Откуда взялся системный интегратор X-Com?
Сегодня мы расскажем немного о нашей компании, а точнее о том, как в Группе компаний X-Com появился системный интегратор и чем он отличается от других, имена которых у всех на слуху. Это будет пост про становление нашей компании, которым мы ответим на вопрос, почему уделяем внимание широкому спектру проектов, включая создание средних и малых решений. Если хотите вместе с нами снова вспомнить ИТ-рынок 90-х и пройтись по истории нашей компании, прошу под кат. К тому же, этот пост в какой-то мере навеян ситуацией на рынке ИТ-решений 2022 года… ведь чем-то она похожа на те времена, когда мы только начинали создавать Группу компаний X-Com…
Мы недавно начали вести блог на хабре, и нас все чаще спрашивают: «А что за системный интегратор такой, X-Com?». Многие знают наш интернет-магазин XCOM-SHOP, но не знакомы с направлением системной интеграции. А ведь X-Com не раз входил в число 25 лучших системных интеграторов по версии IT Channel News (ex. CRN/RE).
При этом, мы не крупнейший системный интегратор, но именно это выгодно отличает нас от всем известных гигантов отрасли. Но, обо всем по порядку.
ГК X-Com: системный интегратор или интернет-магазин?
Наш бизнес стартовал в далеком 1994 году, когда двое юных выпускников МАИ занялись поставками компьютеров, оргтехники и всего, что так необходимо было молодой экономике в период ее становления.
В то время многим компаниям не хватало опыта и знаний, чтоб самостоятельно внедрять даже несложные решения. Так начало формироваться направление поддержки, сервиса, а впоследствии — той самой системной интеграции. Наряду с продажами оборудования неуклонно рос спрос на услуги по его установке, настройке, обслуживанию.
Проекты
Все началось очень давно, когда один наш партнер привез из США 32-дюймовый телевизор. В конце 90-х такая техника была просто на грани фантастики, и мы поставили его в один из московских ситуационных центров. Но, чтобы он начал работать, пришлось изрядно повозиться: найти дефицитные кабели, переходники, подключить и настроить. Стало очевидно, что только одних продаж оборудования уже не достаточно — нужна его установка и настройка под ключ.
Первый четырехпроцессорный сервер на платформе Intel мы устанавливали в крупном предприятии по выпуску молочной продукции. Просто так продать его также было нельзя — профессиональная установка была одним из условий контракта. Пришлось заниматься установкой и настройкой всего необходимого ПО.
Вот такое железо было в те времена…
«Когда мы делали «ЦОД» на 4 стойки с дизель-генератором для сервисной компании крупного нефтехолдинга, потребовались компетенции не только в компьютерном железе, но и в работе с резервным питанием. До сих пор помню, как сидел и писал инструкцию по запуску системы питания и заправке генератора топливом», — рассказывает основатель и Управляющий партнер Группы.
В те времена компания продавала железо и сетевые компоненты, и вместе с этим возникали задачи интеграции, например, для одного из лидеров страхового рынка страны, сохранившего свои позиции по сей день. Иногда требовалась готовая инфраструктура в аренду — целый парк серверов в 90-х у нас арендовали сотрудники одной авангардной политической партий для подготовки к выборам.
«Идеи были разные. Например, мы хотели заниматься сетевым оборудованием. Возникла мысль открыть магазин, в котором каждый желающий сможет выбрать себе необходимые компоненты для создания или развития сетей. Но запускать классический магазин оказалось весьма непростым и затратным делом. В итоге ставка была сделана на онлайн-формат, а ассортимент продуктов решили сделать много шире, чем только сетевые решения. Это был прообраз сегодняшнего интернет-магазина XCOM-SHOP, который начал работать в 2001 году», — продолжает он.
В 2009 году мы завершили свой юбилейный, 500-й проект по созданию ИТ-инфраструктуры гостинично-делового комплекса на Кадашевской набережной. Комплекс включал гостиницу, ресторан, деловой центр, конференц-зал, фитнес-центр и т.д. Нам необходимо было объединить СКС, радиотрансляционную сеть, эфирное ТВ, телефонию и систему бесперебойного питания. В результате все сервисы стали доступны в любых помещениях комплекса.
После этого было реализовано еще множество различных проектов, в том числе гораздо более сложных. И все они опирались одновременно на наличие собственного склада с большими запасами различного железа, а также на уже накопленную экспертизу, которая где-то шла дополнением к поставкам железа и ПО, а нередко становилась главным фактором в пользу выбора нас как подрядчика.
Якорные поставщики
Когда у компании появился постоянный склад, стало расти число заказчиков — как конечных пользователей, так и ИТ-специалистов. Производители начали работать с нами напрямую. В это же время мы стали официальным партнером ряда ключевых вендоров.
Первым был Logitech, который предложил нам стать опорной точкой своего присутствия в Москве. Из числа поставщиков сетевых решений первым был 3COM — сейчас многие уже и не вспомнят такую компанию. Мы напрямую начали работать с Zyxel и активно предлагали модемы и сетевые устройства вендора (зачастую параллельно с организацией сетей).
В проектах X-Com и ассортименте интернет-магазина появились принтеры и МФУ Hewlett-Packard самых разных категорий и сегментов, и это были прямые поставки! Сначала они шли «козьими тропами», но потом мы договорились с вендором и стали закупать напрямую.
Немного сложнее было работать с компанией Samsung. В то время корейские бренды не имели такой четкой партнерской стратегии и казались не слишком партнеро-ориентированными. На первый план выходила экспертиза по различным продуктам и решениям. И сегодняшняя ситуация во многом на это похожа.
ИТ-проекты, доступные малому и среднему бизнесу
Сформировавшийся подход позволил сочетать розничное и корпоративное направления, и этой стратегии мы придерживаемся до сих пор. Мы фокусируемся на средних и малых по масштабу проектах, за которые чаще всего даже не берутся гранды индустрии, а быстро выполнять их нам помогает штат сертифицированных специалистов и огромный склад оборудования на все случаи жизни.
Все это вспомнилось потому, что чуть больше 25 лет назад мы занимались тем же самым. У нас в стране не было нормального импорта, и он шел порой через вторые и третьи руки, пока дистрибьюторы не встроили свои каналы. Сейчас рынок переформатируется и мы снова проходим через ту же фазу. Старый добрый параллельный импорт —, а в 90-х мы не знали, что он так называется. Но именно через него мы пришли к сегодняшнему позиционированию компании, значит и сейчас нас ждет какая-то трансформация для выхода на новые рубежи.
Если задуматься, мы опять имеем дело с новыми вендорами. Они пока не очень известны на рынке, их решения сложно предлагать клиентам без соответствующего сопровождения. Поэтому мы сначала сами разбираемся с новинками, а потом уже предлагаем рынку. Благо, штат департамента системной интеграции за эти годы уже превысил 100 человек.