Очные курсы — получаем максимум пользы

Интересно складывается профессиональное развитие. Так уж получилось, что в течение 2-х лет мне приходилось непрерывно совмещать работу и учебу.
Непрерывно — в режиме нон-стоп, расходуя все свободное время. А свободного времени, как и у всех, у меня было мало. Поэтому совершенствовал и профессиональные навыки, и навыки обучения. Постоянно задумывался, как максимально эффективно расходовать свое время.

Что получилось? Советы под катом.
Извиняюсь за возможно категоричный тон. Конечно, все советы нуждаются в комментариях, в критике и в переработке под личный опыт.

Учиться самостоятельно или пойти на очные курсы?

Очные курсы — спорный способ обучаться. Многим известно, что сертификаты особо не ценятся. Это лишь приятный довесок к резюме. Один преподаватель сказал так — лишний сертификат может даже помешать. Будут спрашивать придирчивее — изволь доказать свои знания.
Критики очных курсов много, цитировать не буду. А лучше расскажу, как извлечь максимум пользы.

  1. Если изучаете новый для себя предмет, то идите не курсы. Например, были программистом, а хотите стать менеджером проектов. Вы попадете в окружение заинтересованных людей и вам легче будет въехать в новую тему. Если хотите лишь расширить и углубить свои знания — подумайте, может онлайн-обучения будет достаточно.
  2. С осторожностью относитесь к вебинарам. Общаться с лектором по интернету сложнее и медленнее, чем в реальности. Если лектор не профессионал, то вы можете превратиться в пассивного слушателя.
  3. Задавайте преподавателю множество дополнительных вопросов. Я задавал как минимум 1 вопрос после каждого слайда. Аудитория дружно молчала. Пусть вас тоже это не смущает.
  4. Спрашивать первое, что пришло в голову — неэффективно. Сначала задайте вопрос сами себе, кратко напишите его или напечатайте. Поразмыслите немного (около 1 мин.), а уже потом спрашивайте. В этом случае ответ лектора дополнит ваши рассуждения, вы глубже поймете тему.
  5. Не ждите, пока вопросы сами появятся у вас в голове. Заставляйте себя их формулировать. Это позволяет глубже понять материал и очень пригодится в будущем.
  6. Одна из проблем — иногда рассказывают то, что вы и так знали (даже если тема новая). Не тратьте время даром — выполняйте упражнения, читайте дополнительный материал. Ваше время — золото. Сложно что-то делать или читать, пока рядом с вами активно разговаривают. Но научиться этому можно, навык бесценный.
  7. Не надейтесь, что ваши практические задания будут проверять. Иногда проверяют, иногда нет. Просите посмотреть участки кода (для программистов), прокомментировать их, сделать ревью кода. Показывайте код более опытным одногруппникам.
  8. Любые перерывы (кофе-брейк, обед, дорога домой) используйте для знакомства с новыми людьми. Что видел — люди либо ни с кем не знакомятся сами, либо заводят знакомства, потом так и тусят 1–2 новыми знакомыми. Что делал сам — ожидая начало лекций знакомился со всеми, кто был в досягаемости разговора от моего рабочего места. На кофе-брейках свободно подходил к новым людям. После окончания курсов опять-таки подходил к новым людям и шел вместе с ними до метро.
  9. Темы для начала знакомства — «Как вам курсы?», «Почему решили пойти именно на эти курсы, а не на другие?», «Как преподаватель?», «На какие еще курсы записался?». Будьте хорошим слушателем.
  10. Обязательно просите контакты социальных сетей, чтобы продолжить общение в будущем.

Новые знакомства помогают вот в чем:

  1. Вы обмениватесь опытом, обсуждаете пройденный материал вместе.
  2. Вы будете помогать друг другу и после курсов, если ваши жизненные и карьерные интересы в чем-то совпадают.
  3. Лично меня новые знакомства на курсах выручают до сих пор — проконсультироваться, попросить совета, порекомендовать человека и проч.
  4. Вы колоссально прокачиваете навыки общения.

А как вели себя другие студенты вокруг меня (антипаттерны поведения):

  1. Не задавали ни одного вопроса преподавателю или задавали очень мало вопросов. Сомневаюсь, что «все все понимали».
  2. Бездействовали (отдыхали), когда лектор объяснял известный им материал. То же самое — в ожидании начала занятий.
  3. Обедали, пили кофе в одиночестве или в окружении 1–2 новых знакомых. Возвращались домой в одиночестве.

Маленький бонус-совет:
заметил, что кофе-брейк ухудшает восприятие материала. Факт известный — если в желудке что-то есть, то часть энергии расходуется на переваривание пищи, а не на обучение. Попробуйте есть мало печенек/не есть их вообще, сравните результаты.
Делитесь своим опытом и отношением к очным курсам/вебинарам в комментариях. Очень интересно ваше мнение. Если статья пойдет, то напишу сборник полезных советов о самообучении.

P.S. Простите меня за опухшую голову, с которой вы будете уходить с курсов, следуя таким советам. Чтобы получить максимум результата, придется приложить множество усилий.

© Megamozg