Обновляем сравнение систем распознавания русского языка

2b36614b321f6e1175575563e9fd581c.png

Наконец-то пришло время обновить наше исследование качества систем распознавания русского языка. Лучше поздно, чем никогда! С момента прошлого исследования утекло много воды … и мы думали, что мы не добежим до обновления, но таки добежали.

По сравнению с предыдущим исследованием изменилось следующее:

  • Мы не стали опрашивать Google;

  • На рынок с распознаванием речи вышли VK и якобы МТС, но нам не удалось продраться через тернии в случае первых и получить ключ с объемами достаточными для исследования, а в случае со вторыми кажется там просто была форма для лидов, на которую и нам просто не ответили;

  • Опять же добавилось много валидационных сетов из разных реальных доменов;

  • Опросы сервисов проводились с октября 2022 года (Яндекс и Тинькофф) по январь 2023 года (Сбер), ниже опишу почему;

  • Пропускную способность сервисов в этот раз не тестировали;

Изменения Методологии

Методология с прошлого раза практически не изменилась. Единственный важный момент — в этот раз мы долго возились с сервисом Сбера (кажется теперь он «под Салютом», там провели какую-то реорганизацию), потому что мы думали, что нам хватит синхронного АПИ, но пришлось откатиться на потоковое из-за отсутствия достаточного числа флагов в первом.

В общем случае мы постарались дать максимально благоприятные условия для всех сервисов. И в первую очередь в случае Сбера подкручивали параметры запросов, пока точно не убедились, что всё распознается максимально качественно и нет технических ошибок именно в вызове распознавания. В частности проблемы были с «подтеканием» английского языка в русский (туда где точно нет английских слов). Также в отличие от других сервисов пришлось слать аудио с частотой дискретизации 8 и 16 kHz в разные модели.

Сухие метрики

Поскольку методологию описывать заново не будем, постараюсь учесть прошлые ошибки и представить результат максимально сжато и наглядно. Основная метрика — WER (word error rate), выраженный в виде процентов для наглядности:

34df2b7ea665b41a58eae453ca7801bb.png

Краткий анализ

Во-первых, все сервисы подросли по своим метрикам с прошлого раза. Сразу в глаза бросается большое отличие метрик Сбер и Яндекса на датасетах «умной колонки». В принципе логично и предсказуемо.

В остальном наблюдается некоторая конвергенция результатов. Местами можно разглядеть некоторые «точки роста» и на каких данных учились модели, но самый большой основной вывод — Сбер сделал свои модели более-менее всеядными. В прошлый раз там был сильно больше разброс по показателям. Но тут можно резонно поиронизировать на тему того, что мы не знаем какие огромные расходы, модели и суперкомпьютеры стоят за этим АПИ.

В глаза также бросается то, что в отличие от всех остальных в этот раз Tinkoff не показал существенного роста метрик.

© Habrahabr.ru