Персонажи сказок Старой Руси, Эпизод II
Некоторое время назад на этом ресурсе была опубликована первая часть картинок из моего проекта «Сказки Старой Руси». Если вы не читали статью, я бы посоветовал сделать это, поскольку там представлена полная информация о самом проекте — как он появился на свет, и с какой целью. С тех пор произошло немало событий, я нарисовал много картинок, провел массу исследований и определился с точной формулировкой проекта: «рисовальная кабинетная мифология» в чистом виде (потому что сижу в домашнем кабинете, придумываю новую игровую мифологию и рисую). Еще раз напомню, что проект этот не для детей, но взрослым его не стоит воспринимать слишком серьезно.
Для любопытных вот ссылки на FAQ по проекту.
ФБ
ВК
ЖЖ
В этой части будет меньше картинок, но больше описаний, а в конце я дам небольшую ремарку относительно будущих планов.
Ну, поехали!
Сперва показалось, что все будет просто. Ан нет, все очень-очень сложно, поэтому образ я продумывал долго и тщательно. Если честно, начал чувствовать себя доморощенным исследователем. Картинка может показаться перегруженной, но уж очень много всего вкусного в сказках про Елену Премудрую. И поэтому, простите, так много букв. Итак.
Существуют две версии сказки про Елену Премудрую, и обе совершенно замечательные (почитать их можно здесь. Настоятельно рекомендую для понимания логики дальнейшего текста. Мне лично ОЧЕНЬ нравится вторая, более взрослая версия, но и первая чудесная). Я долго метался, какую версию сказки выбрать, в итоге решил совместить их в одном образе. Получилась вот такая героиня. Сейчас объясню, почему такая.
Начнем с простого. В обеих версиях сказки совершенно понятно, что Елена — ведьма, причем глава шабаша. На это указывает буквально все. Так же понятно, что она — иностранка в обеих версиях, поэтому кокошника в качестве намека на славянские мотивы в принципе хватит. Она не только умна, но и красива. Также в сказке говорится, что Елена честно признает свое поражение, и в итоге выходит за находчивого извращенца, то есть она честна даже во вред себе.
Дальше начинаются сложности, но мне кажется, я их решил. Итак, начнем с вопроса: почему ее отчество Кощеевна? Это, признаюсь, моя вольность. Сделал это по двум причинам. Очевидная — чтобы разделить Премудрых, ибо слишком их много, надо как-то разнообразить. Вторая причина — вторая версия сказки. Там указано, что Василису змей держал взаперти, на цепях, но стоило Ивану дать ей попить ключевой воды, как она тут же освободилась и улетела. Ничего не напоминает? Мне напомнило. Решил проверить — точь-в-точь описание освобождения Кощея в сказке «Марья Моревна». Вывод очевиден? Родственница? Скорее, как мне кажется, дочь. То есть тут как раз очень интересно, что все, кого можно подозревать в родственных связях с Кощеем, носят прозвище Премудрая. Совпадение? Не думаю.
Эта версия в принципе объясняет все. И то, что она ведьма, и скорее всего рожденная, поскольку тяготеет к красоте и добру (в сказках она не предстает однозначно отрицательным персонажем, хотя намеков на это хоть отбавляй). Так что в моей версии у Кощея полно дочек, но официальное отчество — у Елены.
Глядя на картинку, наверное, сложно в это поверить, но она, судя по всему, нейтрал, с перекосом в зло. Что указывает на зло? То, что она Главная Ведьма (чему она там голубиц учила — тоже вопрос). Ее страсть к отрубленным головам богатырей (вторая версия сказки). То, что в колеснице у нее змеи (о них чуть позже). Вообще, вся эта огненная тема тоже не очень добрая. То, что у нее в подручных огромный палач с топором (жалко не уместился, но змеи важнее). Да и вообще, она такая противоречивая вся.
В сказке снова упоминаются мамки и няньки, и я не мог упустить возможность нарисовать злые версии феечек. Да, они у меня бывают разные. Если обратите внимание, то есть и добрая мамка-нянька, которую злые постоянно гнобят.
Теперь про змеев. Тут, признаюсь, меня вообще понесло, но попробуйте понять мою логику. Итак, в первом варианте сказки упоминается колесница, запряженная шестью огненными змеями. Казалось бы, что сложного? Рисуешь шесть драконов а-ля Горыныч, и дело с концом. Ничего подобного. Во-первых, наши змеи больше именно змеи и на драконов не похожи (не волнуйтесь, вот кого-кого, а Горыныча я сделаю драконом, потому что он мега-босс). То есть, мне кажется, это больше восточная традиция, где драконы — магические создания без крыльев вообще, и когда они летают, то похожи на извивающихся пиявок. Во-вторых, выяснилось, что в нашей мифологии есть отдельный персонаж, который так и называется «Огненный змей». Если упрощать — инкуб, превращающийся по желанию в прекрасного юношу (по другим данным одна из его личин — получеловек, полузмея). В общем, в моей версии в колесницу Елены Премудрой запряжены как раз такие змеи. Когда они запряжены, они реально огненные змеи, но когда не на работе, то вполне могут оборачиваться либо в полузмею, либо в красного молодца. Это очень в тему, если взять за основу тот факт, что Елена — ведьма. Змеи часто ассоциируются с солнцем (вообще мотив огненного змея — это как бы отношения между солнцем и землей), к тому же они называются огненными, поэтому я сделал их пылающими. Речь, в первую очередь, о получеловеческой ипостаси — среднем звене между змеем и человеком. На черно-белой картинке такое крайне сложно показать, но в этой стадии их кожа текстурой напоминает поверхность солнца или, если угодно, кипящей лавы. При этом огонь холодный, то есть находиться с ними рядом вполне можно. Лица нет, поскольку они могут примерить любое. Размером змеи не гигантские, но довольно длинные.
На картинке я постарался показать две ипостаси змеев (догадайтесь, на кого из уже нарисованных персонажей похожа змеиная ипостась), надеюсь, получилось.
Ну и теперь по мелочи, а то и так много букв.
- Мамки-няньки наводят порядок во дворце, выносят головы, чтобы насадить на колья (спицы).
- Трон не стал рисовать, он, как и голубицы, на лугу, а эта картинка — из дворца.
- В одежде Елены много кощеевских мотивов, но в отличие от папани, ее одежда сделана из парчи, кожи и шелка, армора нет (он ей не нужен). Кокошник тоже обычный, просто фигурный.
- Постарался показать оба магических инструмента Елены — и волшебную книгу, и зеркальце. Также на поясе висят тубус для свитков (чтобы показать ученость) и всякие магические инструменты, чтобы указать профессию.
- На фоне там намек на других змеев — клубятся.
- Сложенные крылья за спиной. Да, во втором варианте сказки очень зацепили снимающиеся золотые крылышки. Я не смог пройти мимо первого намека на потенциальные стимпанковские мотивы, поэтому в моей версии это складывающиеся золотые магические крылья, которая Елена при желании может спокойно снять. Эдакий складной реактивный мини-дельтаплан. Заклепки постарался не забыть, хоть это и магия.
Ну и напоследок. У Елены Кощеевны КРАЙНЕ сложные отношения с Аленушкой и Иванушкой.
Курочка Ряба в игровом фэнтези-сеттинге? Ха-ха-ха, смешно! Не получится.
Получится. Все же знают сказку, правда? А вот вряд ли. Все знают последовательность событий, но большинство знакомо с этой сказкой в ее ультра-детской вариации, в конце которой курочка обещает снести новое яйцо «не золотое — простое!» Happy end, да? А теперь ознакомьтесь, пожалуйста, со сказкой в версии Афанасьева — это более ранний, неадаптированный для детишек вариант (и, кстати, курочка там не Ряба, а курочка-татарушка, но это не очень существенная деталь).
Есть еще украинский вариант сказки, но он вообще не про то, так что его не разрабатывали. Итак.
Первое, что бросилось мне в глаза во время чтения сказки: кумулятивные события, происходящие из-за разбитого яйца. Это чисто хаос и массовое помешательство. Причем все вовсе не безобидно, но об этом чуть позже. В общем, пока читал, мне пришла в голову идея о… Яйце Хаоса. И понеслось. Я поделился идеей с Юлей, мы посмеялись, она начала искать варианты сказок, а я полез в вики — читать статью про Курочку Рябу. Потому что идеи на основе сказки — хорошо, но лучше проверить всю имеющуюся информацию об этой сказке в интернете (я предпочитаю вики, кстати говоря, потому что там в статьях очень много полезной информации в очень сжатом, концентрированном виде).
Так вот, зашел я на вики, стал читать… Не передать, каково было мое изумление. Не буду цитировать статью, просто дам на нее ссылку, а вы, если хотите, прочтете сами, обратив особое внимание на разделы «Композиция сюжета» и «Мифология сюжета» — так вы лучше поймете логику образов и ход моих мыслей. Cразу скажу: я не со всем там согласен, многое просто не подходит под концепцию проекта, поэтому ниже предлагаю свою интерпретацию получившихся образов.
Вот ссылка.
Итак, позвольте представить вам юнит «Ряба и Мышь».
Да, они действуют в паре. Обе — зооморфные демоны-диверсанты, агенты хаоса. Они посланы на землю, чтобы сеять этот самый хаос — с помощью волшебных яиц демона Рябы, самой коварной из пары.
У каждого своя роль. Ряба — внедряющийся агент, прикидывается добренькой, чтобы втереться в доверие семьям безграмотных простолюдинов. Ей легко это удается, поскольку, во-первых, она умеет разговаривать, а во-вторых, она неплохая актриса и патологическая лгунья.
Для того чтобы снести Яйцо Хаоса, ей нужен корм, причем много. Именно поэтому каждая акция проходит по отработанной схеме: Мышь с Рябой приходят в деревню. Мышь скрывается неподалеку от деревни, ведет наблюдение и ждет. Ряба выбирает двор, знакомится с семьей и начинает откармливаться. Наивные людишки, конечно, рады — еще бы, волшебная говорящая курица, сейчас как снесет особо ценное яйцо, как заживем!
В итоге Ряба сносит Яйцо Хаоса, «пестро, востро, костяно, мудрено» — заколдованный контейнер вредоносной силы. Силы как энергетической, так и психотропной. Такой Ящик Пандоры, если хотите. Разумеется, смертные это Яйцо разбить не могут.
И тут на сцену выходит агент Мышь.
Мышь — агент-разрушитель, саботажница. И только она может разбить Яйцо — с помощью своего хвоста, на конце которого магический знак Хаоса. Знак — часть хвоста, мутация, знак агента-разрушителя.
Разбив Яйцо, Мышь высвобождает вредоносную энергию, которая волной прокатывается по всему поселению, заражая сначала двор, на котором прижилась Ряба, а затем распространяясь и на другие дворы.
То, что энергия является вредоносной и совсем не безобидной, указывается во всех источниках без исключения. Судите сами: вот перечень, в скобках цитаты из всех вариантов сказки:
- фактически жесточайший полтергейст (в печи пылает, верх на избе шатается, ворота скрипят, со двора щепки летят, «вереи хохотать, курицы летать, ворота скрипеть; Сор под порогом закурился, Двери побутусились, тын рассыпался»);
- психотропное воздействие («девочка-внучка с горя удавилась»);
- энергия явно нечистого происхождения, поскольку очень сильно влияет на людей, которые так или иначе относятся к церкви («Просвирня как услыхала — все просвиры изломала и побросала», «поповы дочери, со великого горя бросили ведра наземь, поломали коромысла и воротились домой с пустыми руками», «дьячок побежал на колокольню и перебил все колокола», «поп побежал, все книги изорвал» (какие книги изорвал поп, думаю, объяснять не надо?), ну и т.п.).
Налицо враждебная интервенция потусторонних сил.
Что-то как-то уже не так смешно, да, уважаемый г-н Пропп, сторонник комической теории? Вопрос риторический и со всем уважением.
В общем, Ряба, будучи коварной лгуньей, увещевает стариков, мол, все нормально, снесу вам еще яйцо. На самом деле она нагло лжет и тянет время, чтобы вредоносная энергия распространилась как можно дальше и повлияла на всех жителей. История в сказках обычно обрывается на попе, но, думается мне, финал для поселения крайне печальный. Скорее всего, все заканчивается массовым психозом, истерией и волной убийств-самоубийств.
Для чего же Мышь выпускает эту энергию, помимо основной? Сеять зло? Дело в том, что у Мыши уникальная анатомия. Она питается негативной энергией, и после успешного выполнения миссии получает заряд силы, у нее открывается третий глаз, она увеличивается в размерах. Все это для того, чтобы забрать Рябу, и снова двинуться в путь.
Полученного заряда Мыши обычно хватает очень надолго. И чем больше душ сгубило Яйцо Хаоса, тем сильнее становится Мышь. Поэтому агенты отправляются в путь в поисках новой цели. Третий глаз Мыши позволяет ей выбирать те поселения, где нет сильной магической защиты, поэтому обычно они стороной обходят большие города, предпочитая глухие села и деревни.
О них шла дурная слава, за ними гонялся сам Попович… Но это уже другая история.
Мрачняк и жесть, я знаю. Я лично на эту сказку уже не смогу смотреть, как прежде.
Но представьте, какой клевый юнит получился бы в игре. Выходят такие Мышь и Ряба. Ряба начинает сносить Яйца Хаоса, Мышь бегает вокруг, их подхватывает, бьет по ним хвостом и швыряет в героев, нанося дамаг.
Ну и теперь коротко про образы. На картинке изображен исход диверсантов из погубленного села.
Знак хаоса в его руническом виде изображен на стальном штандарте, прикрепленном к рюкзаку-куте. Заклепки-шипы специально набросаны хаотично. В сумке, притороченной к куте, — зерно, в бутыли — молоко, на крюках — свежепойманные червяки и шмат сала. Все это Рябе в дорогу. Прежде чем возмущаться, посмотрите, чем питаются курицы и что делают для их откорма.
В самой куте — сено и ветошь для мягкости, потому что Ряба — дива, ей нужен комфорт.
Само Яйцо Хаоса в ч/б нереально показать, поскольку оно радужно переливается и визуально немного похоже на энергетические снаряды, прости Господи, гунганов в Призрачной Угрозе. Но я постарался показать хотя бы его магические свойства.
Мышь у меня, конечно, не совсем мышь, а создание хаоса — такая полу-мышь, полу-крыса, да еще и прямоходящая. Она вся в пирсинге и шраминге, потому что агент-разрушитель, и это, как и хвост, тоже примета адепта хаоса.
Ну что, как считаете, получилась курочка Ряба в игровом фэнтези-сеттинге? Вопрос риторический и со всем уважением.
Что ж, давайте тезисно поговорим о Домовых. Сразу перейду к описанию картинки, добавляя цитаты и объяснения в кавычках. Никаких шокирующих фактов в этот раз не будет.
Картинка называется «Домового Вихорку застукали за хомячеством во время переезда».
Домовых, как вы понимаете, очень много — на каждый дом, на каждую квартиру 100 тысяч миллионов. Наверняка они все разные. Вот и у меня так же. Но у них есть общие черты, характеризующие их всех. Поэтому расскажу вам о домовых на примере одного конкретного — Вихорки (это прозвище, настоящего имени никто, кроме самого домового, не знает).
Итак, что нам известно. В вики говорится, что домовые «у славянских народов — домашние духи, мифологические хозяева и покровители дома, обеспечивающие нормальную жизнь семьи, плодородие, здоровье людей, животных. Обычно домовым считался умерший член семьи, первопредок рода (в.-слав.); умерший член семьи, который за грехи назначен Богом в услужение живым домочадцам (рус.); умерший без покаяния мужчина (рус)».
В целом, даже если принять на веру, что домовые — неупокоенные души, это исключительно положительный персонаж, поэтому никакой жести в этот раз не будет.
Часто домовых называют банниками и прочими духами дома, но, по-моему, это разные духи, хотя живут вместе. Домовые — начальники, они управляют всем хозяйством, поэтому их часто недолюбливают остальные, особенно кикиморы — скандалят, интригуют, портят жизнь, как могут. Особо умные домовые изгоняют кикимор со двора либо сами, либо при помощи домочадцев. Но о кикиморах и прочих духах дома подробнее поговорим в другой раз.
Домовые не любят холода и внимания, поэтому живут в районе печки или в самых темных углах дома. Одеваются тепло и обычно невидимы. Впрочем, их часто видят дети и домашние животные (в одном источнике видел еще упоминание наркоманов, как категорию людей, способных видеть домовых. Ну, логично). Обычный человек его может увидеть, только застав врасплох, как на картинке.
«Переходя в новый дом, приглашают и домового перейти: хозяйка кладет в новый горшок уголья и просит домового: «Милости просим, дедушка, на новое жилье» — именно момент переезда в новое помещение и запечатлен на картинке. Вихорко собрал все свои вещи (о них ниже) и пришел погреться у горшка с углями. Откуда горбушка хлеба? «Когда первый каравай в новой печи пекли, горбушку отрезали, солили и забрасывали под печь — для домового».
Немного про характер домового. Как я писал выше, персонаж в целом очень положительный. Зла не делает, только шутит иногда и слегка страдает клептоманией, но часто возвращает ворованные вещи. В общем, добродушный, особенно если хозяева ему нравятся. Еще нужно понимать, что он НЕ нечисть.»<...> не боятся Святого образа. Поэтому они спокойно могут жить в домах верующих. Домового легко обидеть, назвав его «представителем нечистой силы».
Он любит балаганить, особенно когда выпьет, а зимой он пьет часто, чтобы согреться. Несмотря на общую взлохмаченность и чумазость (все-таки живут обычно за печкой), домовые любят порядок в доме, и вообще — эстеты.
Как у многих других славянских мифологических персонажей, у домового нездоровая фиксация на брадобрействе. «Тому, кого любит, завивает волосы и бороды в косы». Вихорка в этом смысле типичный домовой. К сожалению, «он не любит зеркал», поэтому собственную шевелюру в порядок привести ему сложно. Он заплетает только то, до чего может дотянуться — самые длинные пряди и бороду-усы, но, увы, вихры все равно торчат во все стороны. От такой несправедливости мира Вихорко страдает.
Несмотря на общую положительность, домовой вполне себе воинственный. «Домовые защищают дом от воров, пожаров, другой нечистой силы», «Свой домовой враждует с домовым чужого двора — намек на древнюю вражду родов». Отсюда и нож-меч, и шлем-миска. По поводу шлема Вихорки: это простая деревянная миска, толстая в сечении, с гвоздями, забитыми изнутри, остриями наружу и наносником, который сам смастерил. Также у Вихорко есть дубинка из скалки — она с другой стороны лукошка-рюкзака (на картинке не видно). Иглу он тоже может использовать в бою, как копье. Но вообще обычно он выступает помощником хозяина, а не как самостоятельная боевая единица.
Да, рюкзак у Вихорки — лубочное лукошко-коробейка, прикрытое ветошью. В лукошке он хранит стыренные вещи, типа чулков-носков (часто использует их как подшлемник), наперстков, монеток и прочей мелочевки. Крупное, нужное или любимое он вешает на лукошко снаружи. Так, например, возле ножа-меча висит перстень с камушком. Кошель, который висит рядом, набит монетками: «Когда строили новый дом, в подпол клали монетку, а то и четыре — по четырем углам сруба — для домового». Домочадцы Вихорко часто переезжали, поэтому он сумел сколотить неплохое состояние.
У Вихорки, как и у всех домовых, сложные отношения с Аленушкой и Иванушкой, но не потому, что те охотники на нечисть (как я упоминал, домовые — не нечисть). Просто, согласно некоторым источникам, домовые не любят козлов.
Ну и пара дополнительных комментариев к образу. Консультантом по прическе Вихорки выступала моя девушка Юля (у нее волос больше, она в них лучше разбирается), она же предложила глаза-пуговки, я развил мысль и сделал круглые глаза с двумя зрачками. Вот вам и глаза-пуговки.
В итоге Вихорко получился немного похожим на Джорджа Лукаса. В принципе символично, учитывая, что я фанат «Звездных войн».
Разумеется, сразу читаем вики: «Волколак (волкодлак) — в славянской мифологии оборотень, принимающий образ волка: это или колдун, принимающий звериный образ, или простой человек, чарами колдовства превращенный в волка».
Прекрасно же, оборотень! Ура! Да?
Нет.
Хочу доложить вам, что в русском фольклоре с волколаками все плохо. Точнее, хорошо, но не так, как мы думали. В общем, оборотней, как мы привыкли, насмотревшись всяких фильмов и наигравшись во всякие игры, в русском фольклоре нет. Есть странная помесь собаки и вампира. Да-да, волколаки в фольклоре, во-первых, обычные волки, бегающие в лесу, а во-вторых, намного ближе именно к вампирам-упырям. Собственно, считается, что Пушкин исковеркал как раз слово «волкодлак», превратив его в «вурдалак», чем внес еще большую сумятицу.
И что мы имеем в результате? Имеем мы вот что: «Народная фантазия яркими красками рисует образ волколака: желтоватое, изрытое глубокими морщинами лицо; всклоченные, стоящие дыбом волосы; красные, налитые кровью глаза; покрытые кровью до локтей руки; железные зубы — черные как смоль; голубоватые усы и отвисшая кожа на теле — вот внешний вид волколака».
Подобные описания меня и мой проект совершенно не устраивают. В моей версии должны быть полноценные оборотни, а не странные голубоусые люди, оборачивающиеся обычными волками. Нет, обычные волки не для нас.
Я, конечно, не стал совсем игнорировать найденные описания и повадки, что-то использовал. И для упырей, безусловно, что-то буду использовать. Но о них потом, а сейчас про оборотней.
Во-первых, хорошая тема с колдунами, причем: «На Украине различают волколаков двух родов. Волколаки, превращенные из простых людей, представляются существами не зловредными, а страждущими, несчастными, заслуживающими полного сострадания: они живут в берлогах, рыщут по лесам, воют по-волчьи, но сохраняют человеческий смысл. Волколак же, превращающиеся добровольно, особенно колдуны и ведьмы, не испытывают никаких страданий, используют превращение для своих целей; рыская волками по ночам, к рассвету они снова принимают человеческий образ».
Поэтому я предварительно буду разделять хороших и плохих на созвучные названия: волколаки будут плохими, а волкодлаки — хорошими. Предварительно — потому что названия слишком созвучны, нужно все-таки разделить, возможно, позже найду нормальную замену для хороших оборотней. Хороших я потом нарисую (Вольга Святославич, он же Волх Всеславьевич, кстати, будет именно хорошим оборотнем), а пока поговорим о плохих.
Волколаки у меня — это действительно колдуны, научившиеся становиться оборотнями по собственному желанию. Процедура превращения у них крайне странная, если верить фольклору:»<...> чтобы превратиться в волка, надо слева направо перекинуться через двенадцать ножей, воткнутых в осиновый пень. Когда захочешь снова стать человеком — перекинуться через них справа налево. Но беда, если кто-то уберет хоть один нож: никогда уже волкодлак потом не сможет обернуться человеком!» Это описание показалось мне забавным, и я решил на свой лад обыграть его в проекте.
У меня волколаки-колдуны — наемники (волка ведь ноги кормят). Их немного, но они обладают уникальными способностями, а потому весьма ценятся. В отличие от обычных наемников, которым все равно, за кого воевать, лишь бы исправно платили, волколаки — адепты зла. Они служат только злу. И люди обычно их нанять просто не могут, если только не зарекомендовали себя с сугубо отрицательной стороны. В качестве залога колдуны отдают нанимателю нож — тот самый, без которого они не могут обратиться обратно в людей (там целый ритуал).
Впрочем, большинство настолько свыклись с ролью оборотней, что и не вылезают из волчьей шкуры. И, конечно, они не просто волки. Это гигантские и беспощадные машины смерти. Псы войны. Исключительно отрицательные персонажи и, разумеется, людоеды. Волколаки очень любят свою звериную ипостась, поэтому отчасти сочувствуют обычным волкам, но на свой, кровожадный манер — они часто украшают себя трофеями из человеческой кожи и частей тела. Мол, ах, людишки, вы волчьи шкуры носите? Ладно, мы будем ваши шкуры носить. Особенно они свирепы по отношению к охотникам — если встретят в лесу, охотнику конец.
Теперь поговорим о самой картинке. Думаю, вы сами понимаете, насколько сложно нарисовать оборотня, чтобы он был похож на оборотня, и чтобы при этом не копировал на 100% всех оборотней, придуманных до него. Другие концептеры наверняка тоже с таким сталкивались, поскольку постоянно выдумывают какие-то отличительные черты, типа длинных, вытянутых ушей. Или длинных передних лап. Или лишают оборотня шерсти. Я в таких сложных случаях обычно смотрю на реальные описания персонажей в мифологии. Но тут меня ждал облом. Поэтому пришлось обращаться к классике жанра и пытаться выдумать хоть что-то свое, используя обычную логику.
Итак, концептуально, у меня оборотень — это бывший человек, поэтому он однозначно должен носить хотя бы подобие одежды. Они воины, поэтому на них должны быть доспехи. Они должны внушать ужас, поэтому должны быть огромными культуристами в волчьей шкуре.
Очередной грубый набросок отправился в корзину, и я погрузился в уныние, потому что оборотень получался обычным оборотнем. Я уже представлял себе гневных зрителей, которые точат вилы, зажигают факелы и скандируют: «Плагиат! Ваха! ВоВ!»
И тут внезапно вспомнился пассаж в описании волколака про железные зубы. И вот она, фишка.
Намордник. У всех. Причем не просто намордник, а своего рода дополнительные челюсти — экзочелюсть, так сказать, позволяющая и мечи ломать, и кольчугу прокусывать. Я уже говорил, что люблю стимпанк и не могу проходить мимо возможности использовать хоть какой-нибудь стимпанковский элемент в фэнтези. К слову сказать, обоснование для магического стимпанка в проекте у меня уже готово, но пока пусть это будет секретом.
В общем, моя фишка для оборотней — намордники-челюсти у всех, а иногда и другие экзоскелетные приблуды (на последующих картинках продемонстрирую). Видите? Зря я ругался на народную фантазию — как оказалось, она отчасти мне все-таки помогла.
Социальные отношения у наемников, как в стае волков. На вершине иерархической цепочки альфа-самец, затем остальные, опытные колдуны, сплотившиеся в группу, затем пришлые, но опытные колдуны — «одинокие волки», и в конце «щенки» — недавно обращенные и не очень опытные колдуны. У каждого есть класс (точнее, я называю это классами, может быть, в геймерской среде это как-то по-другому называется). Кто-то — Солдат, кто-то — Шаман, кто-то — Лучник, кто-то — Дамагер и т.п. (для артбука потом составлю подробную классификацию).
Солдаты (а на картинке изображен именно Солдат) — скажем так, воины средней силы. Пушечное мясо. Свирепое и агрессивное пушечное мясо. С намордниками волколаки сами по себе лютые воины, но они еще и оружие используют. Могут пользоваться и магическим оружием, но обычно все зависит от класса. Солдат может использовать зачарованное оружие, но сам в магии слаб. Обычная пехота, стальной кулак и основа боевых порядков волколаков. О его размерах можете судить по черепу взрослого мужчины на шесте. Человеческая кожа, обернутая вокруг пояса на манер кушака, тоже дает представление о размерах. Волколаки часто выбривают отметки зла — у этого он прямо «на лбу написан».
Вот, в общем-то, и все, что я хотел вам рассказать про волколаков.
Поскольку я серьезно проникся идеей совмещения оборотней с экзоскелетами, решил нарисовать несколько типов волколаков, чтобы вы понимали, как они выглядят, чем отличаются друг от друга и как используют экзо-приблуды. Я называю это «раскачкой темы». На данном проекте я пока этого не делал (планировал для артбука раскачать нескольких героев). Но это будет хорошей демонстрацией, что можно сделать с персонажкой, типа вот волколаков или леших или, например, упырей. Таким образом мы раскачиваем персонажей в геймдеве.
Есть разные способы разработки персонажей: часто сначала рисуют «среднюю» версию, а потом расширяют «линейку» к началу и концу (то есть к самым слабым и самым сильным). Я предпочитаю рисовать сначала самого «слабого» персонажа, а уже потом самого крутого. Мне так проще. Если «слабая» версия устраивает заказчика-зрителя, значит, я на правильном пути, и можно двигаться дальше, в сторону «усиления».
В общем, начал с Солдата, теперь пришло время Вожака (ака Альфа). Как вы понимаете, это самая «сильная» версия. Но!
Во-первых, тут нужно понимать, что я изображаю один-единственный условный отряд волколаков. То есть Альфа в другом отряде может выглядеть еще массивнее или, наоборот, «слабее». Здесь речь о конкретном отряде наемников на службе у конкретного персонажа, причем у персонажа, который живет далеко-далеко, и русского там должно быть крайне мало. Отсюда примерно единая стилистика в оформлении доспехов (знаки, цепи и т.п.), пластинчатый армор и практически полное отсутствие самок, к примеру. Почему «практически»? Об этом чуть позже.
Альфа — самый сильный, опытный и умный воин в отряде-стае. В принципе, конечно, все колдуны умные, однако в волчьей ипостаси наибольшую роль играет сила и опыт. Дело в том, что людские способности волколаков после трансформации практически нивелируются, и оборотень начинает «жизнь с нуля». То есть не важно, насколько сильным, умным или умелым в магии ты был в человеческом обличье, но стать опытным и сильным _оборотнем_ можно только в волчьей ипостаси. Это одна из многих причин, почему волколаки часто и не оборачиваются обратно в людей, концентрируясь на прокачке способностей именно в волчьей шкуре. Таким образом, Солдат вполне может прокачивать определенные способности и становиться, например, Шаманом или Лучником. А если повезет, то и Вожаком.
Альфа в стае, конечно, выделяется. Во-первых, он огромный (о размере можно судить по черепам взрослых людей на его доспехах). Альфа намного крупнее любого другого оборотня (это случается в результате получения статуса в том числе. Став Вожаком, волколак существенно увеличивается в размерах). Во-вторых, он с ног до головы закован в броню. В-третьих, он в совершенстве владеет всеми способностями, которыми обладают волколаки, то есть совмещает все сверхкачества оборотней. Это волколак высшего уровня — босс.
Он носит усиленную экзоскелетом броню, которую обычно украшает всякими жуткими трофеями типа голов на цепях и шестах или лицами жертв-людей. Оружие у Альфы может быть абсолютно разным, но на картинке я показал кинжал на поясе, зачарованный ээээ… ну, назовем это ятаганом в правой руке, плюс на боку висит ээээ… ну, скажем, пернач (булава такая).
Длинные косички, прикрепленные к шлему, — не шерсть Альфы. Это срезанные косы самых сильных противников, и не только среди людей. Волколакам все равно, кого убивать. Косички являются исключительно статусными знаками и другой функциональной нагрузки не несут.
Яростнее Альфы в стае нет. Любое неповиновение карается сурово и быстро.
Стать Альфой можно несколькими способами, но никакой демократии у волколаков нет — это не выборная должность. Первый способ — смерть нынешнего Вожака, которая автоматически приводит на его место самого сильного волколака в стае. Не имеет значения, родственник это бывшего Вожака или нет. Это титул, не наследуемый по крови. Альфу легче всего убить в его человеческой ипостаси, поэтому Вожаки крайне редко обращаются обратно в людей по совершенно очевидным причинам — даже самый слабый волколак намного сильнее среднестатистического человека. Второй способ — претендент может бросить Альфе вызов. После этого устраивается ритуальный поединок, в результате которого претендент обычно погибает в страшных мучениях. Но бывают исключения.
Например, волколак, изображенный на картинке, как раз был претендентом. Он убил Альфу и гордо носит ее череп в качестве трофея. Да-да. Это череп самки. И это единственное изображение самки, которое я покажу в обозримом будущем.
В принципе об Альфе пока все.
Коротко, тезисно — справочная информация о лучниках в отряде наемников волколаков.
Они значительно уступают размерами своим соратникам, однако это почти никак не влияет на их способность убивать. Благодаря экзоскелетным элементам на руках, они могут без проблем натягивать самые тугие луки, поэтому могут вести прицельный огонь на колоссальные расстояния.
Они очень ценятся Альфой, в первую очередь потому, что Лучники редко бросают вызов Вожаку. Ну и их уникальные способности значительно облегчают всему отряду жизнь.
Лучники не носят тяжелых доспехов. Учитывая их «род войск», им обычно и не приходится вступать в рукопашные схватки с врагами, однако, если ситуация на поле боя вынуждает, то для этого у них припасены большие метательные ножи, чтобы остановить врага на средней дистанции, и два больших ножа за спиной, расположенные друг над дружкой — для ближнего боя. Впрочем, в рукопашные они вступают крайне редко — обычно для охраны на случай прорыва Альфа оставляет с ними Солдат.
Поскольку волколаки Лучники стреляют на огромные расстояния, им необходим специальный гаджет, позволяющий вести прицельную стрельбу. Этот гаджет расположен на переносице и представ