Отчёт о прозрачности «Яндекса»: абсолютный минимум информации и подозрительные цифры
Вчерашняя публикация отчёта прозрачности «Яндекса» вызвала критику у специалистов Роскомсвободы и Digital Rights Center.
Напомним, что перым в России отчёты о прозрачности начал публиковать Хабр. И они должны были стать образцом для отрасли, но «Яндекс» с задачей не справился. Отчёт составлен словно «для галочки». Более того, есть подозрения в фиктивных цифрах.
Технический директор «Роскомсвободы» Станислав Шакиров объясняет, в чём дело: «Мы разослали этот отчёт [Хабра] всем IT-игрокам в надежде, что компании поймут важность отчётов прозрачности и начнут такую статистику публиковать». По его мнению, «Яндекс» отреагировал именно на запрос общества и подготовил отчёт. Хотя полноценным его можно назвать только с очень большой натяжкой: «Есть даже конспирологическая версия, что в Яндексе просто подсмотрели данные у Google: порядок цифр примерно такой же, несмотря на иную методику подсчёта обращений».
«Отчёт содержит абсолютный минимум информации, — говорит руководитель IP/IT-практики Digital Rights Center Михаил Третьяк. — Нигде не упоминается, с чем именно связаны запросы — к примеру, с оперативно-разыскными мероприятиями, контртеррористической деятельностью правоохранительных органов либо чем-то ещё. В приложенном FAQ компания лишь скромно упоминает, что «это может быть запрос о пользователе, который использовал один из сервисов для мошенничества. Из этого можно сделать достаточно грустный вывод — этот отчёт с очень высокой долей вероятности направлен только на создание видимости прозрачности».
Михаил Третьяк напоминает, что «золотая акция» корпорации перешла Фонду общественных интересов, который находится под надзором государственных органов.
Недоверие вызывают слова «Яндекса», что компания не отвечает на неофициальные запросы правоохранительных органов: «Опыт подсказывает, что в современной России вряд ли возможно вести успешный крупный бизнес, не вступая в неформальные отношения с представителями силовых ведомствам. «Яндекс» пытается убедить нас, что он — исключение из этих правил», — говорит главный редактор телеграм-канала «Нецифровая экономика» Олег Сальманов.
По данным «Яндекса», за первое полугодие поступило 15,3 тыс. запросов и было удовлетворено 12,9 тыс. Таким образом, компания обрабатывает более 80 запросов в день, включая выходные. Логично предположить, что в «Яндексе» действует специальный отдел не взаимодействия с правоохранительными органами, но эта информация тоже держится в секрете.
Но в любом случае бизнес, который публикует такие отчёты, выглядит честнее по отношению к своим пользователям, чем те компании, которые этого не делают, считает директор некоммерческой организации «Общество защиты интернета» Михаил Климарев. Например, компания Mail.ru Group ранее обещала предоставлять такую статистику, но до сих пор этого не сделала.