Общество полной справедливости и неравенства
Американские психологи однажды провели потрясающе простой эксперимент.
Человеку дается сто долларов и говорится, что неплохо было бы поделиться ими еще с одним человеком. Второй участник не присутствует ни до, ни во время, ни после эксперимента, то есть может попросту не существовать. Сто долларов между тем совершенно реальны (святым американцы не шутят). В среднем испытуемый отдает из упавшего с неба стольника 25 долларов. Конечно, встречаются жадины, оставляющие все себе, альтруисты, отдающие все до последнего цента, эгалитаристы, делящие все пополам, но средняя цифра именно такова: три четверти себе, четверть — другому. (Наш фирменный главбух, любезная Анна Анатольевна, ни секунды не думая, сказала, что отдала бы половину. Думаю, в бухгалтерии у нас все в порядке).
Затем эксперимент немного усложняется. Второй участник становится реальным и может заблокировать сделку, если посчитает, что его сильно обделили. В этом случае и первый участник ничего не получит. Тут отсечение идет примерно по 20 долларам — если предлагают меньше, то не доставайся же ты никому!
С этими цифрами удивительно перекликаются другие, из уже личного опыта. У меня есть давний приятель, который сразу после школы подался в таксисты и таксует уже лет 25. Он как-то заехал с проблемой со своим навигатором и рассказал между прочим, как устроена служба такси в наших широтах (дело было как раз перед уберизацией всей страны). Понятно, что никаких таксопарков давно не существует, а все фирмы, предоставляющие такие услуги, — обычные колл-центры, с которыми сотрудничают вольнонаемные водители на своих авто. По словам Андрея, фирмы, которые берут за диспетчерские услуги 25% от цены поездки, жадины и захребетники (там были немного другие слова, я адаптировал), а которые 20% — нормальные ребята и именно с такими он и сотрудничает.
Разница в 5% может показаться непринципиальной. Однако люди, находящиеся невысоко в социальной иерархии, очень четко чувствуют несправедливость и реагируют на нее достаточно резко.
Почему я такое внимание уделяю этому эксперименту и удивительному совпадению в цифрах? Потому что в них, мне кажется, заложено глубокое, врожденное представление человека о справедливости, идущее от первобытных времен и даже раньше — от наших человекоподобных предков. Представление, намного более древнее, чем Заповеди, кодекс Хаммурапи и вообще любые писаные или неписаные правила и законы.
(Из книг по этологии — науки о поведении животных. Шимпанзе на глазах другого его сородича дают несложное задание, выполнив которое, он получает любимый приматами виноград. Вторая обезьяна получает то же задание, с энтузиазмом берется за дело и получает в награду… огурец. Вопль, визг, попытка укусить экспериментатора, огурец летит прочь, а шимпанзе забивается в угол клетки, бурно переживая проявленную к ней несправедливость).
Подозреваю, увы, что все призывы к равенству, помощи ближнему, нестяжательству и так далее, на глубоко подсознательном уровне противоречат внутренней природе человека, которая высвечивается в этом простом эксперименте. Недаром общества, построенные на принципах конкуренции индивидуумов, показывают такой прогресс. Это же объясняет, почему мы костерим кидающихся под колеса пешеходов, едучи за рулем, и наглых водителей, когда идем пешком.
Сейчас мы построим модель общества, основанную вот на таком простом принципе распределения благ. И посмотрим, как она стыкуется с действительностью — нашей, российской.
Давайте попробуем посчитать, как выглядело бы распределение богатств в обществе, построенном по подобному принципу, «три к одному». Модель будет весьма простой. Все члены общества выстроены в вертикальную иерархию с одним вышестоящим начальником над примерно четырьмя подчиненными, а распределяться будет сумма, равная проценту заработной платы от ВВП страны (это реальный экономический показатель). Каждый начальник будет получать втрое больше, чем каждый его подчиненный (но не все, вместе взятые, это было бы уж совсем не по-божески). Это приводит к 14 этажам иерархии — от рядового гражданина до Самого Главного (это число,14, вам ни о чем не говорит?).
Обсудим саму модель. Понятно, что в подобном обществе средний класс будет составлять не самую большую прослойку. Но разве не соответствует это отмеченной многими тенденции на вымывание среднего класса в прогрессивных современных социумах? Так и в нашей модели всегда будет класс богатых, получающих сверхдоходы. И поэтому политика обложения сверхдоходов сверхналогами, как это принято, например, в современной Франции, тоже не попадает в нашу схему, но она и противоречит базовым принципам справедливости, как мы видели.
За исходные данные мы возьмем статистику за последний спокойный год новейшей российской истории -2019-й. Потом накатил Ковид, а потом — Сами Вообразите, О чем я. Итак, исходные данные: население России — 146 780 720 человек, ВВП страны — 109,6 трлн рублей, примерно половина этой суммы (52%) — заработная плата (включая всякие социальные выплаты). Средний курс доллара на 2019 год — 64.73.
Вот как выглядит годовой и месячный доход разных слоев населения в зависимости от их положения в иерархии:
Модели нужны, чтобы делать на их основе предсказания. И вот что можно извлечь отсюда:
Богатые
«МОСКВА, 21 октября 2019. /ТАСС/. Число совершеннолетних россиян с состоянием $1 млрд и выше выросло за год с 74 до 110»
Давайте отнесем к миллиардерам тех, чей годовой превышает 100 миллионов долларов по нашей схеме (строки 1–4), тогда за время существования новой России вполне реально накопить желанный ярд. Результат — 93 человека (людей с большой цифры) по нашей схеме. В аккурат среднее между количеством на начало года и дату публикации.
К середине 2019 года в России насчитывалось 246 000 долларовых миллионеров
Соответственно, миллион может накопить тот, кто получает в год от 150 тысяч долларов и выше. Это 488 041 человек по нашей модели.
Бедные
Минимальная зарплата по нашей схеме — 12 030р. в месяц (11 280р. официально в РФ c 1 января 2019 года). Удивительное попадание.
Выходит, мы зря сетуем на несправедливость общественного устройства?