Побочный эффект коронавируса: роботы займут наши рабочие места ещё быстрее
Робот-бариста может безопасно обслуживать клиентов даже во время карантина
Сотрудники миллионов компаний, от Apple до Tesla, сидят по домам, стремясь избежать лишних контактов. И это может, в той или иной мере, продолжаться ещё год, до повсеместного внедрения вакцины. Но есть одно решение, позволяющее устранить нехватку рабочей силы, и перестраховаться от подобных ситуаций в будущем. Нужно больше роботов!
Известное исследование Оксфордского университета касается вероятной доли автоматизации рабочих мест в 702 профессиях за последующие 15 лет. Взяв цифры ученых, можно посчитать, сколько людей будут под угрозой остаться без работы. Например, в США правительство на время Covid-19 обозначило некоторые индустрии «незаменимыми». Они связаны с производством продуктов питания, обеспечением инфраструктуры (транспорта, связи), выпуском вещей для гигиены, обслуживанием ежедневных естественных потребностей граждан и так далее. Это критический сектор экономики, без которого всё остальное моментально развалится. И после вируса его одним из первых коснётся автоматизация.
Незаменимые сотрудники определяются правительством США в таких отраслях
Полный список критически важных сотрудников можно прочитать тут (с пятой страницы). Порядка 54% всех рабочих мест в США — как раз такие. И 67% этих «незаменимых» сотрудников, около 55 млн людей, — при желании уже сейчас легко заменяются роботами. Или большими машинами, которые смогут выпускать и переносить товары, или алгоритмами, которые возьмут на себя принятие простых решений.
Единственное, что останавливало автоматизацию — то, что она обошлась бы дороже, чем оставлять работать людей. На 67% этих «роботизируемых» должностей в критически важных индустриях приходится всего 52% зарплат. То есть, это в основном низкооплачиваемый труд, на который работодатели особенно не тратятся. Вроде складских работ, работ на производстве или продажи продуктов питания. Инвестировать в роботизацию ранее было невыгодно, умное оборудование не успевало окупаться за срок своей годности.
Но теперь у компаний появился новый повод инвестировать в роботов: убедиться, что их предприятие останется на плаву даже в случае следующей пандемии, если сотрудники начнут массово заболевать. К тому же, социальное дистанцирование, массовые санитайзеры, проверки с термометром и другие меры предосторожности на производствах внезапно сделали труд человека куда более дорогим. Роботы в подобных затратах не нуждаются, их потребности более предсказуемы.
Правила карантинов о том, что нельзя близко общаться со сторонними людьми, особенно влияют на индустрии с частым человеческими контактом, вроде ресторанов, ритейла, индустрии отдыха и развлечений. По информации из того же оксфордского исследования, к 2030-му у нас будут технологии, чтобы автоматизировать 86% должностей в ресторанах, 76% в продажах и 59% в индустрии развлечений.
Пару лет назад были распространены мнения, что этого не случится, поскольку для клиентов важен персональный контакт. Никому не хочется, чтобы ему прислуживала бездушная машина. Но Covid-19 это изменил. Контакт с посторонним человеком теперь, мягко скажем, не ценится так, как год раньше. И исследования показывают, что те, кто пережил пандемию, навечно меняют своё поведение. Поэтому в мире после коронавируса люди в роли обслуги прекращают быть чем-то желанным и ценным.
Роботы-официанты, роботы-горничные, роботы-кладовщики и так далее — уже существуют. Осталось только наладить их более массовый выпуск. Когда компании, особенно крупные, снова начнут набирать рабочую силу, они дважды подумают, не сможет ли на этом месте справиться машина. «Механические сотрудники» с каждым днём становятся умнее, быстрее и дешевле. И сейчас впервые воспринимаются как меньший риск.
Что нас ждёт
Некоторые технологии уже не только готовы, но и активно внедряются, вытесняя людей. Amazon в 2012-м за $777 млн приобрела производителя роботов Kiva. Теперь её умных машинок по складам компании ездит больше 200 000. Один такой маленький робот (60×75 см) может переносить на себе товары весом до 500 кг. А более крупный робот-кладовщик таскает по складу полки весом до 1500 кг.
Amazon также собирается начать продавать всем сетям супермаркетов технологию Amazon Go — позволяющую полностью убрать кассы, продавцов и кассиров. Люди в таких супермаркетах сейчас нужны только для охраны и заполнения полок. Но и эти задачи, разумеется, очень легко заменить машинами, если будет желание.
Ford разработала робота-курьера, который приезжает на беспилотном авто, выходит из него, берёт нужную посылку и приносит к вам под дверь (даже если там есть ступеньки или что-то ещё). Это рынок на много миллиардов долларов, и люди здесь уже не нужны. Такой робот коронавирус к вам точно не принесет.
А шведско-швейцарская компания ABB Robotics установила на производствах больше 400 000 индустриальных роботов, достаточно умных и способных выполнять всё, что может сделать человеческая рука. По оценкам, эти машины за последние несколько лет заменили больше 2 млн рабочих.
Роботы-баристы уже раздают кофе, а в «Старбаксе» тестируют автоматические киоски и умные кофе-станции, так что клиенту достаточно нажать на кнопку, и прибор всё сделает сам. О конце профессии баристы говорить еще рано, но постепенно такие станции выйдут из офисов и начнут заменять все небольшие уличные кофейни, хотя бы по причине того, что они занимают меньше места и могут предложить такое же кофе дешевле.
Низкие процентные ставки в США, целые сектора с огромным числом сотрудников, выполняющих примитивные повторяющиеся задачи, рост числа патентов с AI, минимальные налоги на корпорации, интерес венчурного капитала к отрасли автоматизации, глобальная пандемия, влияющая на то, как работодатели оценивают сотрудников. Все эти аспекты сошлись, и все они указывают в одном направлении. В Штатах 55 млн должностей в критически важных индустриях ждут автоматизации. Это освободит $1,5 трлн каждый год. Деньги здесь вращаются огромные, нужно только успеть получить свой кусок пирога. То, что ученые Оксфорда ожидали увидеть через 15 лет, может случиться уже через 5–7.
Рабочих мест в развитых экономиках мира постепенно становится меньше, чем способных работать. Всё более очевидным решением проблемы становится безусловный базовый доход. Есть даже предложения обложить налогами как раз каждого робота. В Южной Корее это уже происходит.
И здесь свою роль тоже играет коронавирус. Если раньше правительства были резко против идеи ББД, то теперь и Германия, и Испания, и Япония (по $930 каждому), и США ($1200 взрослым, $500 детям) по сути, его уже внедрили, пусть и во временной версии. Мнение публики тоже меняется: в Британии, например, впервые больше 50% населения высказались в поддержку такой программы (и только 24% оказались против). Другие развитые государства, вроде Эстонии и Швейцарии, свои схемы с безусловным базовым доходом тестируют уже давно. По мере развития пандемии и усиления интенсивности роботизации, таких идей будет появляться всё больше.