Плавный вход в FPV. Или сборка первого учебного комплекта

Лирическое отступление.

Внезапно мне очень захотелось летать! Просто до дрожи в ногах! Почему? По тому что одна из ног была не пригодна даже для хождения по квартире в виду последствий любви к спорту. И холодным осенним вечером я понял что до безумия хочу одеть FPV шлем и хотя бы полетать по квартире… Почувствовать свободу перемещения! Если описывать ощущения от полёта в FPV то это похоже на параллельную реальность. Я летал несколько лет назад, и смотрел во вторые очки когда летал проф пилот… Это незабываемые ощущения. И вот я не могу ходить временно, но могу собрать дрон летающий или ездящий… И управлять им от первого лица, компенсируя физический недостаток! А главное я совсем немного инженер-электронщик, чутка программист и собрал до травмы пару железок так сказать:)

Когда то давно лет 6 назад я занимался сборкой квадрокоптера на 350 мм вроде раме. Его останки до сих пор покоятся у меня на полках стеллажей. Всё как обычно в юношеских начинаниях уперлось в деньги:(вернее в их отсутствие. Я собрал квадрик на Ardupilot выглядело это как то так.

6f8bd173a266bc324fa22f89943c7f90.png

Дроны, RC оборудование и т.д. стоили космических денег на тот момент (±2016 год). Помню чтобы купить пульт и приемник по дешевле я купил рейсинговый дрон с авито с комплектом оборудования и в итоге это реально вышло дешевле покупки в магазине комплекта аппаратуры.

В итоге я заимел 2 кадрика, но на шлем денег не было. Какое то время я рулил ими как просто радиоуправляемой моделькой записывая видео на дешманскую экшен камеру из эльдорадо. Первый полет был буквально на поводке. Я привязывал дрон на случай если он потеряет управление и полетит куда захочет. Потом первые круги по спортивной площадке, без FPV гораздо сложнее рулить, но как же это было круто! Блин это было круто безумно;) Жаль очень мало материала осталось и тогда не хватало денег на серьезные проекты.

Полетник был Ardupilot тот ещё геморрой по сравнению с betaflight… Было очень сложно из за обилия настроек и не понимания вообще всего, но очень кайфово от первых контролируемых облетов двора и видосов с закатом. Но это не фига не FPV, а просто радиоуправляемая модель. Полетал с экрана я тогда всего пару раз.

9ea980ce7015b13d376faf8027c7c9fe.png17599a6c7c96ed23072396bc023cf762.png

Потом интересы изменились, и вот в 2023 году сломав ногу я решил вернуться к этому хобби… И все оказывается изменилось крайне сильно. С одной стороны стало сильно дешевле. С другой стороны: теперь нельзя летать где попало, есть ограничения по весу и много всяких правил. Иными словами как в 2017 по фану из говна и палок собрать аппарат весом в несколько килограмм и запускать во дворе, переживая лишь за то что он упадёт на крузак соседа теперь наказуемо не только соседом.
Мне не особо хотелось заморачиваться с регистрацией и разрешением на полеты (тк это ещё тот квест). Однако, не хотелось платить штраф и каждый полет сжимать ягодицы опасаясь правоохранительной органов и штрафа. В итоге изучив законодательство я понял, что на всём до 150 грамм в условии закрытого неба можно летать без смс и регистрации. Будь то синебот (да-да квадрик для видеосъемок, а не дядя Петя алкаш из соседней парадной), вупы разных конфигураций (квадрики с круговой защитой винтов), 3х дюймовые «зубочистки» и тд.

Летать я планировал в квартире и у друзей в скейтпарке, дабы не попадать под пресс закона, поэтому хотелось что-то компактное, но «BetaFpv Cetus» и прочие микро дроны не особо тюнингуемы и картинка такая себе (впрочем как и у дарвина). Поэтому первым я остановился на «DarwinFPV Baby Ape» в «PNP» версии т.е. без приемника.

531dedd3da740bb12b94b28a0ae2b0c1.jpeg


В ожидании посылки коллега с работы продал мне комплект «Eachine Novice-I» по очень вкусной цене, но с убитыми АКБ и перенастроенный на другой пульт, который в комплекте конечно не шел. Он пришел раньше и был отдельный с*кс в сарае, но об этом позже.
DarwinFPV Baby Ape заинтересовал меня как недорогой и легальный способ полетать на хорошей скорости без необходимости регистрации в росавиации т.к. его полетный вес (с АКБ) всего 130 грамм. И цена в момент покупки 05.11.2023 составляла менее 10000 р.

Так как покупать набор за 35тр+ меня мягко говоря не радовало, я решил собрать свой KIT и сейчас вам расскажу о своих fpv похождениях:).

Мной был приобретен самый бюджетный вариант без приемника и АКБ.

Вот в такой красивой коробке.

0059d24049bd83fb948d05d1f8fe00a0.png


В примерно такой комплектации (инструкцию я потерял, но содержимое кратко расскажу).

482618b0e8c0e8107e1aff53889eb123.jpeg

Для управления я выбрал комплект RC аппаратуры RadioLink T8S (BT) с приемником R8EF. Но во время внезапного переезда умудрился его потерять. Пока разбирал вещи заказал более приемлемый вариант приемника R8SM. Он на протоколе Sbus и PPM и супер компактный. В итоге заюзал его.

2daf51d00f41428c425a5b2d33b4a90a.png

Собственно аппаратура на фото:)

Как бюджетное универсальное устройство просто пушка! Плюс можно через BLE настроить пульт с телефона. За 5тр как универсальный пульт для FPV полетов и Arduino проектов весьма неплох. Но для регулярных, быстрых и долгих полетов рекомендовал бы что-то серьезней впрочем об этом будет отдельная статья.

Далее встал вопрос об шлеме. Т.к несколько лет назад я уже увлекался дронами, но шлема стоили как крыло от самолета я офигел увидев приличный таки шлем за ±5000 р на озоне:) VR008 PRO простенький и удобный.

7c1017be1efa9c08f9d221fbf58e778d.png

Картинка из очков выглядит как то так

6bad7d827a3d81e660b3d571938296a0.png

Скриншоты из записанного на карту памяти видео.

c2bf85b1b943f60c6e0970fcd1d05609.pngb3ca4d04a59dd49fa7028b3d50c1297f.png

Да это не DJI Googles2, но для начала возвращения в хобби вполне пойдёт.
Из плюсов: есть шнурок для питания от Lipo  АКБ и режим записи видео на microSD карту. 

Из минусов: нет видео входа аналогового или цифрового (т.е цифровой приемник не прикрутить), картинка очень среднего качества, вероятно не высока дальность приёма, но для полетов по парковке/заброшке/спортзалу и т.д вполне норм.  

Приехал дрон через месяц в красивой коробочке с наклейками и пакетом с расходниками. Естественно, родные пропеллеры к моменту написания и публикации убиты в мясо;) 

Чтобы хотелось отметить из опыта покупки запасных винтов — есть 2 варианта Gemfan    Hurricane 3016–3 вал 1,5 мм 3663, и именно такие и стоят на данном дроне. И ещё есть на вал 2 мм и они вам не подойдут. Я по самонадеянности взял 2 комплекта по 4 штуки для вала 2 мм. А потом извращался и приклеивал их на суперклей, когда сломал родные во время тренировки в гараже и других кроме как 2 мм не было;) На клею летать таки можно, но такое себе если честно. Хотя до момента удара о стену или иное препятствие они довольно неплохо держатся. А после удара отлетают на несколько метров.

Из коробки дрон в PNP версии не настроен ни на какой приёмник.

Ниже приведена схема подключения полётного контроллера к приемнику по протоколу Sbus.

b7502bbede45637e55922bfc5b8f0ddd.png

Так можно подключить разные приемники и в том числе R8SM. На фото ниже мой вариант исполнения с покрытием из грязи после полётов под потолком заброшенного ангара.

8341dc665e24854272c64ad5f3d4834c.png

Закрепил я приемник максимально колхозно на стяжку.

2cc9e21a73bc661685e05bf8d70eb24c.png

Как видно на фото я не особо заморачивался, так как очень хотелось полетать. Что касается белой изоленты на кабеле питания. Он был перебит винтами (по причине некоторой криворукости автора), так как мне не понравилась идея разработчиков размещать АКБ наверху дрона, и я крепил его на дно немного криворуко пропустив провода не там. Их перебил винт и АКБ выпал в полёте. То ещё было крутое пике;) Весело летать короче;)
Так же как видно на фото порт micro USB размещен немного убого и требует длинного разъёма у провода тк по сути перекрыт винтом. Или выполнить вырез в корпусе шнура под винт, тк разъём «гуляет» и конект прерывается что печально и опасно, но решаемо канцелярским ножом.
И так припаяв питание и сигнальный пинт приемника к полетнику следует всё это запустить и подключить к компу через BetaFlyght. Не стоит сразу подключать АКБ. Просто подключите к компудахтеру. Первое окно которое вас встретит будет акселерометр.

ce1b9393f3c7967d1bfd87c2a696e222.png

Если он будет не настроен, появится соответствующее окно, которое попросит его откалибровать. Тут все просто — устанавливаете дрон параллельно земле, желательно, на поверхности откалиброванной уровнем и калибруете кнопочкой — «Калибровать акселерометр». Кстати если дрона ведет в ту или иную сторону попробуйте откалибровать его с немного (1–3 мм) приподнятой стороной в которую ведет. Иногда это решает вопрос.
Далее переходим в «Порты» и выставляем ползунки как на фото.

57672d36610e48846516b6dd2144402f.png

Далее идём в «Приёмник» и делаем так:

a0b884f3720f890f9914b8b4ee58b7f8.png

Режим приёмника — UART, приемник SBUS. Taблица сигналов — AETR1234 (данная таблица актуальна только для аппаратуры из данной статьи для другой аппаратуры возможно будет иной).
Хотя телеметрию можно и отрубить:)
Ну и пока не поставили пропеллеры можно зайти в моторы и покрутить их.

a3df154191dfb5ee051aa19377a02cfb.png

Для этого ставим галку что согласны с последствиями и предварительно подключаем АКБ.

Теперь билдим приёмник и пульт согласно инструкции уверен, что вы взяли иную RC аппаратуру впрочем там всё ± одинаково. Прочитайте мануал на свой пульт. И далее идём в «Режимы». Я выставил себе только  ARM — это запуск моторов, и режим — HORIZONT который стабилизирует квадрик после того как вы отпустили стики в горизонтальное положение. Привязываются режимы к тумблерам на пульте. В Принципе для начала этого хватит. А далее можно добавить ANGEL, ACRO и прочие продвинутые режимы полёта.

1e11493abf9b47b1a7b88e9fa90b38d1.png

Теперь перейдем к питанию. Заявлена поддержка 2–3S аккумуляторов.  Что такое «S» и «С» в данной статье подробно рассказывать не буду лишь кратко поясню что 2S это 7.4 вольта 3S это 11.1 вольта соответственно, ну и конечно супер важный параметр это ёмкость батареи те миллиампер часы. На фото 2 батарей (АКБ) на 450mAh 2S (первая и последняя), вторая 3S 550 mAh и третья 3S 450 mAh причём тяжелая и с довольно низкой токоотдачей (это то что параметр «С»).

8de45723361db7a1450e5f7073018a27.png

Как я понял из экспериментов бренд кардинально не решает. Решает соотношение веса, реальной емкости и тока отдачи. Самые классные как по мне были полёты на GNB 3S 550mAh 90/180C и Tatu 2S 450mAh 75C. Большая третья банка была довольно тяжела и чаще использовалась для тестов тк в полёте мешала управляемости. Если кратко и на бытовом языке 2S летает плавнее 3S летает резче. За счёт того что один из главных параметров бесколлекторного двигателя это количество оборотов на вольт. Те 11.1v будет крутить быстрее 7.4v. 
Для зарядки рекомендую бюджетный I-max на 60 ватт.

6f6aa4cb32999afbc6ca8634cf55482d.png

Моё ощущение от полёта сложно передать. Но оно того явно стоит. Скоро будет продолжение. Критика и предложения категорически приветствуются!

© Habrahabr.ru