О Well-Being metrics в космическом пространстве S.P.A.C.E

1256426d9c56f581f6df834a6b1b9455

Привет!

Меня зовут Михаил, и больше 7 лет я занимаюсь улучшением рабочих процессов для малых и средних IT-команд. И конечно, для того чтобы понять что происходит в этих самых командах и процессах нужны правильно подобранные метрики, а еще лучше единая приборная панель, взглянув на которую и члены команд, и менеджмент могут сразу понять ситуацию, могут сразу найти зарождающиеся проблемы.

Про метрики отвечающие за скорость и качество доставки ценности всем давно уже всё известно, и как правило все стараются их отслеживать. Но сегодня я хотел бы сфокусировать внимание на метриках благополучия команд (Well-Being metrics).

Зачастую состояние команд отслеживают:

  • Тим-лид в прямом взаимодействии с командой

  • HR-департамент в опросах

  • Scrum-Master в ходе ретроспектив

Но Тим-лид обращает внимание на состояние команды несистемно, и скорее только для поддержания работоспособности команд. HR-специалист в первую очередь отслеживает степень лояльности сотрудников компании. Scrum-master чаще всего ограничивается ice-breaker«ом на ретро, и в лучшем случае может вынести отдельный item по назревающей проблеме. Системно этот вопрос никто не отслеживает.

Но при этом без этого аспекта невозможно понимать ситуацию в целом. Именно в этом основная идея подхода S.P. A.C.E. (подробно тут) — для полноценного понимания, а соответственно и возможности изменять, эффективности работы команды надо видеть все аспекты:

Исключая один из элементов уже невозможно видеть картину полноценно, а значит велик риск того, что именно в неисследованном аспекте выстрелит проблема.

Итак, что же включает в себя первый пункт Satisfaction and well-being? В нем обращается внимание на то, насколько разработчики чувствуют себя удовлетворенными своей работой, командой, инструментами или культурой (Satisfaction) и на то, насколько они здоровы и счастливы, и как на это влияет их работа (Well-being). Эти показатели прямо влияют на вовлеченность сотрудника в работу, а соответственно и на производительность команды. Высокие показатели обычно указывают на позитивную культуру работы, которая может не только удерживать сотрудников, но и привлекать новых. Снижение же удовлетворенности может сигнализировать о предстоящем выгорании и снижении производительности.

Название

Описание

Как спрашиваем?

Что спрашиваем? (примерные вопросы)

Что можем понять?

Developer Satisfaction

Этот показатель показывает, насколько разработчики контента и реализованы в своих ролях.

Опросы или интервьюирование

• Удается ли сохранять work-life balance?

• Есть ли у вас возможность реализовывать профессиональные амбиции?

• Насколько удобны и понятны рабочие процессы?

• Комфортна ли для вас рабочая среда?

• Не вызывает ли работа чрезмерного стресса в вашей жизни?

Есть ли проблемы в организации рабочих процессов, взаимоотношений в команде? Насколько они критичны?

Employee Engagement Score

Это показатель того, насколько эмоционально сотрудники вовлечены в свою работу и компанию.

Опросы

• Понимаете ли вы как ваша работа напрямую способствует общему успеху организации?

• Ощущаете ли вы чувство личного удовлетворения от хорошо выполненной работы?

• Получаете ли вы позитивные отзывы от команды за хорошо выполненную работу?

Каков общий уровень вовлеченности в команде?

Satisfaction with Assigned Code Reviews

Этот показатель оценивает, насколько разработчики довольны тем, что их код проверяется коллегами.

Опросы или интервьюирование

• Полезны ли отзывы по проверке кода?

• Отзывы по проверке кода формулируются уважительно и корректно?

• Легко ли вам совмещать проверку кода с другими задачами?

Есть ли проблемы в организации проверки кода?

Perception of Code Quality

Этот показатель оценивает, как разработчики относятся к качеству кода, с которым они работают.

Опросы или прямая обратная связь

• Считаете ли вы кодовую базу хорошо организованной?

• Считаете ли вы кодовую базу хорошо актуальной?

• Как вы оцениваете качество кода в вашей команде?

Есть ли проблемы в качестве кода? Насколько они критичны?

Level of Well-Being

Этот показатель предназначен для оценки общего эмоционального и психического здоровья сотрудников.

Опросы или интервьюирование

• Пропускаете ли вы завтрак или обед во время работы?

• Испытывали ли вы когда-нибудь необходимость отдохнуть от работы, чтобы позаботиться о своем психоэмоциональном здоровье?

• Кажется ли вам управляемым и разумным объем работы, который вы должны выполнить за данную неделю?

• Часто ли вы чувствуете себя перегоревшим?

• Часто ли у вас возникают негативные мысли о своей работе?

• Как часто рабочие задачи занимают ваше нерабочее время?

Каков уровень физических и психоэмоциональных ресурсов сотрудников? Есть ли проблемы у сотрудников? Насколько они критичны?

Satisfaction with Engineering Systems

Этот показатель измеряет, насколько разработчики удовлетворены техническими системами и инструментами, которые они используют, такими как конвейеры непрерывной интеграции/непрерывного развертывания (CI/CD), системы контроля версий и среды кодирования.

Опросы или интервьюирование

• Хватает ли вам для работы существующих инжиниринговых систем?

• Испытываете ли вы проблемы связанные с использованием инжиниринговых систем? как часто?

• Как вы оцениваете работу службы поддержки инжиниринговых систем?

Есть ли проблемы в рабочем инструментарии разработчиков? Насколько они критичны?

Team Morale

Этот показатель измеряет коллективное эмоциональное и психическое состояние команды. .

Его можно измерить с помощью опросов, наблюдений или неформальных бесед.

• Насколько полезна ваша работа?

• Как много ваше мнение о работе значит для коллег?

• Посоветовали ли вашим друзьям/знакомым присоединиться к работе вашей команды?

Каков уровень психоэмоциональных ресурсов команды? Есть ли проблемы у команды? Насколько они критичны?

Overall Sense of Well-Being and Satisfaction

Это комплексный показатель того, насколько сотрудники довольны своей профессиональной и личной жизнью.

Опросы

Комплекс из вопросов указанных выше

Насколько сотрудники удовлетворены организацией работы,

Employee Retention

Этот показатель отслеживает, как долго сотрудники остаются в компании, и часто рассчитывается в процентах за определенный период.

Статистические данные

= (количество оставшихся сотрудников за период / количество нанятых сотрудников за период) * 100

Удовлетворенность сотрудников и комфорт рабочей среды, что может снизить затраты компании на наем и обучение новых сотрудников.

Это лишь некоторые примеры. Их можно и нужно модифицировать для решения своих проблем. Или же создать свои. Надо ли использовать все эти метрики? Конечно нет. Иначе приборная панель будет перегружена данными, и не получится сфокусировать внимание на важном. Да и частое и чрезмерное количество опросов сотрудников об их удовлетворенности будет скорее раздражать и отвлекать их от работы. Поэтому важно исходить от конкретной цели. Здесь нам поможет подход Goals, Questions, Metrics (GQM) (подробно тут).

Согласно этому подходу необходимо:

  1. Сформулировать Цель

  2. Сформулировать Вопросы, на которые важно ответить для достижения цели

  3. Подобрать Метрики отображающие и отслеживающие ответы на вопросы

Как пример:

Таким образом используя GQM подход можно сформировать несколько приборных панелей:

  • Основную с базовыми метриками, которые надо постоянно отслеживать

  • Специализированные по конкретным целям показатели, которые можно сгруппировать отдельно

А подбирая метрики комплексно из всех аспектов (Satisfaction and well-being; Performance; Activity; Communication and collaboration; Efficiency and flow) можно создать как раз то самое всестороннее отображение текущей ситуации в команде.

© Habrahabr.ru