Ошибки HR'ов глазами разработчика

Основная задача HR-специалиста — найти талантливого и квалифицированного сотрудника, обеспечить его органичное встраивание в коллектив и трудовой процесс, и проконтролировать на первых этапах — в испытательный срок, результативность работы программиста.

В прошлый раз мы разобрались, как выглядит процесс приёма на работу в целом со стороны соискателя. Теперь же поговорим более детально и перечислим наиболее распространенные ошибки, которые допускают HR-специалисты. Не претендую на экспертное мнение, хочу лишь, как разработчик, поделиться своим личным опытом взаимодействия с HR. Надеюсь, мои рекомендации помогут начинающим специалистам по работе с персоналом действовать более грамотно и эффективно. Совпадения случайны, события и герои вымышлены.

Ошибки HR'ов глазами разработчика

Ошибка №1. Автоответчик


Автоответчик на почте с тестовым заданием. Соискатель пишет вам письмо, прикладывает свое резюме, а в ответ получает просьбу пройти тестовое задание. Проблема на данном этапе в том, что вы можете потерять кандидата, даже не начав общение с ним. Не каждый специалист согласится выполнять тестовое задание, не получив более полной информации от вас — хотя бы простых ответов на возможные вопросы.

Рекомендация
Не допускайте ошибку, которая обезличивает вашу компанию в глазах соискателей. Отвечайте на все письма лично. Запомните, люди идут работать не с роботами, а с людьми, насколько бы автоматизированным ни был рабочий процесс. Укажите в письме координаты менеджера, с которым придется общаться, ссылку на сайт, где можно подробнее узнать о компании. Также уточните, согласен ли соискатель сразу выполнить тестовое задание или сначала лучше обсудить общие моменты.

Ошибка №2. Спешка — плохой помощник


Другая часто встречающаяся ошибка — время отправления. Лимит доверия будет резко снижен, если вы отправляете письмо в 2 часа ночи, да еще и в последний рабочий день. В ИТ-компании пунктуальность является важной чертой ведения бизнеса, а если вы пишете в 2 часа ночи, вряд ли вы делаете это по графику (конечно, если у вас с соискателем нет разницы во времени более 5 часов). А если в письме еще просите срочно ответить, то это сразу вызывает недоумение.

Рекомендация
Используйте CRM-систему для управления общением с соискателями. Это позволит вам, начиная с первых этапов знакомства, выстраивать правильный ритм взаимодействия со всеми претендентами.

Ошибка №3. Обратная сторона медали


Обратная сторона спешки — это чрезмерная пассивность на начальной стадии общения. Не возникает желания продолжать общение, когда в письме всего 2 строчки с просьбой показать примеры кода или ответы на вопросы тестового задания. И даже если соискатель отвечает на такое письмо, бывает, работодатель пропадает на пару дней, оставляя соискателя без ответа. Это сильно уменьшает ваши шансы на то, что данный специалист будет с вами в дальнейшем сотрудничать. Зачем работать с компанией, в которой задержки и перебои начинаются уже с первого контакта?

Рекомендация
Нередко с данной проблемой связано отсутствие инструментов, которые позволили бы ускорить и частично автоматизировать работу для менеджера. Также не забывайте про обратную связь от соискателей — вы сможете точно узнать, когда и где возникают проблемы в рамках взаимодействия с соискателем. Проверяйте, есть ли на рынке специализированные системы и помощники в этом.

Ошибка №4. Текст вместо слов


Некоторые специалисты по работе с персоналом вместо того, чтобы пообщаться с человеком персонально, просто отсылают некую общую статью или тестовое задание и просят дать ответы на вопросы («Это принципы нашей компании, прочтите и выскажите свое мнение»). Был случай, когда HR компании просто прислала мне ТЗ, перед этим указав, что разыскивают они PHP-специалиста. Результат общения не был многообещающим.

Также нередко бывают случаи, когда возможные работодатели просят дать ответы на вопросы по той или иной технологии, даже не посмотрев в наше резюме. Это помогает вам потерять еще часть кандидатов.

Рекомендация
Такой стиль общения — не самый лучший вариант для обеих сторон. Куда лучше будет договориться о первой личной оффлайн или онлайн встрече и замотивировать кандидата на выполнение ваших условий. Ведь иногда бывают ситуации, когда изначально у вас совершенно разные взгляды на возможности сотрудничества. В режиме общения можно быстро скорректировать цели, либо сразу прийти к выводу, что вам не нужно сотрудничать на данный момент.

Общайтесь со своими соискателями напрямую, не бросайте их на полпути с минимумом информации. Внимательно изучите резюме, предоставленное соискателем. Так вы сможете лучше узнать человека и показать, что ваша компания заботится о своих сотрудниках, даже потенциальных.

Ошибка №5. Некомпетентность


Бывали случаи, когда я уточнял некоторые профессиональные нюансы или просил пояснить информацию, которую получил от компании ранее: после прочтения статьи для разработчиков или изучения алгоритма. Я развиваю интересующую меня тему и прошу погрузить меня во все нюансы того, чем мне предстоит заниматься, а человек начинает на этом сыпаться. Тут, естественно, моё мнение о компании начинает меняться в худшую сторону.

Ничего страшного, если менеджер не знает тонкостей технического процесса. Но плохо, когда технические специалисты спрашивают про тонкости работы в определенной области технологий, но при этом не могут ответить даже на косвенные вопросы по данной тематике.

Рекомендация
Перед собеседованием подготовьтесь к общению. Если вы задаёте вопросы, не удивляйтесь, что вам тоже могут задать вопрос.

Ошибка №6. Отношение к критике и терпение


К сожалению, не все менеджеры наделены таким качеством, как самокритичность и терпение. Бывали случаи, когда на честно высказанную критику в отношении специалиста или компании, менеджер не благодарил за высказанное мнение, а с сарказмом желал соискателю найти другую работу. Это приводит только к тому, что о компании сразу портится впечатление и вряд ли отвергнутый таким образом соискатель порекомендует такую компанию как возможного работодателя.

Рекомендация
Конструктивная критика в бизнесе — это полезная обратная связь от вашей целевой аудитории. Начните собирать и обрабатывать полученные данные. Вам это поможет улучшить качество своей работы и повысить уровень рекрутинга.

Ошибка №7. Кто в доме хозяин


На собеседовании бывает момент, когда становится понятно, что программист по общим показателям подходит на предложенную должность. И вдруг менеджер решает показать кандидату «кто в доме хозяин». Чаще всего используются такие приёмы, как зацикливание на малозначимых проблемах: указание на орфографические ошибки, требование знания иностранного языка на высоком уровне, фокусирование на какой-то определенной узкой области, вместо того, чтобы выяснить степень понимания кандидатом основных задач. Поверьте, незначительные опечатки и ошибки в построении предложений не скажут вам ничего о степени профессиональной подготовки кандидата.

Рекомендация
Избежать этой ошибки менеджера и удержать разговор в конструктивном русле очень легко — начните задавать ответные вопросы, к которым вряд ли можно подготовиться, если не быть профессионалом в своей области. Можно просто задать вопрос по реализации не типовой задачи, у которой нет однозначно хорошего решения. Например: «Как спроектировать сервис автодополнения ввода в поисковой строке».

Ошибка №8. Присутствие на собеседовании лишних людей


Что для одного хорошо, для другого может быть неприемлемо. А потому желательно, чтобы на собеседовании не было людей, не имеющих отношения к принятию решения по данному соискателю. Например, бывшие коллеги, сокурсники, друзья и так далее.

Рекомендация
Тут и рекомендаций не нужно: просто прекратите деморализовать соискателя, сконцентрируйтесь на общении непосредственно с ним. Ведь ваши гости будут отвлекать не только претендента на должность, но и вас самих.

Ошибка №9. Жадность — не порок


Последняя и, наверное, самая простительная ошибка, но всё-таки отталкивающая большинство кандидатов — это деньги. Как можно начинать работать в компании, когда вам предлагают явно заниженную заработную плату? И зачастую еще хотят первый месяц сделать тестовым за 75% от данной цифры.

Рекомендация
Сейчас на рынке тяжело найти специалистов, с уровнем выше middle, но вполне реально. Просто будьте лояльны и учитесь вести диалог.

Комментарии (1)

  • 10 августа 2016 в 16:42

    +3

    > Другая часто встречающаяся ошибка — время отправления. Лимит доверия будет резко снижен, если вы отправляете письмо в 2 часа ночи
    Скажите, во всём мире найдётся больше сотни соискателей, которым этот момент не глубоко пофигу?

© Habrahabr.ru