может оказаться момент, когда руководство спросит, а зачем ты всё это делаешь. Эт как если бы вас мама спросила:, а зачем ты родился? Ну т.е. это очень бьёт по тебе, когда человек создавший твоего персонажа спрашивает зачем он нужен. И ты про себя такой «хммм, а может и не нужен, действительно».
Так почему же DevRel-специалист плачет?
Причин довольно много, но я бы сказала, что: от большого объёма практически неизмеримых задач, от миллиона разных контекстов, от непонимания своих границ, зачем ты всё это делаешь, от отсутствия понимания у других твоей ценности и от всеобщего ожидания, что ты знаешь как всё это заменеджерить.
А иногда просто от одиночества. Потому что доказать необходимость второго, третьего, пятого специалиста бывает очень сложно.
Если в вашей компании есть такие ребята, которые делают деврельские задачки — поблагодарите их за работу. Спросите как они справляются. Отметьте важность их работы, если понимаете её. Если нет — спросите. Деврел-специалист будет рад с вами поделиться, потому что в конечном итоге его работа невероятно удивительна и разнообразна. Общение с людьми — вот, что придаёт этой работе смысл. Возможность пообщаться с потрясающими сотрудниками разработки, послушать их опыт, помочь им завернуть его в какую-то интересную форму и наблюдать, как этим человеком восхищаются другие — это просто космос.
Для меня нет ничего чудеснее, чем когда на ребят из Контура смотрят с таким же восторгом как и я. Сердце наполняется мёдом, а в голове искрится мозг.
Эти яркие тёплые чувства, что я испытываю работая с ребятами — мне хочется взять и донести их до каждого человека на планете. Хочется говорить всем «Вы видели? Вы видели какие потрясающие люди работают здесь со мной в одном офисе? Вы представляете как мне повезло?»
Создавать деврел-отдел, процессы в нём и за его пределами — пожалуй самая интересная и крутая задача, которая была у меня за 7 лет в Контуре (а я много что попробовала). И пусть я порой рыдаю на балконе, это не значит, что я перестану ей заниматься ;)
P.S. У каждой роли есть работа, которую другим не видно. Деврел-специалисты тут не уникальны. Но мне просто хочется оставить в сети интернет чуть больше артефактов о том, что мы делаем. И спасибо, что дочитали до конца! Надеюсь, что хотя бы мемасики были для вас приятной усладой ;)