От идеи до релиза, от релиза до бизнеса

fbdff42a54b35991444c75fd28ce213a.png

Каждый айтишник желает создать свой великий айтишный проект. Или, по крайней мере, однажды желал, пока не разочаровался в бренной реальности. Мы придумываем идеи, которые кажутся нам гениальными. Мы садимся писать код, кто-то собирает команду. Кому-то удается сделать MVP. Но что дальше? Многие ли из нас осознают эту пропасть между кодом и продуктом, между продуктом и бизнесом?

Сейчас мы с командой приложения WhatToRead стремимся эту пропасть перейти. MVP есть, первые 150 пользователей есть. В этой статье я расскажу, как мы запускаем проект. О проделанном пути, плана и решениях. Надеюсь, вам это будет интересно. 

А те, кто, как и мы, хочет запустить свой стартап, не имея за душой кучи денег или инвестиций, также сможет почерпнуть что-то полезное для себя.

***

e1d728971766daba69c942c0d82e5654.png

Наш проект — мобильное приложение «WhatToRead». Это рекомендательная система для поиска интересных книг. Под капотом — коллаборативная рекомендательная система. Работает на основе лайков пользователей, примерно как стриминговые сервисы.

Про идею приложения, как мы к ней пришли, а также про начало работы над проектом можно почитать в нашей первой статье.
Спустя полгода после выхода статьи мы выпустили тестовую версию в google play и теперь, спустя еще три месяца, приближается время релиза.

Релиз — это нечто большее, чем нажать кнопку выпуска версии в google play console. Ядром нашего приложения является рекомендательная система, но она не может работать без достаточного количества пользователей. В системе порядка миллиона книг, их кто-то должен оценить, чтобы появились связи между книгами. И вот вопрос — как привлечь пользователей в приложение, если его основной функционал пока не очень-то работает?

Для этого мы продумали стратегию.

От MVP до бизнеса, стратегия запуска

Общение с аудиторией

2da049d869dc48190731893fab6675d4.webp

Параллельно с разработкой мы ведем канал в телеграмм. Благодаря каналу мы имеем непосредственную связь с нашей аудиторией. Это позволяет выстраивать приоритеты в разработке, верифицировать идеи. И, что немаловажно, находить мотивацию, получая отзывы от первых пользователей. By the way хочу выразить огромную благодарность нашим подписчикам, которые смотрят приложение и пишут фидбек. Это реально помогает в работе. 

Благодаря общению с аудиторией появилось ядро лояльных пользователей, на которых, мы надеемся, сможем опереться при старте. Пока функционал приложения работает не идеально, есть риск получить негативные отзывы в гугл плей, которые могут сильно усложнить развитие приложения. Мы надеемся, что люди, с которыми мы общаемся с самого зарождения проекта, помогут нам компенсировать этот риск.

Исследование различных рекламных каналов

df864bbd5eee06b454ee34cc595d42ab.png

После перевода приложения из тестового режима в релиз нам понадобится как можно быстрее привлечь первую тысячу пользователей. Как это сделать?
К запуску маркетинговой компании мы готовились заранее. Необходимо было оценить бюджет и найти способы продвижения за адекватные деньги. Для этого мы запускали  недорогую рекламу через разные маркетинговые каналы. И даже проводили небольшие маркетинговые эксперименты. Например, мы думали, как запустить эффективную рекламу во Вконтаке.
Специфика рекламы Вконтакте такова: огромная аудитория, низкая цена и… нулевая эффективность. Можно разместить рекламу в группе на миллион человек, а по целевой ссылке пройдут два человека. Конечно, мы выдвинули предположение, что что-то делаем не так, и дело в наших рекламных постах. Мы пробовали делать посты с полноценным текстом, описывающим проект, посты с мемами и одной фразой. Завели группу в Вконтакте, пробовали рекламу, ведущую в группу, а не тг, рассчитывая, что алгоритмы Вконтакте отнесутся к ней лучше. Вывод такой — дело не в нас и не в наших постах, реклама Вконтакте действительно не работает.

С рекламой в ТГ все гораздо лучше. Но и тут есть своя специфика. Первый вопрос — где размещать и сколько это стоит? Мы нагуглили каналы на нашу литературную тему и стали списываться с админами. Цены заносили в таблицу, и с каждой записью наши глаза все больше округлялись. Казалось, для запуска рекламной компании мне придется продать квартиру. За пост в канале с нас просили от десяти тысяч рублей до ста тысяч и больше. При том, что, судя по нашему опыту, конверсия такой рекламы редко превышает пять процентов. 

Тогда мы поменяли подход к поиску каналов. Мы вспомнили про биржи рекламы в Телеграмм. За минимальный бюджет в 3000 рублей запустили рекламу в нескольких каналах с суммарной аудиторией порядка двадцати тысяч пользователей. Это дало нам первые 100 скачиваний приложения, при том, что мы честно указывали его тестовый статус.

Можно сделать вывод, что реклама через биржи ТГ достаточно эффективна. Такую рекламную компанию уже можно масштабировать.

Однако простая реклама — это еще не все. Платная реклама даст разовый эффект. За привлечение новых пользователей придется платить постоянно, и никакого бюджета не хватит. Нужно что-то более эффективное. А самая эффективная реклама — это, как известно, сарафанное радио. Вопрос — как его запустить?

Сарафанное радио

Итак, мы бы хотели, чтобы люди рассказывали друг другу о нашем приложении и делились ссылкой. Мы решили не изобретать что-то супер оригинальное и запланировали конкурс. Точнее, два конкурса.
Первый конкурс для нас самый простой с технической точки зрения. У нас уже реализована возможность шеринга книги. Шеринговая ссылка открывается в приложении, а если его нет, перекидывает пользователей андроида в гугл плей, а остальных — на наш сайт. Дальше прикручиваем бота обратной связи в ТГ канал, и все для проведения конкурса готово. Условия конкурса: расшерить ссылку на любую книгу в своих соцсетях, прислать скрин боту. Можно вместо шеринга написать пост про наш проект. Версии под iOS пока нет, поэтому такая опция тоже важна. Победителей определяем рандомайзером. Троим купим подарочные сертификаты на 1000 рублей в любой книжный магазин. Который продает электронные сертификаты, конечно.

Со вторым конкурсом еще интереснее. В приложении можно писать отзывы на книги, и, что важно, лайкать отзывы. Остается добавить возможность шеринга отзывов — и готов задел для проведения конкурса отзывов. Победителя определим по количеству лайков. Призы еще не продумали, но скупиться на них не будем. У нас большие надежды на этот конкурс, ведь он должен мотивировать пользователей привлекать в приложение своих друзей.

Такие конкурсы хороши еще и тем, что для привлечения пользователей не требуется работающая рекомендательная система. Зато по итогу, мы надеемся, пользователей станет достаточно, и система заведется.

Мотивация пользователей

Первая цель для нас — завести рекомендательную систему. Для этого, во-первых, необходимы пользователи, а во-вторых, они должны лайкнуть хотя бы три любимых книги. Это создаст связи между книгами, на основе которых строятся рекомендации. 

То есть привлечь первую тысячу пользователей — это только половина задачи. Вторая часть — мотивировать пользователей лайкать книги. Но как это сделать, пока рекомендации не очень работают? Здесь мы тоже используем комплексный подход.

Во-первых, мы добавили в приложение функционал поиска по базе и онбординг. В онбординге мы просим новых пользователей найти через поиск три любимые книги и лайкнуть их. Стараемся объяснить, почему это важно.

Во-вторых, мы реализовали интеграцию с некоторыми списками топ книг. Первое время мы можем добавлять в рекомендации на основе лайков рекомендации на основе списков. Это позволяет системе быть хоть сколько-то полезной, даже пока она не обучена.

Третья вещь кажется нам наиболее интересной и перспективной. Мы работаем над возможностью интеграции с личными кабинетами других книжных систем. То есть хотим дать возможность пользователям выгрузить список любимых книг из других систем.
Задача не такая простая, ведь мало кто предоставляет подобное api.

Для нас этот функционал важен, он позволяет сильно ускорить обучение системы. А новым пользователям, заядлым читателям, не нужно будет искать в поиске сотни любимых книг, чтобы начать работу с приложением.
Мы рассчитываем реализовать эту фичу к запуску второго конкурса.

Здесь стоит отметить, что фича с интеграциями хоть и может показаться инструментом нечестной конкуренции, все же им не является. Мы вообще не хотели бы, чтобы какие-то компании воспринимали нас как конкурентов. Мы не магазин и не читалка, наше приложение — это чистая рекомендательная система. На карточках книг размещаются ссылки на сторонние ресурсы, где книгу можно приобрести или прочитать. Легальные ресурсы, конечно. Поэтому мы не отнимаем чужих пользователей, а наоборот привлекаем их на другие ресурсы.

Надеемся, что всего описанного хватит, чтобы запустить систему и сделать ее полезной для максимального числа любителей почитать.

89b2fed93d5cfe93d4adfebc71146c58.png

Хочется также рассказать о том пути, который мы прошли, чтобы превратить идею в продукт.

Все мы любим визуализировать, какой прекрасный проект создадим, сочинять кучу крутых фич и представлять, как через год станем богатыми и знаменитыми.

По моим изначальным прикидкам на разработку MVP нужно было 3 месяца и 2 человека — один на приложение, другой на бэкенд. Причем приложением, предполагалось, я займусь сам.

По факту на разработку уже ушло около года, и в команде сейчас 10 человек.

Постараюсь рассказать о наших ошибках и успехах.

Планирование

Что такое ошибка планирования, многие представляют. О причинах возникновения ошибки планирования и способах снижения этой ошибки написано много статей и книг. Каких-то однозначных решений проблемы нет, разве что предложение умножать все сроки на n.

Не могу сказать, на сколько на самом деле нужно умножать, но могу сказать, что на создание экрана фильтров по жанрам ушло примерно полтора месяца. Вместо запланированных мной двух дней. При этом UI переписывался трижды, если не больше.

Когда создаешь продукт, каждая фича — не просто код. Нужно проработать концепцию фичи, изучить, как подобное реализуют в других системах. Нужно понять, что реально от этой фичи хотят пользователи. И вообще, нужна ли она им. От некоторых мы отказались после общения с подписчиками. Потом проработать UX с дизайнером. Принять решения по UI. Дизайнер его разрабатывает. Реализовать в коде. Протестировать. Дать протестировать пользователям. Выяснить, что все не удобно, вернуться к дизайнеру, начать сначала…

Кстати, дизайнер — это самый высокооплачиваемый человек в нашей команде. Потому что, каким бы гениальным приложение не было, а без удобного и красивого интерфейса никто не станет им пользоваться. При наличии хоть какой-то альтернативы, конечно.

Писать самому или собрать команду?

25421343928360af550566e96bd402c2.png

Идея сделать все самому очень заманчива. Тем более, когда нет лишних миллионов денег, чтобы нанять людей. Однако ни один человек не может уметь все. Я не верю в существование хороших фулл стеков. Тем более которые могут еще и в мобилки, и хорошо бы еще в руководство командой и ведения бизнеса. И да, дизайн, конечно, еще уметь в дизайн. К себе стараюсь относиться тоже без иллюзий. 

Может, я и мог бы сделать все сам, если запереться в глуши на несколько лет. Вряд ли результат был бы супер хорош, и еще более вряд ли я бы вынес это психологически. 

Поэтому я выбрал такой подход: работа разбивается на функциональные составляющие — общее руководство, бэкенд, приложение, дизайн, маркетинг и аналитика. В идеале на каждую часть ставить отдельного руководителя и потом добирать людей ему в помощь. По факту, конечно, некоторые роли приходится объединять.

Где найти людей, если нет ресурсов?

85df1ff37510fa04ce397c7cb90b8df4.png

Все знают, что айтишники зарабатывают триста тысяч денег в секунду. Не все понимают, что это только самые крутые айтишники.
Если эту статью читают юные падаваны, только записавшиеся на курс «как стать программистом за три дня, а на четвертый заделаться долларовым миллионером», вынужден сказать удручающую истину — на рынке жуткий кризис, найти работу начинающему программисту практически нереально. В целом это довольно глупая ситуация, айтишники всем нужны, но компании ищут сразу миддлов и сеньоров. Зачастую на зарплату джунов. Глупость здесь в том, что на миддла невозможно выучиться, до него можно только дорасти, работая в компании. Если никто не будет брать джунов, то миддлам и тем более сеньорам будет просто неоткуда браться. Значит, кризис продолжит усиливаться.

Эта ситуация на рынке ужасна для юных программистов. Но, пусть это звучит несколько цинично, очень удобна для юных стартаперов, вроде нас.

Привет эйчарам

Особенно хочется поблагодарить эйчаров разных компаний. Я очень люблю эйчаров. Уверен, что среди них существуют действительно хорошие. Но большинство из них, по моему субъективному мнению, являются пятой ногой и работают во вред как своим компаниям, так и кандидатам. Эйчары отфильтровывают резюме по опыту и ключевым словам, не глядя. Кандидат может быть каким угодно крутым специалистом, но если в резюме нет должного опыта или еще чего-либо, то никто об этом не узнает. Эйчары по формальным критериям не допускают кандидатов до собеседования с техническим специалистом. И никто не узнает, что человек перечитал все умные книги, выучил всю документацию на пять языков программирования, написал в одиночку действительно крутой проект и реально имеет уровень миддла. Вместо него возьмут кого-то, кто просидел пять лет в епаме

Еще раз спасибо эйчарам. Благодаря им достаточно разместить на любом ресурсе вакансию стажера, и на нее отзываются десятки и десятки кандидатов. На нашу вакансию стажера по бэкенду отозвалось примерно 50 человек.

Я понимаю, почему эйчары так яростно всех отбрасывают. Среди написавших было много тех, кто вообще не был знаком с нашим стеком. Хотя стек указывался в вакансии. Были даже те, кто начал изучать программирование месяц назад. Также были люди с некоторым опытом, но абсолютно не владеющие даже самой базовой теорией. 

Мы прособеседовали около десяти и взяли двоих действительно хороших. Пусть у ребят нет опыта, но они сразу включились в работу и вполне неплохо справляются с тасками.

Всем, кто думает о своем стартапе, мой совет — сейчас самое время. Кризис на рынке айти дает возможность собрать реально крутую команду без необходимости брать кредиты и гранты.

Где взять деньги? Краудфандинг, гранты, инвесторы…

195a34c946d2fed98aa87358bf7b53e3.png

В первой статье мы просили людей поучаствовать в нашем краудфандинге. У нас были большие надежды на него. Успехом они не увенчались. Мы собрали всего 13500 рублей. Но мы не опустили руки, а постарались проанализировать, что было не так.

Наш вывод такой: краудфандинг в России работает только как площадка для оформления предзаказов. То есть, если бы мы хотели издать книги или выпустить настольную игру, это могло сработать. Приложение — не товар. Все, что мы могли предложить спонсорам — это символические подарки, да подписку в приложении. При том, что приложение бесплатное, и ту подписку пришлось продумывать специально под краудфандинг.

В общем, краудфандинг может сработать для определенного типа проектов. Но, видимо, не для приложения. Если, конечно, у вас нет своего ютуб канала с миллионами лояльных подписчиков для продвижения.

Вероятно, на международных площадках компания могла пройти лучше, но тут уже вступают юридические ограничения.

С грантами я имел дело раньше. Работал когда-то в компании, которая жила на них. Бортник, Сколково… Может, я и не прав, но мой совет — не связывайтесь. Все это грязные деньги, потратить на реальную разработку их практически невозможно, все уйдет на составление отчетов и выполнение формальных требований. Да еще и с риском получить юридические проблемы. К тому же гранты как наркотик. Когда компания начинает жить на гранты, оказывается, что для получения прибыли вовсе не нужно делать продукт и выпускать на рынок. И тогда разработку вообще нельзя заканчивать, иначе на что просить новые деньги?

Возможно, существуют какие-то негосударственные гранты, но нам не удалось найти чего-то подходящего.

Инвестиции.

В айтишных чатах часто встречаются сообщения «У меня есть гениальная супер идея, но я ее никому не расскажу. Ищу тех, кто идею реализует, а бабло потом поделим».

Печальная истина в том, что стоимость идеи — отрицательная. И равняется затратам на реализацию прототипа.

А еще есть прекрасная шутка — российский фонд венчурных инвестиций вкладывается только в проекты с оборотом от миллиарда рублей в год. Самое смешное в этой шутке то, что это не шутка…

Есть всякие маленькие частные инвесторы. Связываться с ними мне просто страшно. Получить от них можно в лучшем случае несколько миллионов рублей. А какие потом будут проблемы, не известно. Мое решение — оно того не стоит.

В итоге мы решили, что пока живем без денег.

То есть, я занимаюсь зарабатыванием денег обычными путями. Так что на написание кода по проекту времени почти не остается. Занимаюсь только руководством, да контролем за работой стажеров по приложению. Еще иногда статьи пишу. Жить в таком режиме не очень-то легко. И все же это как-то удается.

Что дальше?

Релиз приложения близится, но мы осознаем, что деньги не потекут рекой в тот же день. 

Да, возможно, забыл упомянуть, откуда должны будут браться деньги. Так как суть приложения — это рекомендации, а не продажи, то на карточке книги мы показываем, где и за сколько ее можно найти на сторонних ресурсах. Многие ресурсы предоставляют реферальные системы, если кто-то купит там книгу, нам прилетит копеечка.

Так вот, деньги не потекут рекой в первый день. И здесь есть два варианта. Либо все-таки дождаться, когда их станет достаточно. Либо уже всерьез заняться поиском инвестиций.
Как я писал выше, стоимость идеи отрицательная. А вот стоимость проекта, который приносит прибыль, уже другая. Она равняется годовой прибыли с некоторым коэффициентом. Также в стоимость приложения вносит вклад количество пользователей. В итоге есть расчет, что для живого приложения с некоторой прибылью уже удастся найти нормального инвестора.

У нас есть план, и мы ему следуем:-)

63b3931042ba967cc5155e3c99750601.png

Всем спасибо, надеемся, статья была интересна для Вас.
Подписывайтесь на наш канал,
Скачивайте приложение
WhatToRead

Будем рады увидеть в комментариях еще идеи и предложения по развитию проекта.

© Habrahabr.ru