Пилот F-35 пожаловался, что тачскрины вызывают ошибки, физические тумблеры были надёжнее

bc6z4etbr_urobazkiwmr-a9kgm.jpeg
Визуализация в шлеме пилота F-35 Joint Strike Fighter

F-35 — один из самых дорогих самолётов в истории авиации, его разработка сопровождалась перерасходом бюджетов и многими известными косяками. Но в конце концов проект завершили и выпустили самолёт в серию. Одно из главных конструктивных изменений F-35 заключается в удалении большого количества маленьких тумблеров, которые заполняли панель старого кокпита. Их заменили большим сенсорным экраном.

Ребята из авиационного журнала Husk-Kit попросили (анонимного) пилота F-35 дать откровенную оценку самолёту. И оказалось, что сенсорный экран вызывает серьёзные проблемы. Например, у этого конкретного пилота процент ошибок при попытке активировать функцию составляет 20%.
Вот что он говорит: «Остальной кокпит красив на вид — ничего аналогового, всё цифровое, в кабине осталось примерно 10 реальных физических переключателей. Заметьте, я говорю красив на вид, но это не обязательно значит, что с ним удобно взаимодействовать! Теоретически цельный дисплей великолепен. Это сенсорный экран, вы можете настроить его так, чтобы он показывал практически всё, что вы хотите, в любом виде. К примеру, топливный дисплей. Можно развернуть его на большое окно, которое показывает всё о топливной системе самолёта: содержимое каждого бака, какие насосы работают, температуру топлива, центр тяжести и т. д. Или свернуть его в маленькое меньшее окно только с основной информацией. Или не показывать его вообще, потому что на кнопках доступа к функциям (Function Access Buttons, FAB) в верхней части дисплея всегда есть небольшая секция топлива с необходимой информацией, которая видна в любое время. В этом вся прелесть дисплея — размер и настройка. Недостаток в полном отсутствии тактильной реакции. Бывает непросто нажать правильную «кнопку», когда самолёт в движении, так как временами неслабо трясёт. В настоящее время я ошибаюсь с кнопками примерно в 20% случаев во время полёта. Причина в неправильной идентификации или, чаще всего, палец не попадает из-за турбулентности или под действием ускорения. Один из самых больших недостатков в том, что вы ни к чему не можете прижать руку во время нажатия — подумайте, насколько проще печатать на смартфоне большими пальцами, когда держишь его в руках, чем пытаться попасть по виртуальной клавиатуре только указательным пальцем».

Для сравнения, так выглядел старый кокпит:

mdli2nzonwjpl6ecuovdfbhp4vg.jpeg

Это не первый раз, когда пилоты говорят о проблемах, возникающих при установке сенсорных экранов или мембранных переключателей вместо физических толстых кнопок и переключателей. Сенсорные экраны лучше настраиваются и более универсальны, а мембранные переключатели дешевле, но не очень надёжные.

Когда дело доходит до кризисных ситуаций, возникают всевозможные проблемы. А сегодня эргономика сенсорного мира проникает практически повсюду.

© Habrahabr.ru