Обсуждаем Hi-Fi тренды: транскрипт шоу «Звук»
В 43-м выпуске подкаста «Звук» Тимофей Шиколенков поделился с нами своим мнением и оценкой трендов в области качественных решений для музыки и кино.
Шоурум Аудиомании на м. Электрозаводская
Дмитрий: Я бы для разгона начал с контента, потому что тема интересная. Как меняется контент на тему аудиотехники, акустики, по сравнению с тем, что раньше выходило в журналах и в СМИ?
Сейчас все уже окончательно ушло в сеть и превратилось в обособленные порталы, которые делают и тематические издания, и компании. По твоему опыту, как сейчас строится работа одного из таких порталов, «Мир Hi-Fi»?
Тимофей: Строится она так же, как и строилась раньше. Ничего принципиально не изменилось. Изменилось скорее потребление. Мы готовим статьи, делаем фото-, видеорепортажи. Просто спрос на них стал немножко другим.
Если раньше действительно можно было пойти в ларёк, купить журнал и что-то прочитать, то сейчас банально даже некуда пойти из-за отсутствия ларька. Если совсем честно, журналы-то остались. Например, «What Hi-Fi?» сейчас выйдет в бумаге, что удивительно, но правда выйдет.
Дмитрий: А каким тиражом, если не секрет?
Тимофей: Этого я не знаю. Как выйдет — посмотрим, что на нём будет написано. Но так или иначе, бумажная пресса всё ещё местами существует, и не только жёлтая. Тем не менее, не секрет, что потребление контента ушло в сеть окончательно и бесповоротно. И в основном этот контент потребляется со смартфонов.
Нет смысла таскать с собой большие устройства: маленькие экранчики стали достаточно комфортными для чтения. Иногда смотришь в метро: люди на экранчиках умудряются играть в какие-то игрушки с совсем крошечными элементами. Я не представляю, как они попадают [по элементам], но как-то это у них получается.
Поэтому читать [с телефона] — совершенно нормально. У нас сейчас действует полноценная редакция, со своими авторами, с руководителем, которого мы называем «главный редактор». Достаточно нетипичная должность для организации [которая продает аудиотехнику].
Дмитрий: Почему компания сейчас может выступать центром экспертизы, которой зачастую не хватает профильным изданиям? Почему они могут потерять своего читателя и должны уйти к центральному хабу по теме, который предоставляет компания?
Тимофей: Мы были бы рады, если бы редакции остались в том виде, в каком они есть, но, к сожалению, большинство специализированных изданий думали, что бумага будет всегда, и как-то очень задержались в своём развитии. В результате мы оказались в ситуации, когда мы вынуждены создавать такие ресурсы и такие инструменты потому, что людям просто необходимо где-то брать знания.
Я понимаю, что сейчас интернет, интернет-торговля и большинство интернет-магазинов завязаны на том, что они ждут, пока человек наберёт в поиске название товара, и они с удовольствием ему его доставят. Но тема аудиотехники и не самой дешевой электроники таким образом не работает. Здесь необходимо всё-таки обладать какими-то знаниями, прежде чем вбить в поиск название товара.
Раньше весь процесс действительно строился под влиянием тех или иных СМИ, а сейчас все поменялось. Мы не можем отпустить этот процесс, поэтому мы вынуждены подхватить инициативу. Но получается неплохо. У нас есть рассылка и, даже похвалюсь, в июле мы ненадолго стали сайтом номер один по Hi-Fi теме в Рунете.
Потом «Stereo.ru» обратно вылез на первое место, но я думаю, что это тоже дело времени. Мы сейчас активно растём, в том числе, за счёт контента. Мы много думаем о том, как его более грамотно, более удобно подавать. Как люди его потребляют, как читают, чего им не хватает, какие темы развивать. И это сейчас в нашем, как бы это странно ни звучало, маркетинге — основное направление.
[ Прослушать этот выпуск ] [ Подробнее о передаче ]
Другие выпуски подкаста
Дмитрий: Почему у компании сейчас нет задачи что-то продавать в каждом отдельном материале, а скорее обучать людей, рассказывать о том, что в принципе есть, и как это устроено? И за счёт чего все работает именно так, а не иначе?
Тимофей: Во-первых, мы с удовольствием продаём то, что описываем. И если статья упоминает те или иные товарные предложения, то они тут же и есть. Было бы странно, находясь на сайте интернет-магазина, этого не делать. Но прежде всего, нужно понимать, что большинство людей не готовы ни к каким покупкам. Они могут быть заинтересованы в какой-то информации, они могут где-то что-то узнать или услышать.
В конце концов, социальные сети сейчас рулят, тоже не секрет. И люди, попадая на какую-то интересную статью, вовлекаются в этот процесс [чтения]. То есть это — часть нашего маркетинга с одной стороны, и (с другой) часть нашей миссии донесения информации о том, что существует совсем другой мир, про который не говорят центральные СМИ.
Дмитрий: Потому что это рассказы не только о продуктах, но ещё и обо всей экосистеме звука, начиная с того, как можно использовать различные гаджеты в поездках на работу, домой, в путешествиях, и, заканчивая какой-то продуктивной работой: как создать для себя атмосферу, чтобы погрузиться в выполнение конкретной задачи.
Тимофей: Да, несмотря на то, что отрасль наша достаточно консервативная, высокие технологии в неё приходят, и кому-то нужно эту информацию доставать и людям рассказывать. По-другому просто не будет. Частично есть потребность в этом, частично люди просто открывают для себя совершенно новый мир. Это здорово. Это приятно делать.
Дмитрий: По сути, получается так, что компания начинает выступать путеводителем по вот этому миру. И не столько стоит за прилавком, сколько ведёт человека к тому, что ему интересно, и он уже сам может сделать выбор.
Тимофей: Так и есть.
Короткое видео с записи этого выпуска
Дмитрий: Тогда перейдём к трендам, которые мы сегодня хотели разобрать. Я бы назвал это так: «немножко подозрительное восприятие новых трендов» и «ренессанс старых трендов».
Тимофей: Окей. Я бы начал со странных вещей, я бы даже сказал, с миксов трендов. Парадокс: растёт популярность HD-аудио, и при этом люди продолжают использовать смартфоны без дополнительных ЦАПов.
Дмитрий: Мне кажется, сейчас эволюция аудиочипов идёт достаточно быстро. Последние смартфоны неплохо прогрессируют. Даже я почувствовал разницу между, условным пятым и последним поколениями iPhone.
Тимофей: Безусловно, разница существует.
Дмитрий: Разница очень большая.
Тимофей: Тем не менее, если использовать внешний ЦАП, разница слышна любому человеку. Обычно совсем неподготовленные по этой теме люди говорят: «Мне на ухо наступил медведь или кто-то ещё, я этого делать не буду, просто потому, что уверен: я ничего не услышу».
Дмитрий: Да, смысл напрягаться?
Тимофей: А дальше даёшь человеку в руки устройство, берёшь наушники или подключаешь колонки, и человек говорит: «Ничего себе. Как же так?» И это приятно удивляет. Конечно, в случае, если у человека действительно была музыка в качественном формате, а не в формате «Hi-Res из пережатого mp3».
Тоже неприятная история: люди начинают выкачивать с каких-то бесплатных ресурсов музыку. Они же не знают, в каком виде она была до того, как она превратилась в этот Hi-Res. А дальше используют штатные ЦАПы смартфона, которые кажутся крутыми, — и теряют очень много.
Что касается Hi-Res, это жутко спорная история. Общий тренд популярности HD [в первую очередь HD-видео и 4k], постепенно распространяется и на звук. HD-аудио, на мой взгляд, очень спорная технология. Сколько бы раз я ни слушал разные записи, у меня такое ощущение, что иногда даже обычное аудио, не HD, звучит лучше на вполне приличной аппаратуре.
Поэтому здесь тоже возникает забавное разнонаправленное движение: с одной стороны у нас есть быстрый интернет — где угодно, даже в метро. Есть огромные объёмы памяти — в кармане у меня лежит 64 Гб, и я этого не замечаю. Или флешка на 128 Гб может потеряться где-то в кармане. Сто двадцать восемь гигабайт! Когда-то это было что-то невозможное. И при этом люди продолжают качать mp3-шки просто потому, что они привыкли к этому.
Дмитрий: С другой стороны есть стриминг.
Тимофей: С третьей стороны, HD-аудио, которое выкачивается потому, что «почему бы и нет», но используется абсолютно не по назначению. Вот это мне кажется очень странным.
Дмитрий: Как яркая наклейка, притягательный элемент.
Тимофей: Пожалуй, да. Получается, что есть сильные привычки, от которых очень сложно отказаться. Здесь вопрос даже не в сравнении HD-аудио и mp3. Есть и промежуточные моменты, различные форматы lossless, например. Не обязательно HD.
Получается, что часть людей пошла в одну сторону, а часть людей с очень консервативным взглядом, привыкших и убедивших себя в том, что они ничего не слышат, хотя они ещё вполне молодые и здоровые, пошла в другую сторону.
Дмитрий: Какое место в этом круговороте занимают плееры, если их рассматривать? Может быть, это и есть то решение, которое 100% подходит в этой ситуации, и не нужно заморачиваться с чипами смартфонов и промежуточными усилителями?
Тимофей: Да, с плеерами происходит ровно то же самое. Если взять весь рынок в целом, то они точно так же разошлись. Есть совсем дешевые плееры, которые могут воспроизвести mp3 на каких-то наушниках от смартфона. Это даже можно будет слушать.
Кстати, забавная тема: на дешевых наушниках сжатую-пережатую музыку можно слушать. Просто потому, что артефакты слышно хуже. А когда берёшь что-то посерьёзнее, то ты начинаешь эти артефакты слышать, и получается, что на дорогой аппаратуре этот сжатый-пережатый звук звучит гораздо хуже, чем на дешёвой. Вот это забавно.
Так вот, с плеерами получилась такая же история: они разошлись в разные стороны.
Гипермассовый продукт, который ничего не стоит, продаётся в китайских магазинах — с одной стороны. И с другой стороны — очень дорогие плееры, стоящие по несколько десятков, а то и сотен тысяч рублей. В своё время я практически был уверен, что это не будут покупать. Кто будет такое покупать, и зачем носить с собой в кармане плеер за 250 тысяч рублей?
Но есть спрос, люди действительно покупают, носят это в кармане, потому что, а где ещё. Это именно портативный плеер, который носится с собой. Это никак не связано с дорогими автомобилями, потому что в дорогих автомобилях, как правило, сейчас со звуком всё хорошо.
Поэтому специализированные устройства всегда были лучше, сомнений нет никаких. Но общий тренд, если не увлекаться крайностями, в том, что всё миниатюризируется: и устройства воспроизведения, и всё остальное, колонки те же.
Дмитрий: Портативные колонки становятся теперь «умными».
Тимофей: Да! Это ещё один тренд.
Дмитрий: Но насколько это всё меняет их начинку с точки зрения улучшения/ухудшения?
Тимофей: Это вопрос требований. Появляются новые возможности, вот что важно понимать. Когда я начинаю рассказывать какие-то истории, мне говорят: «Это для частного дома».
На самом деле нет никакой разницы, где находится квартира, какой это дом: панельный, кирпичный. Для любого помещения можно подобрать своё решение, которое будет удовлетворять тем задачам, которые есть, и не мешать соседям, родственникам.
Взять, например, мультирум-системы. Denon сейчас продвигает технологию «HEOS».
Эта технология позволила создать мультирум где угодно, в любом пространстве, используя всего лишь приложение на телефоне. Это стало настолько просто, что диву даёшься. Раньше нужны были специальные люди, они проходили длительное обучение. Нужны были дорогостоящие программы для компьютера.
Это была очень недешевая история, потому что она требовала внимания специалиста, который в своё время заплатил за обучение, и ему нужно отбивать это обучение. Это дорогое оборудование, дорогой софт. Всё это должно стыковаться вместе.
И если вдруг случалась неприятность, например, какая-то часть этой сложнейшей, на тот момент проводной, системы, переставала работать, а человек, который всё это инсталлировал, куда-то пропадал (бросил это занятие, переехал в другой город или страну), то приходилось все делать заново.
Беспроводная Hi-Fi акустика Denon HEOS 5 HS2
Дмитрий: В данной ситуации смартфон выступает как источник управления?
Тимофей: Он может выступать чем угодно: и как источник, и как хранилище. Не знаю, сколько людей хранит всю коллекцию на смартфоне. Несмотря на то, что ёмкости огромные, у людей гигантомания — нужно хранить всё на свете, всю музыку, которую они могут слушать, и не хватит для этого никакого смартфона. Поэтому существуют облачные решения…
Дмитрий: …и сетевые, соответственно.
Тимофей: Да, и сетевые хранилища, которые сейчас активно используются. Они не занимают места, стоят где-то там. Опять же есть тренд на миниатюризацию.
Дмитрий: По сути, смартфон выступает в качестве хаба, который может все эти элементы собрать и быстро запустить.
Тимофей: А дальше эти элементы начинают общаться между собой без смартфона. Это тоже интересно. Я запустил и могу выключить смартфон, он уже не нужен. Каждое устройство начинает жить самостоятельной жизнью и «умничать». Это очень круто.
Дмитрий: Здесь интересна ситуация, когда, допустим, ты приходишь с пробежки и та музыка, которую ты стримил, пока бежал, переключается на твою домашнюю систему и продолжает играть. Такая continuous-интеграция.
Тимофей: Да, технически это уже элементарная история. То же самое: я иду по квартире, и музыка идёт за мной. Я могу включать разные мелодии, разные композиции в разных комнатах и точно так же могу включить одну везде — полный контроль управления.
Дмитрий: С одной стороны получается так: человек может просто прийти, купить все эти элементы, прочитать how-to или гайд какой-то по установке и подключению, запустить и наслаждаться музыкой. С другой стороны, есть целый пласт технических специалистов, которые с этим работали раньше. Что они сейчас будут делать?
Тимофей: Если это вопрос об инсталляторах, которые раньше занимались шоу-румами или домашними системами, то они сейчас точно занимаются чем-то другим, либо специализируются на очень сложных системах, как наши инсталляторы. Это тоже есть. Это не массовый продукт, но тем не менее, такие истории существуют.
Дмитрий: В системах вроде тех, что представлены в шоурумах?
Тимофей: Да. Здесь точно так же спрос пошел в разные стороны. Середины практически нет. Существует доступное решение — мультирум. Человек может самостоятельно приобрести все компоненты, поставить их в разных комнатах и со смартфона запустить приложение и что-то там сконфигурировать. Даже читать ничего не надо, всё очень наглядно и просто. Это одна сторона.
Другая сторона — очень сложные системы, которые не ограничиваются такими решениями, требуют встроенной техники, как, например, здесь у нас на стене [подкаст записывался в этом шоуруме Аудиомании]. Я могу нажать на одну кнопочку, и у меня включится свет, запустится проектор или наоборот — погаснет свет и все выключится.
Кинозал Аудиомании на Электрозаводской
Дмитрий: Тут есть и планшет для управления.
Тимофей: Да, естественно, есть планшет, который может управлять всеми источниками видео и звука, и даже немножко игровой приставкой. Как минимум включить её, дальше можно взять джойстик и поиграть. При этом вся аппаратура находится где-то в подсобке.
Конечному потребителю такие системы пока ещё создать самостоятельно без специальных навыков не получится. То же самое касается истории с «невидимыми» колонками, которые встраиваются в стену, зашпаклёвываются и заштукатуриваются. Сейчас об этом много говорят. Это тренд на minimal.
Есть и «умные» колонки, (которые) здесь никак не помогут, потому что они хоть и «умные», но всё ещё видимые. Другая история про умные колонки — те самые пресловутые голосовые помощники, когда колонки начинают не только что-то воспроизводить, но и слушать.
Здесь много всяких комичных историй рассказывали СМИ: кто-то что-то сказал, и колонка восприняла это как заявку на покупку. Потом приезжает курьер, привозит, а это никому не было нужно. Но это ладно.
История с распознаванием речи появилась не вчера. Тем не менее, на текущий момент я использую голосовую диктовку, только пока еду в машине. Глупо sms-ить за рулём, а голосом — нормально. Но и это «нормально» в 20% случаев всё равно выливается не в те вещи. Если не заметил и отправил, «с той стороны» очень громко смеются. Иногда бывают очень неожиданные слова, которые ты даже представить себе не можешь, примеры приводить не буду.
Но, тем не менее, есть такие системы. В России пока о них больше знают из прессы, а на Западе это — тренд. Опять же, у людей есть желание получить что-то интересное, необычное, новое, чтобы поиграться. Сейчас подрастающее поколение — «про поиграться». Поэтому подобные устройства, которые вовлекают во взаимоотношения с собой, будут востребованы. И чем дальше, тем больше.
Поэтому нет ничего удивительного в том, что на Западе этот тренд активный. Просто там немного другой формат потребления, немного другой уровень дохода, по сравнению со стоимостью этих устройств. У нас уровень дохода ниже, плюс устройство стоит в 2–3 раза дороже, чем в той же Америке.
Дмитрий: Мне кажется, наш человек может с большей вероятностью ориентироваться на комплект качественной акустики, полочной, например, который он может приобрести по цене такой «умной» колонки от топового производителя.
Тимофей: Всё правильно.
Дмитрий: Потому что задачи совершенно другие — не столько поиграться, сколько послушать хорошую музыку.
Тимофей: Вот это важный момент. Аудитории чётко разделились: есть те, которым надо поиграться, им в принципе не очень важно, как это звучит. Потому что чудес не бывает. Точно так же как маленький смартфон не может фотографировать так, как фотографирует большой зеркальный фотоаппарат. И никогда не сможет. Не потому, что там матрица не того разрешения. Важна оптика — есть физические процессы, из которых мы не выпрыгнем.
Точно так же и эти маленькие портативные колонки будут нормально воспроизводить попсовую музыку. Потому что в принципе попса звучит приемлемо на любой аппаратуре. Я под попсой здесь имею в виду то, что мы в своё время называли музыкальным фастфудом.
Дмитрий: Массовый продукт.
Тимофей: Да. Потому что оно условно массовое. В своё время Мадонна и Майкл Джексон считались массовыми, а сейчас эти записи считаются качественными и совсем «не попсовыми».
Конечно стоимость современных решений, тем более которые сейчас в тренде, достаточно высока, потому что есть спрос. Люди хотят именно поиграться в эти игрушки. Если у людей цель всё-таки слушать музыку и получать эмоции от любимых произведений, то это не тот путь.
Этой штукой поиграются и забросят куда-нибудь. Не знаю, насколько это долгосрочный тренд. На мой взгляд, это скорее просто новомодная штучка.
Охватывающие наушники Audio-Technica ATH-ANC70
Дмитрий: Окей, еще один тренд — наушники с шумоподавлением. Он с нами уже достаточно давно, однако эволюция таких устройств идет неплохими темпами.
Тимофей: Сейчас ускоряются процессоры, уменьшаются компоненты, совершенствуются алгоритмы — в итоге компьютерная техника идёт навстречу бытовой аппаратуре. В бытовой технике уже есть всякие немыслимые переключатели, везде экранчики и кнопочки, в том числе сенсорные. Эта же история сейчас приходит в аудио, хоть, опять повторюсь, это жутко консервативный рынок, но сложно сопротивляться таким вещам.
Наушники с активным шумоподавлением — не новость. У меня, например, недавно возникла в них потребность. Я часто летаю на самолёте, и шум — не очень приятная штука. Здорово было бы надеть наушники и погрузиться во что-то, либо в аудиокнигу, либо в музыку, потому что этот гул — неприятный, и от него болит голова.
Я очень долго выбирал себе наушники. Не могу сказать, что я какой-то гипертребовательный потребитель, аудиофил, нет, ни в коем случае. Меломан — да, аудиофил — нет. Было непросто: во-первых, в некоторые магазины я приходил с целью просто послушать. Ассортимент в мире огромен, и в Аудиомании может запросто чего-то не быть. Интересно послушать, какие есть решения, кроме того, что есть у нас.
И некоторые продавцы меня жутко удивляли, просто нет слов. Спрашиваешь: — Наушники с активным шумоподавлением? — Вы что, таких не бывает. Вот это было очень удивительно.
В итоге, прослушав множество известных популярных брендов, будете смеяться, я всё равно купил наушники в Аудиомании. Я пытался сделать по-другому, но у меня не вышло.
Есть такая проблема: разные частоты и подавление этих разных частот. Как работают наушники с активным шумоподавлением: они подмешивают в сигнал в противофазе то, что слышно снаружи. И, таким образом, мы это не слышим. Получается, что разные частоты, когда они начинают подмешиваться, могут сильно навредить тому звуковому сигналу, который мы слышим.
Дальше возникает такая проблема: чем больше эти наушники «давят» средние частоты, тем больше это влияет на звук. Всё равно, это компромисс. Когда включаешь шумодавку, что-то должно возникать в звуке. Я в итоге выбрал наушники от Audio-Technica, и там нет «давилки» средних частот. Принципиально то, что они давят неприятный гул, но при этом, в том же самолёте стюардесса может подойти ко мне, что-то сказать, и я услышу, если не очень громко включена музыка.
А ещё более современные наушники, те, которые сейчас только-только появляются, уже оборудованы более умной штукой. И, опять же, через приложение на смартфоне я могу это настраивать. Вот это уже — космос. Я вот сейчас думаю, не поторопился ли я с покупкой.
Дмитрий: В смысле, регулировать восприятие внешних звуков? Какой тип звука «запускать внутрь»?
Тимофей: Да, можно регулировать режим шумоподавления, он может переключаться. Раньше я ходил и выбирал наушники с подходящим мне вариантом шумоподавления, чтобы не испортить звук настолько, что я перестал бы его слушать.
Хочется слушать музыку с комфортом. Так, как нравится, без навязчивого баса, от которого будет ещё хуже, чем от гула самолёта. Теперь это можно настраивать. Наушники получаются более кастомизированными. Я ещё ни одной модели такой не слушал, пока только прочитал пару обзоров, но звучит очень интересно, очень круто.
Мне кажется, что развитие вот этой темы: компьютерной техники, процессорных мощностей и снижение энергопотребления, даёт нам совершенно другие возможности, которых не было буквально только что. Казалось бы, прошло очень мало времени, а уже есть совершенно другие вещи.
Дмитрий: Здесь, как и везде надо просто приходить, знакомиться, слушать, чтобы понимать на своём опыте, как это работает.
Тимофей: Да, без этого никак.
В эти дни Аудиомания проводит грандиозную новогоднюю распродажу. Она заканчивается уже завтра (9 января 2018 года). В распродаже участвуют товары со скидками до 50%: акустика, электроника, виниловые пластинки и многое другое. А еще у нас есть специальная подборка товаров из нашего ассортимента, которая поможет выбрать подарки для своих близких и друзей.