Побег из Нью-Йорка: биткоин-стартапы покидают город
8 августа 2015 года правительство Нью-Йорка анонсировало вступление в силу постановления о битлицензиях, суть которого в том, что продажа криптовалют на территории Нью-Йорка грозит судебным преследованием тому, кто не является счастливым обладателем специального разрешения суперинтенданта финансовых служб Нью-Йорка.
Rebit и Genesis Mining — последние имена во впечатляющем списке биткойн-компаний, несогласных подчиниться суровым требованиям нового постановления. Причины глобального побега из финансовой столицы, так или иначе, сводятся к нежеланию связываться с трудоёмким и дорогостоящим процессом получения Битлицензии и соответствовать жестким требования регуляторов.
Основоположником нового тренда — уезжать из Нью-Йорка вместо того, чтобы нести тяжелое бремя итлицензии, — стала электронная биржа ShapeShift, чей директор уже запустил веб-сайт для выражения протестов против действий регуляторов (PleaseProtectConsumers.org), за ней последовали BitFinex, Kraken и LocalBitcoins, наряду с несколькими другими стартапами. Все они явственно выразили свое несогласие с новой законодательной инициативой штата.
Представители компании Genesis Mining, в частности, недвусмысленно высказались по этому поводу:
Мы выражаем позицию всего криптовалютного сообщества: мы считаем, что данная, конкретная инициатива правительства является серьёзным и непреодолимым препятствием для развития свободного рынка. Мы полагаем, что именно в этом ее главный смысл. Несмотря на то, что правительство может ошибочно посчитать наше бегство своей победой, выиграть битву и выиграть войну — это не одно и то же».
Битлицензия представляет собой длинный перечень правил и условий, направленных на то, чтобы увеличить временные и денежные затраты, связанные с осуществлением криптовалютного бизнеса на территории Нью-Йорка, которые и без того являются дефицитными ресурсами для стартапов.
В частности, раздел 200.10 выглядит как непреодолимая преграда для развивающихся компаний:
Раздел 200.10 Внесение существенных изменений в бизнес.
(a) Каждый лицензиат должен получить предварительное письменное одобрение суперинтендента (контролирующего инспектора) для внедрения любого плана или нового продукта, услуги или вида деятельности, или при внесении значительных изменений в уже существующий продукт, услугу или вид деятельности, если речь идет о бизнесе, связанном с городом Нью-Йорк или его жителями.
Многие адепты биткоинов обрушиваются с критикой на Бена Лоуски, автора законопроекта о битлицензии, который, к тому же является владельцем собственной компании, консультирующей биткоин-стартапы на тему того, как лучше соответствовать нормам нового закона. Однако, очевидно, что идея Лоуски нашла немалый отклик среди других регуляторов, которые сообща объявили войну критповалютными стартапам. Эта провокация незамедлительно отразилась, помимо прочего, и на курсах криптовалют: закон о битлицензиях — одна из причин, по которым стоимость биткоинов продолжала снижаться на протяжении прошедшей недели.
Закон о битлицензии противоречит самому инновационному духу стартапов. Многие представители сообщества сходятся во мнении, что подобный набор требований невыполним: инновации и возможность экспоненциального роста создаваемой ценности становятся в принципе невозможными. Конечно, кто-то сможет выжить в условиях строгой отчетности и соблюдения норм, однако, эти условия полностью уничтожают преимущества и шансы на реализацию большого преобразующего потенциала биткоинов. Ведь, единственным преимуществом, коим обладает стартап, является его подвижность и гибкость среди неповоротливых корпоративных гигантов.
Тем не менее, криптовалютные стартапы не склонны легко сдаваться под натиском властей, к тому же, сама концепция криптовалютной экономики предполагает свободу от географических границ. Нью-Йорк считается финансовой столицей Соединенных Штатов и всего остального мира, но это не единственный город в мире. Биткоин уже продемонстрировал нам, как малочисленное криптосообщество способно построить мощнейшую сеть, скорость которой выше, чем совокупные показатели 500 суперкомпьютеров. С другой стороны, со временем битлицензия может расползтись на всю территорию США, да и во многих других странах может появиться нечто подобное.
Возможно, лучший способ изменить этот сценарий — вывести биткоины в мейнстрим так скоро, как это только возможно, чтобы развитая инновационная среда сама по себе стала источником нового «пирингового права».