Перед тем, как выбрать оффер, пойми себя

Привет! Я Света Грайхе, отвечаю за компенсации и льготы в Альфе. Сегодня поговорим про условия работы в ИТ-компаниях.

Моя работа – бенчмарки рынка труда и перцентили, но сегодня мы с Тотошей садимся за таблицу для сравнения офферов

Моя работа — бенчмарки рынка труда и перцентили, но сегодня мы с Тотошей садимся за таблицу для сравнения офферов

Представьте, что вам нужно решить, сменить работу или остаться. Какую компанию выберете? Ту, где платят больше?

Если бы только оклад решал, все бы хотели в компанию А, а в компанию Б никто бы не шёл. Но кто-то выбирает крипту, а кто-то госорганизацию. Как не оказаться случайно в стартапе, если вы хотите стабильности на годы — попробуем ответить в статье. Обойдусь без коучинга, мы научимся определять, что важно для нас, любимых.

Я покажу методологию оценки, которой пользуюсь, чтобы сравнить условия работы в нескольких компаниях.

Как оценивать вакансии 

ИТ — конкурентный рынок. Пожалуй, у всех тут белая зарплата, удалёнка и соцпакет. Условия в очень разных компаниях можно сравнивать не интуитивно, а логически. Я собираю перед глазами весь комплекс факторов, важный лично мне. В этом мне помогает табличка с параметрами, которые обычно включают в оффер.

Вы можете забрать мой файлик и оценить свою компанию или вакансии. Если чего-то важного для вас нет — добавляйте параметры. Ну, и приходите дискутировать об этой методике в комментарии.

Как я оцениваю компании   

Выделяю крупные блоки:

  1. Задачи и стек

Я отвечаю себе: какие у меня ожидания от проекта. Примеры для разработчиков: подтянуть язык, изучить новый фреймворк, освоить архитектуру большой платформы.

  1. Оплата и бенефиты

Оклад рекомендую сравнивать в гросс, но вы можете выбрать удобный вам формат. Учитываю связку с work-life balance. Если график ненормированный, смотрю стоимость рабочего часа с учётом переработок. Эйчар вряд ли скажет об овертаймах, но можно почитать отзывы и узнать детали у знакомых. 

  1. Профессиональное развитие и обучение

Можно ставить баллы за перфоманс-ревью, сайд-проекты, бесплатный английский, бюджет на внешние курсы, внутреннее обучение.

  1. Атмосфера в компании, корпоративная культура

Здесь я размышляю, как мне общение с руководителем, комфортно ли в команде. В этот же блок я записала формат работы.

Блоки можно наполнять до бесконечности.

Главный поинт такой: я думаю, что нужно именно мне (не маме, эйчару или начальнику). Важна не столько таблица, сколько рефлексия после её заполнения. Часто ещё до подсчёта результатов я уже понимаю, какая компания мне по душе, прислушиваюсь к себе и выбираю сердцем.

Ставим баллы бенефитам 

От теории перейдём к практике. Я заполнила таблицу так:

c7fd71f388199de0cce6509d217dc167.png

Что я делала:

  1. Добавила параметры, по которым буду сравнивать работу мечты и мою компанию (от ДМС и парковки у офиса до карьерного трека и развития личного бренда). 

  2. Оценила по 5-балльной шкале, насколько мне важен каждый параметр. Сумма во втором столбце — это балл условной компании мечты.

  3. Удалила параметры со значимостью в 1–2 балла: если их важность низкая, они не должны влиять на общий балл.

  4. В третьем столбце оценила текущее место работы по значимым для меня параметрам, набравшим 3–5 баллов. 

  5. Сравнила сумму баллов текущего места работы и «компании мечты». Отклонение 6%.

Я знаю, что на Хабре часто обсуждают, кому как работается. Тут подробности, какие условия в Альфе и за что я ставила баллы

Задачи

Я управляю подразделением из 50 сотрудников. Ответственность большая, и задачи мне нравятся. Я могу на многое повлиять и изменить, бюрократия есть, но не огромная. Примеры моих проектов: автоматизировала расчёт премий и пересмотры зарплат, поучаствовала в трансформации HR по продуктовому подходу, оцифровывала C&B-сервисы. Ставлю по 5 баллов за задачи и сложность проектов.

Оплата и бенефиты

Зарплата меня устраивает, премиюполучаю каждый квартал — она зависит от целей, которые обсуждаем заранее с HR-директором. Система прозрачная, есть промежуточное ревью, и я вижу детали расчёта в сервисе «Мой доход» в корпоративном приложении. Есть ежегодные пересмотры зарплат. Тут пятёрка.

ДМС пользуюсь мало, иногда пробую телемедицину — удобно. В офисе есть спортзал, но я им не пользуюсь, тренируюсь в pet-friendly фитнесе рядом с домом. Бесплатный спорт мной не востребован, что ж, такое бывает. Ставлю 3 из 5.

Из бенефитов я оценила платформу с консультациями юриста, нутрициолога, зоопсихолога. Там же можно записаться на персональные онлайн-тренировки — за это лайк. Однажды мой тренер месяц отсутствовал, но благодаря приложению сохранила ритм тренировок, ещё и сэкономила. Иногда записываюсь к онлайн-психологу. За это 5 баллов.

Профессиональное развитие и обучение

Я несколько раз проходила обучение для руководителей: по навыкам публичных выступлений и курс Digital Entrepreneurship. Хотелось бы больше? Конечно, да. Ставлю 4 балла.

Атмосфера в компании

Мне сложно без работы из дома. Я комфортно провожу встречи в Зуме, тем более мы включаем камеры на звонках. Ставлю удалёнке 4 балла.

В офисе бываю пару раз в неделю, еду на метро — офис в 2 минутах от Технопарка. 5 баллов за транспортную доступность. Изредка езжу на машине, оставляю её в паркшеринге. Это бесплатно, место бронирую в приложении. Оценку не ставлю, так как важность парковки для меня — 2 балла.

С коллективом мы совпали по культуре. Я адекватный руководитель, не душню, не требую бешеной активности. Главное для меня — результат и любовь к своему делу. Командой горжусь и радуюсь её прогрессу.

Я хочу параллельно работе преподавать и выступать на конференциях. Когда в банке появилась программа амбассадоров, я сразу вступила. В Альфу часто приходят за экспертизой, я добираю навыки как спикер, а теперь и как автор. За возможность этого всего 5 баллов.

Работаю много, но в отпуске компьютер не включаю. Редко бывают переработки с пиковыми нагрузками, поэтому совокупно моя оценка 4 балла.

Как оценивать результат: значимым будет различие от 15%. Если цифра меньше, шило на мыло менять не стоит. Если больше — вместе с логическим сравнением нужно прислушаться к ощущениям. Если на руках есть оффер, но вы сомневаетесь, возможно, вы оценили не все параметры. Пройдитесь по ним ещё раз. 

Сумма баллов со временем может измениться: компания обновит соцпакет или поменяются ваши приоритеты. Отследить изменения с таблицей проще, чем без неё. 

Хард-уровень оценки 

Тем, кто любит многофакторные модели, предлагаю углубиться в оценку:

  1. Можно сравнить не только условия работы, но и посчитать годовой доход с премиями и неденежными бенефитами. Методология готова, смотрите таблицу финансовых условий и пример из файла. В примере разница 20%, оффер-2 будет выгоднее с учётом годового бонуса и соцпакета.

e34979f568a714e39d5f790e6a4b3df8.png

  1. Сравнить параметры нескольких вакансий. Я сопоставила условный оффер с классными задачами и ИТ-ипотекой и работу, где платят больше, но есть рутина и переработки. 

fb93656cb7ceb55a31b9f55751cba6cb.png

Второй оффер по параметрам превосходит первый на 23%. Вторая компания не просто получила больше баллов за соцпакет. Это были баллы по важным для сотрудника параметрам. По моей методологии стоит выбрать второй оффер.

Что я делаю, чтобы мне было комфортно на работе

Немного выводов в дополнение к таблице. Расскажу, что я делаю, чтобы постоянно улучшать условия работы:

  1. Не фокусируюсь только на окладе. Безусловно, я прихожу на работу за зарплатой, ведь я не волонтёр. Но я держу в фокусе мои пожелания — что мне важно сейчас: красивый офис или стабильная удалёнка, возможность развернуться на проекте или задачи по регламенту, плата за риск или скидка за стабильность.  

  2. Не боюсь задавать вопросы в духе: «А что ещё есть в компании?». Возможно, когда-нибудь мне предпочтут сотрудника, который молча на всё согласен, но я не готова работать там, где диалог невозможен, а моё мнение не ценят.

  3. Веду переговоры рационально и без эмоций. Сохраняю уважение к собеседнику, даже если понимаю, что точно не останусь без работы. 

  4. Держу в голове концепцию переговоров об условиях работы: слушаю ответы, резюмирую, тренирую навык общения. 

  5. Не принимаю слепо то, что дают. Если на переговорах я утратила интерес, вежливо сворачиваю общение.

  6. Развиваю нетворкинг, в интернете всё не найти. Личное общение помогает мне оставаться в рынке, разбираться в вакансиях и работодателях.

  7. Рефлексирую, пересматриваю приоритеты. Хотя бы раз в год провожу их ревизию: я расту как личность, меняются тренды, реальность.

  8. Постоянно возвращаюсь к моим заметкам о компаниях. Могу дать совет хорошим знакомым, если они смотрят вакансии.

На этом сегодня всё. Мы с Тотошей побежали тренироваться и ждать ваши вопросы

На этом сегодня всё. Мы с Тотошей побежали тренироваться и ждать ваши вопросы

Делитесь в комментариях, на что вы сами обращаете внимание при оценке компаний и сталкивались ли с ситуацией, когда обещания работодателя разошлись с реальностью.

© Habrahabr.ru