Обзор DataStore Library. Прощаемся с SharedPreference?
Привет, меня зовут Сергей, я работаю в команде Мобильного Банка Тинькофф. Недавно Google представила очередной инструмент для хранения данных. На этот раз это библиотека DataStore. В официальном блоге Google пишут, что она должна заменить SharedPreference.
В отличие от SharedPreference, DataStore работает асинхронно. Вся работа с библиотекой выполняется с помощью Kotlin Coroutines и Flow. DataStore позволяет нам хранить данные двумя способами:
По принципу «ключ — значение», аналогично SharedPreference.
Хранить типизированные объекты, основанные на protocol buffers.
Все взаимодействие с DataStore происходит через интерфейс DataStore
, который содержит в себе всего два элемента:
interface DataStore {
val data: Flow
suspend fun updateData(transform: suspend (t: T) -> T): T
}
Интерфейс очень прост. Все, что мы можем сделать с ним, это получить объект Flow
для чтения данных и вызвать метод updateData()
для их записи.
Типы DataStore
Preferences DataStore — хранит данные по принципу «ключ — значение» и не предоставляет нам никакой типобезопасности.
Proto DataStore — хранит данные в объектах. Это дает нам типобезопасноть, но описывать схему нужно с помощью protocol buffers.
Поговорим о каждом из них.
Preferences DataStore
Для подключения библиотеки необходимо добавить зависимость в build.gradle
нашего проекта:
// Preferences DataStore
implementation "androidx.datastore:datastore-preferences:1.0.0-alpha01"
Как получить экземпляр Preferences DataStore
Для этого нам предоставляется extension-функция, которую можно вызвать из объекта Context
:
context.createDataStore(
name = "user_data_store",
corruptionHandler = null
migrations = emptyList(),
scope = CoroutineScope(Dispatchers.IO + Job())
)
Здесь есть четыре параметра. Давайте рассмотрим каждый из них.
name — обязательный параметр. Это название нашего DataStore. Под капотом будет создан файл, путь которого формируется на основании параметра name.
File(context.filesDir, "datastore/" + name + ".preferences_pb")
corruptionHandler — этот параметр необязательный.
CorruptionHandler
вызывается, если DataStore бросаетCorruptionException
при попытке чтения данных. ЕслиCorruptionHandler
успешно подменит данные, то исключение будет поглощено. Если в процессе подмены данных мы получим еще одно исключение, то оно будет добавлено к оригинальному исключению, после чего нам будет выброшено оригинальное исключение.migrations — необязательный параметр, который позволяет легко мигрировать из SharedPreference. Сюда принимается список объектов
DataMigration
. На самом деле Google уже создала реализацию SharedPreferencesMigration. Все, что нам нужно, это описать логику переноса данных для каждого Shared Preference и передать их списком в параметр migrations:
fun getSharedPreferenceMigrationPref(): SharedPreferencesMigration =
SharedPreferencesMigration(
context = context,
sharedPreferencesName = "pref_name",
deleteEmptyPreferences = true,
shouldRunMigration = { true },
migrate = { prefs, userPref ->
userPref[FIELD_NAME] = prefs.getString(KEY_NAME)
userPref[FIELD_LAST_NAME] = prefs.getString(KEY_LAST_NAME)
userPref[FIELD_AGE] = prefs.getInt(KEY_AGE, 0)
userPref[FIELD_ACTIVE] = prefs.getBoolean(KEY_IS_ACTIVE, false)
userPref
}
)
В отличие от обычных Shared Preference, в качестве ключа здесь не строка, но об этом мы поговорим чуть позже.
scope — тоже необязательный параметр. Здесь можно указать, в каком Coroutine Scope мы хотим выполнять операции с DataStore. По умолчанию там Dispatchers.IO.
Создание ключей
Чтобы сделать запись в DataStore, нам необходимо определить ключи, под которыми будут храниться наши данные. Как упоминалось выше, это не строки. Поля имеют тип Preferences.Key
. Создать подобное поле можно с помощью extension-функции:
object UserScheme {
val FIELD_NAME = preferencesKey("name")
val FIELD_LAST_NAME = preferencesKey("last_name")
val FIELD_AGE = preferencesKey("age")
val FIELD_ACTIVE = preferencesKey("active")
}
Каждый ключ указывает на тип хранимых в нем данных и строковый ключ, по которому эти данные будут читаться. Поскольку при создании ключа мы указываем тип хранимых данных — мы получаем проверку на корректность передаваемого типа данных в compile time.
Стоит помнить, что создавать ключи можно только для примитивных типов данных: Int
, Long
, Boolean
, Float
, String
. В противном случае мы получим исключение.
Также мы можем хранить Set
:
val FIELD_STRINGS_SET = preferencesSetKey>("strings_set")
Скорее всего, количество типов будет расширяться, так как сейчас методы prefrencesKey()
и prefrencesSetKey()
на вход принимают дженерик и ограничение по типам сделано руками.
Запись данных
Для записи данных DataStore предоставляет нам два метода для изменения данных:
DataStore.updateData
coroutineScope.launch {
prefDataStore.updateData { prefs ->
prefs.toMutablePreferences().apply {
set(UserScheme.FIELD_NAME, "John")
set(UserScheme.FIELD_LAST_NAME, "Show")
set(UserScheme.FIELD_AGE, 100)
set(UserScheme.FIELD_IS_ACTIVE, false)
}
}
}
DataStore.edit
coroutineScope.launch {
prefDataStore.edit { prefs ->
prefs[UserScheme.FIELD_NAME] = "John"
prefs[UserScheme.FIELD_LAST_NAME] = "Show"
prefs[UserScheme.FIELD_AGE] = 100
prefs[UserScheme.FIELD_IS_ACTIVE] = false
}
}
В обоих случаях мы получаем объект Preferences с разницей лишь в том, что во втором случае приведение к мутабельности спрятано под капотом «функции обертки» edit()
.
Preferences очень похожа на Generic Map, в которую мы в качестве ключа указываем определенные нами ранее preferenceKey. Для работы с Preferences есть всего четыре метода get(),
contains(),
asMap()
и set()
. Метод set()
доступен только в MutablePreferences. Запись в Preferences происходит асинхронно, и корутина завершается после того, как данные сохраняются на диске.
Чтение данных
DataStore предоставляет сохраненные данные в объекте Preferences. Все действия производятся на определенном нами при создании Dispatcher:
coroutineScope.launch {
prefDataStore.data
.collect { pref: Preferences ->
val name: String? = pref[UserScheme.FIELD_NAME]
val lastName: String? = pref[UserScheme.FIELD_LAST_NAME]
val age: Int? = pref[UserScheme.FIELD_AGE]
val isActive: Boolean? = pref[UserScheme.FIELD_IS_ACTIVE]
}
}
DataStore возвращает объект Flow, который будет возвращать нам либо значение, либо исключение, в случае ошибки чтения с диска.
Proto DataStore
Для подключения добавляем зависимость:
// Proto DataStore
implementation "androidx.datastore:datastore-core:1.0.0-alpha01"
Перед работой с Proto DataStore нужно выполнить несколько действий:
plugins {
id "com.google.protobuf" version "0.8.12"
}
implementation "com.google.protobuf:protobuf-javalite:3.10.0"
Для этого нужно создать файл в app/src/main/proto/
с расширением .proto
:
syntax = "proto3";
option java_package = "com.example.jetpackdatasource";
option java_multiple_files = true;
message UserProto {
string name = 1;
string last_name = 2;
int32 age = 3;
bool is_active = 4;
}
Здесь есть подробное руководство по работе с proto buffer файлами.
Это будет наша схема хранения данных. Система сгенерирует модель, которую мы можем сохранять в наш DataStore.
Когда вы все это сделаете, Android Studio предложит установить плагин Protocol Buffer Editor. Он сделает вашу работу с файлами .proto
удобной. Плагин будет подсвечивать синтаксические элементы, проводить семантический анализ и др.
Как получить экземпляр Proto DataStore
Для этого у нас тоже есть extension-функция:
context.createDataStore(
fileName ="user.pb",
serializer = UserSerializer,
corruptionHandler = null,
migrations = emptyList(),
scope = CoroutineScope(Dispatchers.IO + Job())
)
Здесь все почти то же самое, как и с Preference DataStore. Но есть два отличия:
Первое — это путь, по которому будет сохраняться файл префов:
File(context.filesDir, "datastore/$fileName").
Второе — наличие поля serializer. Давайте рассмотрим его подробнее. Чтобы Proto DataStore понимал, как ему сохранять данные в файл, мы должны к каждому модели прописать свой Serializer. Для этого нужно реализовать интерфейс
Serializer
, в котором мы и опишем логику записи/чтения нашего файла:
object UserSerializer : Serializer {
override fun readFrom(input: InputStream): User {
try {
return User.parseFrom(input)
} catch (exception: InvalidProtocolBufferException) {
throw CorruptionException("Cannot read proto.", exception)
}
}
override fun writeTo(t: User, output: OutputStream) = t.writeTo(output)
}
В остальном тут все так же, как в Preference DataStore.
Запись данных
Для записи данных DataStore предоставляет нам функцию DataStore.updateData (). Она возвращает текущее состояние сохраненных данных. В качестве параметра мы получаем экземпляр модели, которую мы определили в файле .proto
:
coroutineScope.launch {
protoDataStore.updateData { user ->
user.toBuilder()
.setName(nameField.text.toString())
.setLastName(lastNameField.text.toString())
.setAge(ageField.text.toString().toIntOrNull() ?: 0)
.setIsActive(isActiveSwitch.isChecked)
.build()
}
}
Модель предоставляет нам билдер для записи данных в DataStore. Для каждого поля, указанного в модели, описанной в .proto
-файле, мы имеем свой set-метод.
Чтение данных
Есть два способа для чтения данных из Proto DataStore:
Вызвать методDataStore.updateData()
. Так как в нем мы получаем актуальное состояние объекта, ничего не мешает прочитать их отсюда. Нюанс в том, что там нужно вернуть актуальное состояние модели в лямбде:
coroutineScope.launch {
protoDataStore.updateData { user ->
val name: String = user.name
val lastName: String = user.lastName
val age: Int = user.age
val isActive: Boolean = user.isActive
return@updateData user
}
}
Получить объект data : Flow
, который вернет нам реактивный поток. Результатом этого Flow будет актуальный экземпляр хранимой в DataStore модели:
coroutineScope.launch(Dispatchers.Main) {
protoDataStore.data
.collect { user ->
val receivedUser: User = user
}
}
SharedPreference vs DataStore
DataStore предоставляет асинхронный API для записи и чтения данных, в отличие от Shared Preference, который предоставляет асинхронный API только при чтении данных.
DataStore безопасен для работы на UI-потоке, так как есть возможность указать подходящий для нас Dispatcher.
DataStore защищает от ошибок в рантайме, в то время как Shared Preference может бросить ошибку парсинга в рантайме.
Proto DataStore предоставляет лучшую типобезопасность из коробки.
Тут стоит отдельно поговорить о транзакционности.
В Shared Preference транзакционность может быть достигнута за счет связки edit() -> apply()/commit()
. Мы должны получить объект SharedPreferences.Editor, внести изменения и все это зафиксировать методами commit()
или apply()
:
val editor: SharedPreferences.Editor = pref.edit()
editor.putString(KEY_LAST_NAME, lastName)
editor.putBoolean(KEY_IS_ACTIVE, isActive)
editor.apply()
В androidx этот же код будет выглядеть вот так:
pref.edit(commit = false) {
putString(KEY_LAST_NAME, lastName)
putBoolean(KEY_IS_ACTIVE, isActive)
}
По завершении операций в блоке edit{}
внутри функции вызовется commit()
или apply()
, в зависимости от флага commit
.
DataStore создает транзакцию всякий раз при вызове методов DataStore.updateData()
или DataStore.edit()
и делает запись после выполнения всех операций внутри этих функций.
DataStore vs Room
Если вам нужны частичные обновления, ссылочная целостность или поддержка больших/сложных наборов данных, подумайте об использовании Room вместо DataStore.
DataStore идеально подходит для небольших простых наборов данных и не поддерживает частичные обновления или ссылочную целостность.
Rx Java
В данный момент поддержки RX Java в DataStore нет. Поэтому, если мы хотим в проект на RX затащить DataStore, придется писать свои обертки. Как вариант, можно использовать тулы для совместимости вроде этой.
Вывод
У SharedPreferences есть несколько недостатков:
Синхронный API, который может показаться безопасным для вызова на UI-потоке, но фактически он выполняет операции дискового ввода-вывода.
Отсутствует механизм сигнализации об ошибках, транзакционный API и многое другое.
DataStore — это замена SharedPreferences, которая устраняет большинство этих недостатков. DataStore включает в себя полностью асинхронный API, использующий Kotlin Coroutines и Flow. Дает нам очень простой и удобный инструмент для миграции данных. Гарантирует согласованность данных и обработку поврежденных данных.
В данный момент библиотека находится в альфе, но вы всегда можете проверить последнюю версию в документации.