Очные курсы — получаем максимум пользы
Интересно складывается профессиональное развитие. Так уж получилось, что в течение 2-х лет мне приходилось непрерывно совмещать работу и учебу.
Непрерывно — в режиме нон-стоп, расходуя все свободное время. А свободного времени, как и у всех, у меня было мало. Поэтому совершенствовал и профессиональные навыки, и навыки обучения. Постоянно задумывался, как максимально эффективно расходовать свое время.
Что получилось? Советы под катом.
Извиняюсь за возможно категоричный тон. Конечно, все советы нуждаются в комментариях, в критике и в переработке под личный опыт.
Учиться самостоятельно или пойти на очные курсы?
Очные курсы — спорный способ обучаться. Многим известно, что сертификаты особо не ценятся. Это лишь приятный довесок к резюме. Один преподаватель сказал так — лишний сертификат может даже помешать. Будут спрашивать придирчивее — изволь доказать свои знания.
Критики очных курсов много, цитировать не буду. А лучше расскажу, как извлечь максимум пользы.
- Если изучаете новый для себя предмет, то идите не курсы. Например, были программистом, а хотите стать менеджером проектов. Вы попадете в окружение заинтересованных людей и вам легче будет въехать в новую тему. Если хотите лишь расширить и углубить свои знания — подумайте, может онлайн-обучения будет достаточно.
- С осторожностью относитесь к вебинарам. Общаться с лектором по интернету сложнее и медленнее, чем в реальности. Если лектор не профессионал, то вы можете превратиться в пассивного слушателя.
- Задавайте преподавателю множество дополнительных вопросов. Я задавал как минимум 1 вопрос после каждого слайда. Аудитория дружно молчала. Пусть вас тоже это не смущает.
- Спрашивать первое, что пришло в голову — неэффективно. Сначала задайте вопрос сами себе, кратко напишите его или напечатайте. Поразмыслите немного (около 1 мин.), а уже потом спрашивайте. В этом случае ответ лектора дополнит ваши рассуждения, вы глубже поймете тему.
- Не ждите, пока вопросы сами появятся у вас в голове. Заставляйте себя их формулировать. Это позволяет глубже понять материал и очень пригодится в будущем.
- Одна из проблем — иногда рассказывают то, что вы и так знали (даже если тема новая). Не тратьте время даром — выполняйте упражнения, читайте дополнительный материал. Ваше время — золото. Сложно что-то делать или читать, пока рядом с вами активно разговаривают. Но научиться этому можно, навык бесценный.
- Не надейтесь, что ваши практические задания будут проверять. Иногда проверяют, иногда нет. Просите посмотреть участки кода (для программистов), прокомментировать их, сделать ревью кода. Показывайте код более опытным одногруппникам.
- Любые перерывы (кофе-брейк, обед, дорога домой) используйте для знакомства с новыми людьми. Что видел — люди либо ни с кем не знакомятся сами, либо заводят знакомства, потом так и тусят 1–2 новыми знакомыми. Что делал сам — ожидая начало лекций знакомился со всеми, кто был в досягаемости разговора от моего рабочего места. На кофе-брейках свободно подходил к новым людям. После окончания курсов опять-таки подходил к новым людям и шел вместе с ними до метро.
- Темы для начала знакомства — «Как вам курсы?», «Почему решили пойти именно на эти курсы, а не на другие?», «Как преподаватель?», «На какие еще курсы записался?». Будьте хорошим слушателем.
- Обязательно просите контакты социальных сетей, чтобы продолжить общение в будущем.
Новые знакомства помогают вот в чем:
- Вы обмениватесь опытом, обсуждаете пройденный материал вместе.
- Вы будете помогать друг другу и после курсов, если ваши жизненные и карьерные интересы в чем-то совпадают.
- Лично меня новые знакомства на курсах выручают до сих пор — проконсультироваться, попросить совета, порекомендовать человека и проч.
- Вы колоссально прокачиваете навыки общения.
А как вели себя другие студенты вокруг меня (антипаттерны поведения):
- Не задавали ни одного вопроса преподавателю или задавали очень мало вопросов. Сомневаюсь, что «все все понимали».
- Бездействовали (отдыхали), когда лектор объяснял известный им материал. То же самое — в ожидании начала занятий.
- Обедали, пили кофе в одиночестве или в окружении 1–2 новых знакомых. Возвращались домой в одиночестве.
Маленький бонус-совет:
заметил, что кофе-брейк ухудшает восприятие материала. Факт известный — если в желудке что-то есть, то часть энергии расходуется на переваривание пищи, а не на обучение. Попробуйте есть мало печенек/не есть их вообще, сравните результаты.
Делитесь своим опытом и отношением к очным курсам/вебинарам в комментариях. Очень интересно ваше мнение. Если статья пойдет, то напишу сборник полезных советов о самообучении.
P.S. Простите меня за опухшую голову, с которой вы будете уходить с курсов, следуя таким советам. Чтобы получить максимум результата, придется приложить множество усилий.
© Megamozg