Особенности национального менеджмента
Вместо эпиграфа: «Менеджеры бывает разные — черные белые красные…»
И еще раз вместо эпиграфа: «А я здесь живу… И хочу, чтобы в этой стране все было как-то нормально» — Духless
Почти полтора года прошло с момента публикации первой части марлезонского балета. Тогда акцент был сделан на процессы, методы разработки ПО в реалиях сегодняшнего дня, на том, как два мира — по-детски наивный и простодушный инженерный и местами весьма дурно пахнущий «деловой» пытаются усидеть за одним столом. Изменилось ли что-либо в лучшую сторону — сомнительно, но думаю так или иначе стоит продолжить и перенести акцент с рассмотрения процессов на рассмотрение людей, вернее тех людей, кто эти самые процессы должны определять, «ставить» на проектах, а именно на менеджеров продуктов или менеджеров проектов или руководителей проектов, «имя им легион».
Тогда, полтора года назад, я упомянул «отдельный, большой и довольно грустный разговор», но специально решил не смешивать соленое с мягким и оставить эту тему на потом, и как оказалось не зря. Прошедшее время дало богатейшую пищу для размышлений и наблюдений, и теперь можно сделать маленькую робкую попытку что-то систематизировать и обобщить.
В биологической систематике существует семь классифицирующих понятий, составляющих некую иерархию классификации. Для классификации и описания менеджеров думаю столь глубокая иерархия будет абсолютно излишней и тут вполне можно ограничиться оперированием основной единицей этой структуры — видом. Вид это некая группа особей, имеющая, помимо прочего, общие поведенческими признаки, распространённая в определённом ареале и сходным образом изменяющаяся под влиянием факторов внешней среды. В общем, то что нужно.
Итак, вооружившись этим методом для группировки можно пробовать двигаться дальше и рассмотреть онтогенез и основные признаки каждого вида. Собственно видов я насчитал всего три.
Менеджер черный.
Он (она) чей-то школьный друг (подруга). Или институтский. Или просто выросли в одном дворе. До того как начать работать менеджером проекта про разработку не знает ничего. Или почти ничего. И вообще, зачем океанологу или продавцу сантехники знать что-то про разработку ПО, ну глупо же, в самом деле. Его величество случай решает многое, не все же пили пиво с будущими директорами или топ-менеджерами, а тут все просто, пара мгновений, и вот он уже руководит. Харизма стремится к нулю, знания тоже. Ареал обитания — разумеется фирма (отдел, департамент) руководимый своей старой знакомой «птицей счастья завтрашнего дня». При этом «птица счастья» — совсем не птица-говорун, и не отличается умом и сообразительностью, скорее совсем наоборот, потому как обрекает коллектив профессионалов быть руководимым откровенным профаном и дилетантом, и ставит под удар весь производственный процесс, не говоря уже о нервных клетках разработчиков. Разумеется в подавляющем большинстве случаев вся эта история характерна исключительно для отечественных компаний, и удивляться тут абсолютно нечему, блат и кумовство стали практически официальной кадровой политикой даже на государственном уровне, и бизнес, как хороший «младший братик», не стесняясь, берет пример со «старшего».
Менеджер красный.
Он (она) создает впечатление, и весьма благоприятное. Не всем это дано, и это факт. Возможно он (она) две недели назад тоже торговал сантехникой. А может стиральным порошком. А может не торговал, да и вообще не работал — юное прелестное институтское создание с дипломом в зубах, возможно даже брутального красного цвета. Правда может диплом совсем и не про ПО, а про разработку медицинского оборудования например, или же диплом и не инженерный вовсе, но харизма затмевает все, даже перпендикулярное институтское (университетское) направление подготовки.
В отличие от менеджера черного, который хотя бы точно знает, что ничего не знает, особи данного вида как правило весьма самообольщены. Вообще, «казаться, а не быть» — их кредо и инструкция по выживанию. Ареал обитания — в основном опять же доморощенные отечественные компании разработчики ПО. Мотивация руководства при найме таких «кадров» — видимо в основном имиджевая — хорошее впечатление на заказчика, сугубо положительный образ компании, ассоциированный с симпатичными, в основном девичьими мордашками, иллюзия успеха, знаний, быстроты и качества.
«Стартап-киндер-сюрпризы» могут быть отнесены сюда же, как подвид. «Стартап-киндер-сюрприз» — это вдвойне, втройне, более забавное создание, чем классический красный менеджер. Мгновенный взлет по карьерной лестнице, легкое, (или совсем нелегкое) «головокружение от успехов» зачастую настолько дурманят несчастную голову, что ощущение реальности теряется напрочь, а роль своей личности в истории начинает казаться глобальной, хотя глобальна тут не роль личности, глобально все тоже самое — дилетантизм и профанация управления проектом.
Менеджер белый.
Вот эти по-настоящему крутые и в большинстве случаев заставляют относится к себе с определенным пиететом. Он (она) в разработке 10–15–20 лет, прошел весь путь от рядового (младшего) разработчика (QA) до некой руководящей должности. Пуд соли был съеден честно, до последних гранул. Он (она) имеет главное, что отличает руководителя от ерунды — моральное право руководить. Ареал обитания представителей этого вида — филиалы крупных западных компаний или российские топовые компании, занимающиеся заказной разработкой для европейских (американских) партнеров. То, что они фактически занимаются эффективным управлением продажи дешевого русского программистского «мяса» на запад их смущает мало, да и в самом деле, почему их должно это смущать — в конце концов они своего рода победители, «цари зверей», сумевшие выжить и занять отличное тепло-мягкое место под солнцем в этих джунглях. Европейские (американские) партнеры тоже все прекрасно понимают, и, кто знает, быть может сегодня-завтра он (она) сядет в «самолет с серебристым крылом, что взлетая оставляет за собой лишь тень» и унесется в Бостон, а может быть в Прагу, и займет место директора какого-нибудь R&D департамента.
Пара строк вместо заключения.
При рассмотрении причин, благодаря которым стала возможна ситуация, спродуцировавшая появление и распространение управленцев первых двух типов (которые разумеется и правда могут быть менеджерами в компании, занимающейся разработкой ПО, только в большинстве случаев менеджерами с приставкой «клининг») к сожалению неизбежен выход за рассмотрении исключительно инженерной области. Здоровая конкуренция, честные открытые тендеры на разработку, работающее и прозрачное законодательство, в том числе налоговое, простые и адекватные процедуры регистрации юридических лиц, простая и понятная схема бухгалтерской отчетности — все это помогло бы выйти на рынок достаточному количеству новых игроков. Я не считаю что восточнее Польши живут, как бы по-мягче сказать, «хронические неудачники» и не думаю что русская инженерная школа является тупиковой ветвью. Государство, государство, повернись к лесу задом, к людям передом, дай шанс здесь, а не в Чехии или на Кипре начать игру и выиграть всем этим молодым и амбициозным «юношам бледным со взглядом горящим» или наоборот потрепанным жизнью и уставшим от клинических идиотов сложившимся профессионалам. При наличии здоровой конкуренции организации, делающие ставку на откаты и серые схемы, на кумовство и блат, на профанов и заигравшихся в куколки детей, плюющие на качество, на процесс, и, в конечном итоге на пользователей, окажутся в том самом месте, где им полагается быть, а здоровые, профессиональные и добросовестные игроки будут определять рынок. Иллюзии, наивный, излишне идеалистичный взгляд на нынешние реалии РФ — возможно, но, как говорится, «все течет, все изменяется», жизнь синоним динамики.