Облачный гейминг в России: исследование GFN.RU

Видеоигры уже давно занимают заметное место в списке развлечений современной аудитории. Однако необходимые для запуска игры мощности только растут —, а значит, техника требует частого обновления, что может позволить себе не каждый желающий сыграть в ту или иную игру.

Тогда на помощь приходит облачный гейминг. Благодаря таким сервисам, как Sony PlayStation Now, Google Stadia и GeForce NOW, все больше современных игровых тайтлов становится доступно среднему пользователю ПК и мобильных девайсов. При этом сфера планирует только расширяться, и о запуске своих облачных игровых платформ уже заявили Microsoft, Electronic Arts, Nintendo, Amazon и Tencent.

Команда PwC при содействии сервиса GFN.RU — партнера NVIDIA GeForce NOW в России и СНГ — впервые провела исследование российского рынка облачного гейминга, а мы предоставляем здесь его выжимку.

fdpr-hxldpwm4hojnjl3eqjga1u.jpeg

Что такое облачный гейминг


Облачный гейминг — это сервис, позволяющий играть в видеоигры удаленно — то есть, без наличия физических комплектующих («железа») и локальной копии игры у пользователя.

bsadn4kg7dywtb5es4vnlibeems.png

«Облако» в данном случае — сервер или сеть серверов, использующихся для хранения, обработки и передачи пользовательских данных и графической обработки видеоигр. Взаимодействие с сервером производится через легковесный клиент, который игрок устанавливает на компьютер или смартфон.

Перспективы облачного гейминга в мире


В среднем рынок видеоигр растет почти на 6% каждый год, и к 2024 году ожидается рост его объема до суммы порядка $174 млрд.

hngvmpetcxzsg_e4hnpsekx8cgq.png

В то же время глобальный рынок облачного гейминга в 2019 году превысил $150 млн., а к 2025 году может составить от $3 000 до $6 000 млн.

О работе облачных сервисов в США мы уже писали в одном из своих предыдущих материалов.

Ключевыми факторами стремительного роста рынка является высокая популярность гейминга, легкий доступ к играм при минимальных вложениях и развертывание сетей 5G по всему миру. По данным экспертов, в мире более 1 млрд. владельцев персональных компьютеров, не готовых к запуску видеоигр. Все они являются потенциальной целевой аудиторией облачного гейминга. Кроме того, для запуска стриминговых сервисов необязательно иметь ПК — эта функция доступна и пользователям смартфонов.

wyardsolr_3r8rdgcurtad-kbgw.png

Важным фактором развития рынка облачного гейминга является ежегодное удорожание комплектующих для игровых компьютеров и стоимость игровых консолей, таких как Xbox и PlayStation. Преимущество облачных сервисов (в частности, NVIDIA GeForce NOW) заключается в предоставлении доступа к играм с использованием новейших графических технологий, таких как трассировка лучей, которые доступны только на видеокартах последнего поколения.

Помимо графических технологий появляются новые решения в сфере оптимизации передачи данных, искусственного интеллекта и машинного обучения, применение которых в облачном гейминге позволит улучшить качество сервисов без масштабирования вычислительной части.

Перенос вычислительной части на сторону сервера позволит создавать игровые миры, по размеру сильно превышающие текущие, — например, с полем битвы 1000 на 1000 человек. Использование облака также поможет уменьшить уровень пиратства и читерства, что сделает соревновательные игры более честными и простыми с точки зрения контроля, в том числе и в киберспорте.

Потенциал российского рынка облачного гейминга


По разным оценкам, среди российского населения от 30 до 50 млн. человек играет в видеоигры на различных платформах.

Русский язык входит в тройку самых популярных языков на игровой платформе Steam: пользователей из русскоязычного сегмента на платформе 11% — это число уступает только английскому и китайскому языкам.

Рынок видеоигр в России растет ежегодно в среднем на 5,1%, что близко к общемировым показателям. Объем рынка в прошлом году составил $2,1 млрд.

2zr-shsxo02z6w_hp50gtc1eaj4.png

Драйверы российского рынка


Потенциал развития рынка облачного гейминга в России связан с распространением высокоскоростного интернета, скорость и качество которого входит в десятку лучших в мире. По данным на 2019 год, к широкополосному интернету подключено более 40 млн. всех домохозяйств в России (73,6% от общего числа). При этом порядка 20 млн. компьютеров технически не готовы к запуску игр.

Вопрос доступности собственных игровых платформ для российских игроков особенно актуален ввиду того, что растущий курс доллара влияет на стоимость комплектующих для персональных компьютеров и тем самым создает высокие барьеры для потенциальной аудитории, желающей приобрести или собрать игровой ПК.

Вопрос перехода на новое поколение мобильной связи 5G для России пока остается не актуальным, поскольку произвести его планируют только в 2024 году. Это препятствует росту мобильной аудитории облачного гейминга.

На данный момент в России представлены следующие игровые облачные сервисы: GeForce Now, Playkey, Loudplay, Megadrom, Power Cloud Game, Drova, Beeline Gaming, PlayCloud, PlayInCloud;, а также требующие наличия консоли или ПК: Project xCloud, PS Remote, Steam Link, Remotr, Parsec, Cloudzen.tech.

Аудитория облачного гейминга


На данный момент пользователями сервисов облачного гейминга являются те игроки, которые следят за последними технологическими трендами и не боятся опробовать новые сервисы одними из первых.

Информация ниже предоставлена сервисом GFN.RU и относится только к его аудитории, а потому может отличаться от других платформ.

География геймеров


На момент публикации данного исследования общее количество зарегистрированных пользователей на сайте GFN.RU составило 1 263 155. С момента запуска сервиса GFN.RU в октябре 2019 года суммарно было наиграно 328 934 757 минут, или 626 лет игрового времени.

Рейтинг игр по количеству игроков


Исходя из количества пользователей, самой популярной игрой сервиса является Fortnite: 80 тысяч человек запускали игру хотя бы один раз при помощи GFN.RU. Следом за ней идут Counter Strike GO (50 000 пользователей), The Witcher 3 (37 000 пользователей), World of Tanks (36 000 пользователей), Rust (25 000 пользователей).

hhfgeb2xig2nswyrwr-ctyq1q_c.png

Рейтинг игр по игровым сессиям


Если взять за критерий количество игровых сессий, лидером по-прежнему останется Fortnite с 700 000 игровых сессий, Rust — на втором месте с 650 000 сессий, затем Counter-Strike: Global Offensive (360 000 сессий), The Witcher 3: Wild Hunt (340 000 сессий), Apex Legends (340 000 сессий).

4ugtiyfnhgi00svike4uahnrdi0.png

Рейтинг игр по времени, проведенному в игре


В Rust пользователи сервиса провели 42 млн. минут, в Fortnite — 24 млн. минут, в The Witcher 3 — 20 млн. минут, в Dota 2 — 15 млн. минут, в Apex Legends — 14 млн. минут.

vxum6s3revqvxom38yp5kxufc-0.png

Рейтинг городов


Лидером по количеству клиентов GFN.RU среди российских городов является Москва с 51 329 игроков (или 1 065 196 сессий и 5,3 млн. минут), после нее идет Санкт-Петербург (20 800 игроков, 433 342 сессии, 2,2 млн. минут), Екатеринбург (9 978 игроков, 170 428 сессий, 7,7 млн. минут) и Краснодар (9 767 игроков, 145 569 сессий, 6,3 млн. минут). Самой популярной игрой в трех из четырех этих городов оказалась Rust, и только в Москве — Fortnite.

Данные аудитории по месяцам


23 марта сервис открыл бесплатный доступ к базовой версии продукта для всех желающих. Этот фактор, а также переход на режим самоизоляции и удаленную работу и учебу для многих россиян положительно сказались на увеличении интереса к сервису.

Динамика роста аудитории


rhul42qfbjq3jjkcrq0gckqh8gc.png

С февраля по апрель 2020 года среднемесячная аудитория сервиса выросла более чем в два раза.

Время и сессии на игрока


4ch5vvw0ddphoeonrgqqndgiz_g.png

Среднее количество игровых сессий одного клиента до апреля 2020 года находилось в диапазоне 30–35 сессий в месяц. К маю оно выросло до 50 часов в месяц, что превышает прежние значения более чем на 20%. На это повлияло в том числе разделение сервиса на базовую бесплатную версию и премиум в конце марта 2020 года.

Игровой портрет аудитории


За время существования сервиса с октября 2019 года доля молодой аудитории значительно возросла. Если к январю 2020 года доля игроков до 20 лет была близка к 25%, то к концу мая 2020 года она составила уже почти 50%. На это повлиял в том числе перевод школьников и студентов на дистанционный формат учебы.

Возраст игроков


81esssvmgmxm76dlz4a6bp-hluo.png

Портрет игрока


Ниже приведены статистические данные средних игроков-лидеров, использующих GFN.RU.

au9dytmvl4y-qcgkesq5i6hewe0.png

jypkuinicy-wacgi1o3fosrmquc.png

Платформы и тип интернет-соединения


Распределение по типу платформ


Более 85% от всей аудитории использует сервис на персональных компьютерах с операционной системой Windows. Пользователей MacOS среди клиентов GFN.RU примерно 5%. Количество пользователей мобильных устройств за время существования сервиса выросло почти в два раза с 5% до 10%.

zsqlybezz7r_cvafoieswt4rjwa.png
Стоит заметить, что игровые предпочтения пользователей мобильных устройств кардинально отличаются от пользователей ПК. Среди пользователей смартфонов популярностью пользуется Tekken7, а в SpellForce 3: Soul Harvest средняя продолжительность игровой сессии в 2 раза превышает сессию на ПК.

Система MacOS традиционно поддерживала малое количество видеоигр, но благодаря открытию сервисов облачного гейминга их число значительно увеличилось.

Распределение по типу интернет-соединения


7f44tg0gwa--96q527tjpegipn8.png

Наиболее популярный способ подключения к интернету среди пользователей облачного гейминга — прямое подключение компьютера через интернет-кабель. Таким образом обеспечивается наиболее стабильный сигнал и качество передачи данных. Следом идет подключение через Wi-Fi — его предпочитает более трети игроков.

Технические аспекты облачного гейминга


На стороне пользователя выделяются следующие факторы, влияющие на интернет-сигнал:

  1. Частотность Wi-FI. На сегодняшний день широко распространены два типа частотности —2,4 и 5 ГГц. Первый тип работает на достаточно больших расстояниях, но использует ту же частоту, что и Bluetooth, из-за чего возможны помехи, если пользователь использует, например, беспроводные наушники или клавиатуру. Второй тип частотности характеризуется более быстрым откликом и скоростью передачи сигнала, но работает на коротких расстояниях.
  2. Взаимосвязь с точкой доступа. Если точка доступа пользователя обладает высокой мощностью, а принимающее устройство — низкой, максимального уровня итогового качества можно не ждать.
  3. Наличие IoT и других устройств. Они могут сильно влиять на интернет-сигнал, из-за чего у пользователя снизится качество картинки на игровом устройстве или возникнут лаги во время игры. Кроме того, если к сети Wi-Fi подключены другие устройства, такие как робот-пылесос, может снизиться общая скорость сети.

Средние данные по качеству соединения


Roundtrip — скорость отправки сигнала от клиента до сервера сервиса, затем до серверов игры и обратно до пользователя. На этом маршруте сервис облачного гейминга работает над оптимизацией связности в обоих направлениях, что может давать скорость отклика выше, чем напрямую от пользователя до сервера игры. Чем меньше расстояние от пользователя до сервера, тем меньше игрок замечает время между нажатием на клавишу или на экран смартфона и появлением отклика.

Обычно в игровой индустрии принято считать задержку сигнала (latency) в 100–150 мс приемлемой для игр, самым комфортным же значением является 10–40 мс. Например, время задержки от беспроводного джойстика до выдачи картинки на экране в случае новой консоли Xbox X составляет 8,3 мс.

Медианные значения Roundtrip для различных городов:

  • Москва — 6 мс;
  • Санкт-Петербург — 14 мс;
  • Киев — 23 мс;
  • Минск — 24 мс;
  • Екатеринбург — 33 мс;
  • Владивосток — 115 мс;
  • Сочи — 32 мс.


Packet Loss — потеря пакетов, влияющая на качество картинки на экране пользователя. Например, если теряется 20% кадров в секунду, изображение будет дергаться. Программное обеспечение сервиса попытается стабилизировать видеопоток, но качество его от этого может снизиться.

Медианные значения Packet Loss для различных городов:

  • Москва — 0,0374;
  • Санкт-Петербург — 0,0286;
  • Киев — 0,0788;
  • Минск — 0,0387;
  • Екатеринбург — 0,0254;
  • Владивосток — 0,0305;
  • Сочи — 0,0599.


Bps — количество передаваемых бит в секунду (bit per second). Bps — один из наиболее важных факторов, напрямую влияющих на качество изображения и скорость получения сигнала.

Медианные значения Bps для различных городов:

  • Москва — 7670540,645;
  • Санкт-Петербург — 7878417,23;
  • Киев — 6889558,41;
  • Минск — 6057146,76;
  • Екатеринбург — 6979723,14;
  • Владивосток — 5331858,21;
  • Сочи — 7323782,63;


Хотя Москва является ближайшим городом к серверам, медианное значение bps у него не самое лучшее. Это связано с тем, что параметр зависит не только от самого сервиса облачной платформы, но и от технических возможностей пользователя: его провайдера, системных настроек и других факторов, которые в совокупности влияют на итоговое значение.

Интернет-провайдер также может оптимизировать канал передачи данных для сервиса облачного гейминга несколькими способами:

  1. Установка пирингового соглашения. Этот способ может положительно повлиять на стоимость интернет-трафика, который дешевле пропускать с помощью пиринга, а также повысит качество соединения в целом.
  2. Маркировка игрового трафика и установка для него специфичного приоритета обслуживания QoS (quality of service). Данный комплекс мер также может положительно повлиять на общий игровой опыт пользователя.

Мнение Павла Троицкого, исполнительного директора GFN.RU


Как повлияет переход на 5G


Появление сети 5G даст возможность полностью развиться мобильному облачному геймингу. На данный момент доля игровых сессий через мобильный интернет составляет 2%, но с появлением 5G она должна увеличиться минимум на 10 подпунктов. Сеть 5G должна облегчить жизнь не только мобильным геймерам, но и дачникам, которые запускают наш сервис через модем.

Вообще, мы видим большие перспективы в мобильном гейминге: на территории СНГ только наш сервис позволяет запускать новые компьютерные игры с телефона. Технология 5G дает возможность превратить свой телефон в портативную мобильную станцию и запустить на нем любую компьютерную игру.

Появление новых игр на сервисе и конкуренция за контент


Совсем недавно компания NVIDIA изменила детали лицензионного соглашения с издателями и разработчиками. Теперь издателям будет значительно труднее забирать свои игры из каталога GeForce NOW.

На момент подготовки материала в библиотеке GFN.RU находится 561 игра, но NVIDIA постоянно работает над увеличением их количества. Наши подписчики еженедельно получают списки из десятка новых игр.

Тесное сотрудничество по GFN с лаунчером Steam, а также Ubisoft, Epic games, CD Projekt и другими крупнейшими издателями позволяет добавлять в сервис все больше игр в день релиза, каждую неделю пополнять сервис более 10 играми, тесно интегрироваться и создавать совместные продукты, а также продвигать их.

NVIDIA постоянно ведет переговоры со всеми остальными крупными издателями для возвращения и добавления их игр на сервис. Успешное сотрудничество с другими издателями должно их подталкивать к тому, чтобы не отказываться от новой аудитории, которая раньше не могла играть, а благодаря GFN теперь имеет доступ к играм.

NVIDIA является важной стороной в создании игр, предоставляет новые технологии и много лет тесно взаимодействует со всеми издателями в этой части, что также должно в итоге сказаться на появлении игр в сервисе с течением времени.

Технологии сервиса GeForce NOW


Сервис GFN.RU постоянно совершенствуется и модернизируется. Одной из технологий является трассировка лучей RTX, которая позволяет обеспечить в играх ранее недостижимый уровень графики. Освещение, отражения, тени становятся естественными и интерактивными. Фотореализм, к которому мы привыкли в кино, становится доступным теперь и в ПК-играх. Данная технология все чаще появляется во многих новых топовых играх и ей можно в полной мере насладиться только на нашем сервисе.

Также GFN.RU поддерживает технологию DLSS (Deep Learning Super Sampling). Этот метод сглаживания от NVIDIA с использованием нейросетей обеспечивает прирост производительности до 2 раз (за счет рендеринга меньшего количества сэмплов), улучшая качество картинки силами искусственного интеллекта. Работает на специальных тензорных ядрах CPU RTX. В паре с трассировкой повышает ее производительность. DLSS 2.0 позволяет получить значительно больше fps, при этом очистить картинку от артефактов, мерцания и следов гостинга.

Важную роль также играют технологии, обеспечивающие качество стриминга, экономическую эффективность сервиса и позволяющие при хорошем соединении не задумываться, запускается игра на игровом ПК или в облаке.

Все эти технологии постоянно развиваются, улучшаются и привносят новые уровни возможностей. В будущем NVIDIA сможет рассказать много нового и вывести GFN на новый уровень.

Что важнее — техническая сторона сервиса или большая библиотека игр?


Важны оба фактора. Без большой библиотеки игр пользователю нечем будет заниматься, даже на самом передовом с технической стороны облачном сервисе. В то же время без технической стороны нет смысла и в большой библиотеке игр — если все будет работать через раз и в ужасной графике, то ценности для клиента в данном сервисе никакой нет.

Идеальный облачный сервис — это симбиоз технической стороны сервиса и большой библиотеки игр.

Ссылка на полный материал.

© Habrahabr.ru