Первый раз или о том как попадают в мир кодинга
В жизни много чего случается первый раз. Первые шаги, первая ночь с девушкой, первая поездка за рулём. Что то помнится, что то забывается. Мой приход в чудесный мир компьютеров, операционок, сетей и кодинга, был сродни новому рождению. Я хочу рассказать про свою первую встречу с несостоявшейся судьбой…
Первый этаж величественного здания времён красных флагов и лозунгов «Вперёд в коммунизм». Мрачный коридор в левом крыле. Свет тут никогда не горел. Только с фойе и окна в конце коридора долетали редкие лучик. Шесть дверей, и своеобразный запах мужского туалета, от одной из них. Цоканье каблуков, куратора нашей группы, разносятся звонким эхом. Вокруг никого. Студенты разбрелись по домам. И только мы двое идём в неизвестность.
Первый курс радиотехнического колледжа Новосибирска. Еще едва востребованная профессия электронщик. Поступил. Остался ещё один шаг и мечта, вот она. Я эксперт по ремонту крутой электроники и все деньги мира мои. Скажите мне, что за пять лет учебы, возьму паяльник всего пару раз, покрутил бы у виска. Но это будет уже другая история.
За окном, солнечный осенний день. Свет врываясь в темноту этого коридора, слепит. Три ступеньки вверх, на входе из фое в коридор. Как путь освежованной души в неизвестность судьбы, после смерти. Окно все ближе, свет ярче. Куда мы? Читальный зал, он этажом выше. В кабинете химии уже никого. Старая, еле светящая лампа, над дверью кабинета, своим светом, надёжно отгоняла темные помыслы студентов, стащить реактивов для взрывов. Мысли. Мысли. Мысли.
Беда всех «иногородних» это путь, от дома до учебы. Иные вставали в пять утра, на заветную электричку, к светочу знаний, досыпали в замороженных вагонах. Мне повезло, вроде. Жил в километрах десяти от колледжа, но это уже был пригород. Единственный способ добраться до цивилизации из развалин колхозного мира, старенький жёлтый ЛиАЗ. С расписанием, оптимизированным ради экономии, под нужды счастливчиков, работавших на заводах города. Такая оптимизация подразумевала окна в расписании, некоторые более двух часов. Как следствие, после занятий, что бы не слоняться по городу без дела и не отхватить от борзых нарко-гопников «за сигарету», приходилось маяться в стенах колледжа. Частенько, сидя на подоконнике, удавалось сделать домашку и вечер был свободен.
С каждым нашим шагом, вариантов оставалось все меньше и меньше. Последние две двери. Одна вела в библиотеку. А вторая. Неказистая, обитая листами нержавейки, с магической лампочкой сигнализаций под потолком. И только табличка, с звучным текстом «Кабинет информатики и ЭВМ» вселяла холодящий страх.
В тот день, все однокурсники разбежались рано. Отменили последнюю пару. Сидя у окна, напротив кабинета группы, на широкой лавке сколоченной из реек, корпел над физикой. Где то за спиной, в коридоре, зацокали женские каблуки. Возле кабинета они остановились. Но вместо щелчков открывающегося замка, возникла пауза. Каблуки передумали и направились в мою сторону. Это была куратор нашей группы. Высокая, стройная, красивая женщина, с незаурядным умом и диким багажом знаний, и вдруг заслуженный радист СССР. Она узнала меня, и ей, зачем то понадобилось узнать, почему я не дома. После недолгих расспросов, она понимающе качнув головой, ушла в кабинет.
На дворе 1995. Вот-вот в жизнь ворвутся первые пеньки, ознаменовав начало гонки. Гонки за герцы, байты, эфпэсы. Но это потом, а пока предел мечтаний детей, коробочка со слоненком дэнди, да десятка два кассет с танчиками, контрой, и утинными историями. Молодой парень из русской глубинки, с диким детским страхом к роботам и желанием, однажды познать этот страх изнутри. Мгновение, и как насмешка судьбы он с недоумением смотрит на дверь, где обитают эти ужасы. Ощущая мистическое марево кабинета информатики, которое тогда, для многих, было сравнимо с современной надписью на двери — серверная.
Через пять минут, каблуки вышли из кабинета и закрыли дверь. Я все также сидел у окна, задумавшись о высоком. О красоте осени, о падающих листьях, о миленькой девочке шагавшей по тротуару к остановке. Куратор, окликнула меня, попросила пойти с ней. Скидав наспех все свои знания в модный пластиковый пакет, шагаю за ней.
Дверь была не заперта. С небольшим усилием распахнув ее, куратор вошла в кабинет и позвала меня. Разум отказывался верить. Внутри тихо шумели вентиляторы. Воздух был наполнен тонким ароматом фенола от работающих плат. А по столам, в четыре ряда, стояли они. Мои первые компьютеры. ПВЭМ «АГАТ». Ровно 11 штук. Это позже мы будем называть их гробами. Материться, подкручивая скорость дисковод. Это позже. А тогда, меня знакомили с учителем, ставшего на долгих пять лет наставником. Другими оболтуса лаборантами. И теплеющим от прикосновений, пластиком клавиш. В тот день, сложились неровные строчки моего первого кода, и в сиянии темного экрана, бездушная коробка подчинилась мне, напечатав два самых популярных слова.
Очень скоро, в потаённых местах этого чудного заведения, посчастливилось пообщаться с «Нейронами», с «Искрами», линейкой х86. Парк того кабинета, через несколько курсов, был собственноручно заменён на новенькие пентиумы второй серии. Но именно с этого драгоценного камня. С того мигающего курсора на экране переделанного телевизора юность. С того самого момента, как у Алисы из страны чудес, началось мое падение в кроличью нору.
В тот день меня заразили жаждой. Словно вампир, сходящий с ума от потребности крови, я требовал знания и кода. Бэйсик, Асемблер, Си, Паскаль, Питон. Менялись языки, контроллеры, процессоры, интерфейсы. Но жажда остаётся жаждой. Курсор, мигавший у квадратной скобки, навсегда со мной.
Сейчас сложно ответить, что оказалось решающим, лень или потребность в деньгах. Брошены два года самого ботанского факульта АВТФ, в самом ботанском седьмом корпусе НГТУ. Послан факультет оптоэлектронных приборов СГГА. Так уж случилось, что кодинг, не стал моей судьбой. Как не стала судьбой кибербезопасность. Кто знает, а может это и к лучшему? Я ненавидел все свои работы. Но удивительно другое, кем бы я не работал, всегда находился очередная коробочка с процессором и уже скоро, она была под моей властью.
Когда был размещен первый вариант этого текста, если бы не эти вездесущие модераторы, его ждала судьба, сгинуть в барханах песочницы. Но нам дали дельные советы и второй шанс. Так что, о чем этот пост? О том как мечта остаётся мечтой. О том как случайность может в корне изменить внутренний мир. И о том, что как бы высоко вы не летали сегодня, не стоит забывать. Мы все начинали одинаково. С двух слов на черном фоне, с «Hello world»…