Переход в ИТ-рекрутинг: многозадачность, стабильный дефицит кадров и курьезы на собеседованиях
Привет, Хабр! Меня зовут Наталия Коновалова, я рекрутер в РСХБ‑Интех, технологической дочке РСХБ. Сегодня расскажу вам, что испытала при переходе в другую сферу найма, какие особенности в найме ИТ увидела, а также поведаю несколько очень необычных историй собеседований с айтишниками.
«Мой мир никогда не будет прежним», — подумала я 3 года назад, когда пришла работать в РСХБ‑Интех в направление ИТ‑подбора. Хоть на тот момент у меня за плечами уже был 5-ий опыт в подборе персонала в телемаркетинге, недвижимости и продажах разных продуктов (в том числе и СПП К+), именно ИТ направление было в новинку.
Я сильно удивилась, когда одна из коллег сказала, что не хочет возвращаться в SALE направление подбора после работы в ИТ‑рекрутинге. Да и вообще в любое другое, кроме ИТ.Т. е. те, кто сюда попадают, полностью перестраиваются и меняют свои взгляды, способ мышления, даже их чувство юмора становится специфическим.
С какими изменениями я столкнулась в первую очередь:
Распорядок дня. Пришлось вспомнить все азы таймменеджмента, отрастить несколько новых пар рук для нашего горячо любимого режима многозадачности. Режим выполнения рабочих поручений был настолько невыносимым, что через 3 месяца работы мое эмоционально написанное заявление на увольнение лежало на столе. Но минуло 3 года, и теперь я точно могу сказать, что остаться было верным решением, а погружение в таймменеджмент дало только плюсы во всех сферах жизни.
Много новой информации не только в разделе «для нового сотрудника», но и во множестве материалов на YouTube, в тренингах Язили Насибулиной (кстати, самым азам ИТ‑подбора я научилась именно у нее), в тематической литературе. Всех авторов даже не вспомню, читала все, что попадалось под руку, Reels и всякие сториз в мессенджерах тоже заходили — это в тему специфического юмора у айтишников.
А теперь вопрос, который все (не сильно искушенные в данном направлении) очень любят задавать: «нужно ли рекрутеру быть айтишником» Мой ответ: «Отчасти нужно!». Нет, конечно, техстеком мы не владеем. Но термины, названия языков (это прям база!), общее представление должно быть. Здесь в помощь любимый гугл и представители бизнеса, с которыми мы беседуем (долго и упорно) каждый раз, когда получаем новую заявку в работу.
Но есть особенности подбора, которые характерны ТОЛЬКО для ИТ‑рекрутинга. Сейчас постараюсь подробно пояснить.
Инструменты. В работе мы используем НЕ только работные сайты, но также активно ищем в профессиональных сообществах (где нас периодически отправляют в «бан», об этом курьезе расскажу чуть позже) и группах («кружках по интересам»), а также по рекомендации. Все нюансы этого вопроса хорошо раскрыл один из наших сотрудников, Михаил Синельников, в своей статье.
Активно ведем холодный поиск. Рынок ИТ‑специалистов в дефиците (особенно последние пару лет). Многие находятся в неактивном поиске, смотрят рынок, собирают офферы, не спеша выбирают. В резюме ставят статус «рассматриваю входящие предложения» или «не в поиске», а когда звонишь, оказывается, что не против пообщаться. За толковых специалистов идет крайне жесткая борьба. Поэтому времени ждать пока нам нападают отклики на вакансии точно нет. И мы активно врываемся в ИТ‑рынок, так скажем, «волосы назад».
Максимально аккуратное, лояльное интервью. Все из‑за того же дефицита классных специалистов на рынке. Нужно максимально гибко вести переговоры, чтобы случайно, поддавшись моменту, не оттолкнуть разбалованную огромным количеством предложений натуру.
Курьезы на собеседованиях
Тут хочется остановиться на нескольких курьезных случаях из моей практики. Удивительно, насколько айтишники порой своеобразно представляют себе HR-специалиста и как готовятся к встрече с ним, пусть даже дистанционно.
«Хочу трудоустроиться, чтобы уволить вас»
В начале моей работы в РСХБ-Интех встретилось мне на просторах работных сайтов резюме кандидата, который очень красочно рассказывал о себе, о своём профессиональном опыте, достижениях, и в самом низу резюме добавил: «Уважаемый HR, очень хочу устроиться в вашу компанию, стать большим руководителем, как минимум, уже потому, чтобы уволить Вас, потому что не понимаю, кто вообще придумал HR». Для меня это прозвучало как вызов, что ли. И я ему позвонила.
Далее презентация, первичный скрининг, который он прошел, а после собеседование с руководителем. Оказался в личном общении вполне адекватный человек, у которого раньше просто было несколько не сильно удачных собеседований (человеческий фактор ведь никто не отменяет в любой сфере). Этот кандидат, кстати говоря, вполне мог даже уже быть частью нашей команды. Но тогда выбор пал на более опытного сотрудника, а его мы записали в запас.
Поймала дзен
Еще был случай относительно недавно, когда во время интервью кандидат сидела в позе лотоса. Уж каково было удивление руководителя, учитывая, что рассматривали мы ее на руководителя ЦК. Периодически она отключалась, судя по всему, «помедитировать».
Курение — вред
На одном онлайн интервью кандидат постоянно курил прямо во время собеседования. Видимо, таким образом он боролся со стрессом. Опасаюсь даже представить, как он будет справляться с режимом многозадачности на удаленке в процессе работы.
Лучше один раз увидеть…
Совсем недавно кандидат, видимо уставший от шаблонных интервью с рекрутерами, «забросал» меня видеороликами о каждом месте работы. Один из них был на 14 минут. Так он решил сэкономить свое время, чтобы не отвечать на одинаковые вопросы от HR.
Тебе Бан
Кандидат прошел интервью и сам почему-то определил, что он не справился с вопросами, после чего сам заблокировал меня в мессенджерах, пожаловался на сообщение с вакансией как на спам. В результате Telegram закрыл мне доступ поиска людей по номеру телефона безвозвратно!
Ремарка: данная функция необходима рекрутеру, т.к. у нас телеграм интегрирован с CRM системой и автоматический переход из резюме в диалог ускоряет в несколько раз возможность связаться с кандидатом. Согласие на обработку персональных данных hh запрашивает заранее, мы НЕ нарушители, а хедхантеры! И такие случаи у коллег, кстати говоря, сплошь и рядом.
Чуть помедленнее. Я записываю.
Как Вы поняли, это фраза не только из «Кавказской пленницы». Пришли мы с руководителем на интервью. Кандидат (видимо от волнения) тараторил так, что мы только успевали переглядываться, не находя возможности даже вставить вопросы. В итоге просто ждали, «когда это все закончится».
«Вошел не в ту дверь»
Случай был совсем недавно, сразу после майских праздников. Кандидат подтвердил участие в собеседовании, которое мы перед праздниками благополучно запланировали. Предварительно я позвонила, чтобы уточнить, в силе ли встреча. Кандидат уверенно подтвердил.
Далее он вышел по ссылке в ЯндексТелемост (ничего не перепутал), подключился вовремя и потом…
Нам с заказчиком стало понятно, что, кажется, соискателю тяжеловато здесь присутствовать. На наш вопрос «актуален ли поиск работы» он ответил «нет». На вопрос «зачем подтвердил встречу и (что самое главное) пришел», он ответил, что просто «перепутал». Вот он, тот самый человеческий фактор, про который постоянно говорю. Порой он бывает очень своеобразным.
В общем, как вы поняли, всякое бывало. Есть стандартный шаблон интервью: например, приветствие, знакомство, презентация, а дальше работает индивидуальный фактор. Диалог может повернуться как угодно. И здесь важно НЕ идти по шаблону, а гибко подстраиваться, не упуская основную мысль и тему, ради которой, собственно, мы и собрались. В конце всегда, конечно, благодарность и комплимент, чтобы у человека осталось приятное послевкусие. Ведь даже если он нам не подойдет, то уйдет в хорошем настроении — лояльность к компании будет расти так же, как и наше настроение и настрой!
Подытожить хотелось бы тем, с чего начинала — человеческий фактор! ИТ-рекрутеры — это представители профессии «Человек-Человек». От нашего профессионализма зависит микроклимат будущих цифровых команд, а значит и успех наших масштабных проектов. Давайте ценить и беречь друг друга, и мир ИТ станет чуточку счастливее!