Отельная индустрия объявляет войну Airbnb
В мире много разных сервисов, помогающих людям путешествовать. Лидерами считаются Booking.com, работающий, в основном, с отелями и Airbnb — сервис поиска и краткосрочной аренды частного жилья по всему миру. Обе компании чувствуют себя неплохо и продолжают развиваться. Но если Booking помогает отельному бизнесу, позволяя получать новых постояльцев, то Airbnb, наоборот, отнимает клиентов у гостиничной индустрии. Ведь если раньше договориться о краткосрочной аренде квартиры было довольно сложно, то сейчас этот вопрос решается буквально в пару кликов.
Так вот, отельный бизнес недоволен сложившейся ситуацией и планирует объявить войну Airbnb. Вернее, она уже ведется. Только, конечно, не на поле боя, а в юридическом, правовом поле. Например, в октябре в Нью-Йорке приняли новый закон, который запрещает краткосрочную сдачу жилья в аренду. Это был первый звоночек, действие властей, которое позволило понять, что чиновники хотят контролировать рынок аренды частного жилья. А отельной индустрии это только на руку.
В ноябре прошлого года организация American Hotel and Lodging Association заявила о том, что расследование, проведенное федеральными властями на рынке аренды жилья и новый закон — это «заметные достижения». Что касается закона, то он запрещает аренду квартир на период менее 30 дней. За нарушение предусмотрен штраф от $1000 и до $7500. Вместе с Airbnb он затрагивает FlipKey, HomeAway и другие подобные сервисы. Штат Нью-Йорк — самый активный и обширный рынок жилья в мире, и законодательные ограничения, конечно, влияют на доходы Airbnb. Власти штата считают, что именно сервисы вроде Airbnb повлияли на значительное увеличение цен на аренду жилья.
В ноябре представители отельного бизнеса сформировали стратегию дальнейшей борьбы с Airbnb. В руки журналистов The New York Times попали документы, позволяющие понять, насколько серьезно гостиничная индустрия относится к сервису и его работе. В частности, в одном из документов представитель Marriott International, торговой группы, входящей в состав Ассоциации, пишет, что Airbnb «стал главным игроком на сдаче жилья для представителей корпораций, что является нашим главным бизнесом».
Возможно, это в действительности так. С 2008 года компания Airbnb превратилась из небольшого стартапа в международную компанию. При этом ей в большинстве случаев удается избегать необходимости выплачивать налог в любых других странах, кроме США. А вот гостиничному бизнесу приходится платить везде, где стоят отели. Согласно статистике Airbnb, с 2008 года услугами сервиса воспользовались 150 миллионов человек, снявшие около 3 млн различных квартир, домов и других жилых помещений в 191 стране.
За несколько лет своей работы сервису удалось заработать более $3 млрд долларов США и получить $1 млрд инвестиций и кредитов. В этом или следующем году, по словам одного из руководителей компании, она может выйти на IPO. Общая оценка Airbnb составляет $30 млрд. При этом капитализация компании Hilton — всего $19 млрд, а Marriot — $35 млрд.
Естественно, такое положение вещей представителям традиционной гостиничной индустрии не нравится. В документах, о которых речь шла выше, говорится о том, что в 2017 году необходимо «создать четкие законодательные условия в стране при помощи волны строгих законов на уровне штатов с одновременной доработкой законодательства на национальном уровне, что позволит усилить регулирование рынка краткосрочной аренды».
Иного пути «отельщики» не видят, поскольку деятельность сервиса привела к снижению расценок на номера отелей даже в сезон отпусков, так что этот бизнес потерял большие деньги, и продолжает их терять. Одна из целевых групп, на которые направлена работа отельного бизнеса — представители среднего класса. Сейчас Ассоциация планирует начать переманивать таких клиентов у Airbnb, когда речь идет о краткосрочном отдыхе в отеле.
«Airbnb работает на рынке гостиничного бизнеса, но не играет по тем же правилам», — заявил Трой Флэнеган, вице-президент American Hotel and Lodging Association.
Насколько можно судить, сейчас одна из основных задач Ассоциации — повлиять на политиков, законодателей с тем, чтобы снизить количество доступных для Airbnb площадок, начать расследовать случаи «тихого» отельного бизнеса. Имеются в виду случаи, когда люди в жилых домах открывают, фактически, хостелы и отели, не выплачивая соответствующие отчисления в бюджет, но которые выплачиваются представителями отельного бизнеса. Работать Ассоциация будет на центральных для Airbnb рынках, включая Лос Анджелес, Сан Франциско, Бостон, Вашингтон и Майами. Для того, чтобы успешно продвигаться в этом направлении, Ассоциация формирует различные политические и бизнес альянсы, создает группы влияния в ключевых регионах. Возможности у Ассоциации большие, она управляется с миллиардными суммами, так что влияние и деньги здесь есть. Первые результаты такой борьбы уже есть.
Выходят представители гостиничного бизнеса и на национальный уровень. Так, журналисты заявляют о том, что Ассоциация уже начала работу с сенаторами от разных штатов, с целью подготовки национальных законов, которые позволят ввести определенного рода ограничения для Airbnb и других подобных сервисов. «Мы пробуем развеять миф о том, что Airbnb поддерживает мам и пап, позволяя им заработать немного денег», — сказал Флэнеган.
В целом, можно сказать. Что борьба между традиционным отельным бизнесом и сервисами краткосрочной аренды жилья только начинается. Но результат этой борьбы сложно предсказать, поскольку и у Airbnb с «коллегами» есть деньги и инструменты влияния, так что остается только ждать.