Эпоха Flash: как разработчики в одиночку делали мировые шедевры
Мы уже поговорили об инди-студиях и об играх, которые разработчики создавали в одиночку. В комментариях к последней статье поступило замечание о том, что пропущены целые эпохи — и в их числе эпоха Flash-игр. Спасибо за идею!
В 1996 году появилась платформа FutureSplash Animator, которая открыла новые возможности для создания игр и анимации. С одной стороны, разработчики получили удобный инструмент; с другой — сделанными ими результатами можно было пользоваться прямо в браузере без необходимости скачивания. Об эволюции Flash вы можете прочесть в этой статье.
Во многом благодаря этой технологии была запущена целая отдельная индустрия «инди-игр». От самых простых — вроде вирусных Dancing Bush и BaffOtron до таких шедевров, как Crush the Castle (тот же подход переизобрели в Angry Birds), и аркадной Sonny. Разработчики фантазировали, используя Flash для создания абсолютно разных механик — и смена направления гравитации, и управление разными частями тела, и классические платформеры в стиле Prince of Persia.
Но мы поговорим именно об играх, созданных одним человеком. Не считая, правда, композитора в одном из примеров как второго члена команды.
Терри Кавана и VVVVVV
Что делать, если вы хотите создать игру, но не умеете рисовать? Почему бы не создать ретро-платформер в стиле Atari, который в итоге признают лучшей инди-игрой 2010 года, и который затем попадёт на Nintendo 3DS, iOS, Android и PlayStation Vita.
Терри Кавана разработал несколько игр, включая VVVVVV, Super Hexagon и Dicey Dungeons. Хотя, за музыку отвечал другой человек — композитор Магнус Поллсон.
Суть первой и самой знаменитой игры, которую он сделал в одиночку, заключается в механике с отсутствием прыжков, но с возможностью смены направления гравитации. Сначала вы ходите по полу, затем по потолку, потом выбираете любую из двух стен. И с помощью этого навыка вы должны, управляя капитаном Виридианом, спасти членов команды после странной аварии.
Адам Салтсман и Canabalt
Изначально сделанная на Flash игра Canabalt — это бесконечный раннер. Игрок, используя всего одну кнопку, кнопку прыжка, должен бежать по крышам, пробегать через разбивающиеся окна, обходить различные препятствия. Важно пройти как можно большее расстояние до того, как упасть или удариться об стену.
Canabalt стала первой игрой дизайнера Адама Салтсмана. После неё он работал в ряде компаний, в числе которых Finji, Last Chance Media, Kittehface Software и Semi-Secret Software.
Кстати, в 2011 году на Хабре вышел перевод статьи Салтсмана, интересно читать и сейчас, по прошествии более десяти лет.
Брэд Борн и The Fancy Pants Adventures
Брэд Борн в 2006 году выпустил первую часть своей игры The Fancy Pants Adventures. Позже, в 2011 году, вместе с компанией Over the Top Games он поработал над версией для PlayStation Network и Xbox Live Arcade. В 2012 году игра попала и в Apple App Store.
Кровожадные пираты похищают девочку Cutie Pants. Её брат Fancy Pants бегает, прыгает, плавает и сражается с пиратами — в общем, делает всё возможное, чтобы её спасти.
Возможно, это одна из самых ярких историй успеха инди-разработчика. Борн создавал игру в свободное от работы время, а в итоге реализовал проект, который стал знаменитым на весь мир и даже привлёк инвесторов из Electronic Arts для запуска третьей части платформера.
А вы, случаем, на смартфоне с детьми в эту игру не играли? Если да — напишите в комментарии!
Фодди Беннетт и QWOP
Одной из сенсаций 2010 года, с активным развитием соцсетей, стала выпущенная в 2008 году флэш-игра QWOP. Она была основана на Ragdoll-физике и имела очень сложную механику: игроку приходилось управлять отдельными группами мышц ног бегуна с помощью клавиш Q, W, O и P. Отдельно — бёдрами каждой ноги, отдельно — икроножными.
И при этом нужно было пробежать стометровку на Олимпийских играх. Игра крайне залипательная и очень сложная. Таблицы лидеров не было, и разработчик объяснил, почему: «Некоторые люди считают, что победили, если они пробежали пять метров, другие — если они медленно передвигались по дорожке в течение часа. Если бы я добавил в игру таблицу лидеров или счёт, все эти люди, скорее всего, уходили бы разочарованными, и в игре остались бы только самые целеустремлённые и мазохистские игроки».
А в QWOP или её продолжении для двух игроков 2QWOP можно было спокойно играть с друзьями и коллегами в состоянии беспрерывного истерического смеха. Хотя один из индийских игроков прошёл все 100 метров за 51 секунду и попал в Книгу рекордов Гиннесса с этим результатом.
QWOP — плод прокрастинации. Фодди разрабатывал её во время завершения диссертации по философии. Благодаря этой игре количество просмотров его сайта выросло до 30 млн в месяц.
Майк Бителл и Thomas Was Alone
В 2010 году Майк Бителл выпустил платформер с элементами головоломки Thomas Was Alone. Вы управляете одним или несколькими прямоугольниками или квадратами разных цветов и размеров. У каждой фигуры есть свои особенности — например, возможность держаться на плаву.
В течение нескольких лет игру дополняли и переносили на Windows, OS X, PlayStation 3 и PlayStation Vita, Linux, iOS.
Майк Бителл в 2015 году выпустил ещё одну «в той же временной шкале, что Thomas Was Alone» — стэлс-экшн Volume.
Важно сказать, как и почему этот человек начал разрабатывать игры: в школе учитель истории разрешил ему вместо сочинения сделать игру point-and-click и остался доволен результатом. После этого Бителлу разрешили и далее вместо эссе представлять игры.
А какие flash-игры вы считаете наиболее знаковыми и интересными? Напишите в комментариях, в какие игры «залипали» дольше всего!