Обязательная сертификация электросамокатов в России
Представлен проект Постановления Правительства, в рамках которого электросамокаты, электроскейтборды, гироскутеры, сигвеи, моноколеса и аналогичные устройства будут подлежать обязательной сертификации согласно Постановлению Правительства России № 2425. До этого сертификация этих устройств была добровольной, что могло приводить к неполной проверке и созданию риска для безопасности. ГОСТ Р 70514–2022 включает технические требования и методы испытаний для средств индивидуальной мобильности (СИМ) . Проверка требований, описанными в данном стандарте методами испытаний, позволит сертифицировать электросамокат.
Давайте подробнее опишем какие устройства подпадают под действие данного ГОСТа, а какие нет. Стандарт распространяет свое действие на электрические устройства индивидуальной мобильности, которые хотя бы частично приводятся в действие от источников электрической энергии. При этом ГОСТ не применяется для продукции:
имеющей сиденья и без системы самобалансировки (электровелосипеды, трициклы с сиденьем) ;
относящейся к детским игрушкам;
предназначенной для участия в соревнованиях;
максимальная конструктивная скорость которой выше 25 км/ч;
предназначенной для людей с ограниченными возможностями;
зарядные устройства которой питаются от сети переменного тока выше 220 В;
батарея которых работает с напряжением постоянного тока выше 100 В;
имеющей дистанционное управление.
Основные классы ЭСИМ в зависимости от вариантов их конструкции.
Класс ЭСИМ | Наличие системы самобалансировки | Максимальная конструктивная скорость, км/ч | Наличие места для сидения |
1 | нет | не более 15 км/ч | нет |
2 | нет | не более 25 км/ч | нет |
3 | да | не более 15 км/ч | опция |
4 | да | не более 25 км/ч | опция |
Электросамокаты должны соответствовать требованиям к компонентам и выполнять ряд функций, чтобы пройти сертификацию. Расскажем про некоторые особенности.
Ограничение скорости.
ЭСИМ 2 и 4 классов должны иметь автоматические устройства, позволяющие ограничивать скорость движения, определять местоположение устройства с помощью не менее двух навигационных систем (глонасс, GPS и другие) и содержать координаты зон ограничения скорости с возможностью автоматического обновления.
Также для сертификации электросамокатов 2 и 4 классов, в них должен быть предусмотрен пешеходный режим: со скоростью менее 8 км/ч и автоматическим включением передней фары. Максимальная скорость, которую может развивать ЭСИМ, не должна превышать установленной для класса устройства и не более 25 км/ч. Если средство передвижения имеет задний ход, то его скорость не должна превышать 6 км/ч и при движении должен подаваться звуковой сигнал.
Видимость на дороге.
Электросамокаты и другие подобные устройства должны быть со светоотражателями: белыми передними, красными задними и боковыми (желтыми, оранжевыми или красными) . Устройства 2 и 4 классов обязаны иметь передние и задние фары, 1 и 3 класса — иметь конструктивную возможность установки. Все ЭСИМ должны иметь звуковое предупреждающее устройство.
Другими устройствами, для которых введена обязательная сертификация согласно ПП 2425, являются электродвигатели общепромышленного назначения, в частности используемые в электросамокатах.
Ввод данных мер направлен на обеспечение безопасности пользователей и минимизацию рисков, связанных с использованием электросамокатов и подобных устройств, особенно учитывая их классификацию как транспортных средств по правилам дорожного движения, которые действуют с октября 2022 года.
Если Вы нуждаетесь в помощи по сертификации электросамокатов пишите вопросы в комментариях или свяжитесь с нами в телеграме.