О дивный новый «Мир»! Восстановление советской радиолы. Часть 2

Продолжаю свой рассказ о реставрации ламповой радиолы 1956 года. В предыдущей части я показал, как чистил её от многолетних наслоений грязи и восстанавливал покрытие из натурального шеллака.
lppzsmo51_bujcge6wy9xfr0yxw.jpeg

Но внешний лоск — не единственное, чего радиола лишилась за 60 лет своей истории. У неё также отсутствовало несколько важных частей: верхняя крышка, почти все узлы проигрывателя пластинок, задняя стенка, указатель настройки и колодка переключателя напряжений. Ну и радиолампы, конечно, но с ними было проще всего. Ещё когда я учился в МИФИ, в вузе шёл масштабный ремонт, и из лабораторий буквально коробками выкидывали старые радиодетали — зачастую неиспользованные, в упаковке. Одних ламп удалось набрать столько, что хватило бы на комплектацию десятка таких «Миров».

x5hrpan6lruerbp050ogvxm9stc.jpeg

Шасси радиолы, очищенное от ржавчины и немного подкрашенное, стало смотреться куда веселее.

n0znoubhbf0ldpxuge5lynkojgo.jpeg

Наверное, самое большое моё везение — в том, что варвары не добрались до «подвала», где размещены основные радиокомпоненты. Кстати, оказалось, что часть соединений выполнена не пайкой, а сваркой. Видимо, так экономичнее и надёжнее, хотя и менее удобно с точки зрения ремонтопригодности.

rxw7zinbhqmuq9rn-zj0nwf2qiw.jpeg

Я нашёл в запасах подходящую колодку переключателя напряжений (110/127/220 В), проверил силовой трансформатор на предмет короткого замыкания — всё было в порядке. И вот, наконец, волнительный момент первого включения. Громко щёлкает центральная ручка, тихо перезваниваются лампы… Через несколько секунд в динамиках появился слабый гул. Я подключил ко входу для внешнего звукоснимателя плеер, и радиола заиграла приятным, чистым звуком. Динамики оказались в хорошем состоянии, не хрипели и не бубнили. В итоге в схеме я не стал менять ничего — даже электролитические конденсаторы. Отпаяв один из них, я выяснил, что он потерял не более 10% от паспортной ёмкости.

xjs7zr-d39aydmx9e7xq3ek7rg8.jpeg

Мало-помалу начали собираться и недостающие детали. Здесь мне сыграла на руку природная запасливость русского человека. Чего только не хранится у людей по гаражам и дачам! Так у меня со временем оказались абсолютно аутентичные задняя стенка, шкала и указатель настройки.

eqcryekmhbaldgc-n8g3nnbiteu.jpeg

С проигрывателем пластинок получилось интереснее. Отдельно удалось раздобыть родной стол с неродным тонармом, а также стол с «блином» и мотором от «Эльфы» УП-1 (именно так, в женском роде). Это ранний электропроигрыватель пластинок, в котором ещё применялись одноразовые «патефонные» иглы. Он выпускался примерно в одно время с «Миром», и многие детали у них были взаимозаменяемые.

cysp7ua8putytzex_8snfj666vq.jpeg

«Эльфы» собирали в красивых карболитовых чемоданчиках, у которых порой была куда более долгая жизнь, чем у самого проигрывателя. Я видел, как один из дедов на Царицынском радиорынке хранил в них свои сокровища. Так что если кто-то из вас решит превратить чемоданчик обратно в проигрыватель, у меня есть для него как минимум стол, обращайтесь.

fk5-v2zoeq4odlmckvrb95tqeze.jpeg

Детали от «Эльфы» всё же имели отличия в креплении. Чтобы перенести их на проигрыватель «Мира», нужно было изготовить несколько шайб и проставок, а также просверлить пару отверстий в незаметных местах.

doorvm_ttypirjubxm2f6yr3xuy.jpeg

В качестве материала для проставок я выбрал лист мелкопористого пластика. Он имеет нужную толщину (3 мм) и легко обрабатывается ручным инструментом. Металлическую шайбу я вырезал из корпуса сломанного блока питания.

2qyelx37j6xixgvfqnzkj13by_i.jpeg

Как всегда, на помощь пришёл верный дремель.

l1kwhuhumajkd0vkcwqt7ukspyw.jpeg

При резке металла нужно использовать не только защитные очки, но и респиратор (если вы, конечно, не хотите потом полдня чихать чёрными соплями). В итоге получилось так:

ignvzswf3nj-wdtfemtanzwf7g4.jpeg

Все пластмассовые проставки я покрасил в чёрный, чтобы они походили на резину и не бросались в глаза.

Ну и, конечно, я не мог удержаться и не проверить получившуюся конструкцию в деле. Тонарм — от более поздней радиолы, с неродной головкой-«лодочкой», но и с ней незавершённый проигрыватель благополучно заиграл.

-3ocg6artisk7outzbz04npy9w4.jpeg

Невероятных глубин звука от такой техники ждать не стоит, и уж тем более не стоит пытаться слушать на ней относительно современный винил. Но соответствующие эпохе патефонные пластинки на 78 оборотов звучат вполне бодро.

Дольше всех оставалась нетронутой самая красивая часть радиолы — блок прозрачных шкал с подсветкой.

vk6ydsdx5gszuclgcm4plljajr4.jpeg

Я очистил его от пыли, немного подновил золотую краску и поставил новый указатель настройки.

hd5fznexyonfui3p2ht0gyt4hqm.jpeg

Наконец всё было готово к сборке. К ней, прямо скажу, нужно приступать в хорошем расположении духа, сытым и отдохнувшим. Я уже писал, что «Мир» М-154Р — далеко не самый дружелюбный к сборщику аппарат. Например, все детали, показанные на следующем фото, нужно совместить на весу и вставить одновременно, и только после этого их можно будет закрепить.

nj0aea55cfluqn5i1_nkq31tctc.jpeg

У меня получилось только раза с пятого. Даже не знаю, что бы со мной было, если бы выяснилось, что я перепутал какие-нибудь шкалы. Но всё обошлось, и дальше процесс сборки пошёл веселее.

49z7isr1eedl1lb7g6eq6pjatl8.jpeg

Кстати, на снимке со шкалами можно заметить, что конец одной из них будто бы в чём-то испачкан. Оказывается, раньше торцы шкал были окрашены в зелёный цвет. Свет от лампочек накаливания благодаря этому приобретал зеленоватый оттенок.

Я хотел было купить зелёный цапонлак, но затем понял, что цвет сохранившегося участка что-то мне до боли напоминает… Медицинскую «зелёнку», вот что! Совпадение цветов оказалось полным, и я даже задумался, а не зелёнкой ли они были покрыты изначально?

zzrtjnz9oq1snad-fb9ozf2cxys.jpeg

Закрепив шкалы, можно прикрутить панель с динамиками и пропустить через неё тросик указателя настройки. Затем нужно вставить в корпус шасси, но не до конца, а примерно наполовину — так, чтобы хватило длины соединительных проводов и осталось место для манёвра. Необходимо будет подключить восьмиконтактную вилку, ведущую к лампочкам подсветки, и прикрутить к щиту с динамиками выходной трансформатор.

svdw7z52nhr4fs9gdvgttgk2pli.jpeg

Кстати, в конструкции есть «костыль»: стандартной восьмиконтактной колодки оказалось недостаточно, поэтому один проводок, идущий к лампочкам, припаивается совершенно в другом месте и тянется через половину радиолы, словно возвратный гортанный нерв у жирафа.

Далее нужно соединить два тросика — тот, что непосредственно приводит в движение указатель настройки, и тот, что соединён с ручкой настройки и переменным конденсатором. Я облегчил себе эту задачу, поскольку ещё при разборке радиолы оставил на них пометки маркером.

yyvk4jud_umxgdgvcd_1ccwbwdi.jpeg

Остаётся последний штрих, своего рода «вишенка на торте». Образ высококлассного лампового приёмника немыслим без «волшебного глаза» — визуального индикатора настройки. Многие, у кого в детстве было дома старое радио, помнят это завораживающее зелёное свечение. Мне повезло найти новый яркий индикатор 6Е5С. Я нарастил отрезанные провода, а в качестве панельки взял колодку переключателя напряжений от старого телевизора. В ней как раз было шесть контактов — столько же, сколько ножек у лампы.

n8tq9lif_vz5gjjno3_8k_o125i.jpeg

Шасси обрело законченный вид.

0mbdiiik1iv-d1qvv1nayeq2zmk.jpeg

Даже немного жалко закрывать его стенкой, но так положено.

jmgzavv8lib8c66hmllrt8wa968.jpeg

Я фотографировал этапы сборки примерно в одном ракурсе, так что из них получилось собрать гифку:

xzjk7z5rrqauzxksqj4yqfedf4i.gif

Но достаточно рассматривать радиолу сзади — пора показать товар лицом!

Здесь я умолкаю и предоставляю слово авторам справочника по советской радиоаппаратуре.

Радиола первого класса «Мир» (М-154Р) является модернизированной версией радиоприёмника «Мир» (М-152) и отличается от него улучшенным внешним видом, более высокими электроакустическими данными и наличием электропроигрывающего устройства.

an7lxciziaieoj2qb7pfn-gl68m.jpeg

Внешний вид М-154Р по сравнению с предшественником практически не изменился, за исключением переноса лампы индикатора настройки с центра на левую часть передней панели, замены радиоткани, а также небольших декоративных украшений корпуса.

bvuzz8m_esqnbagb1if2yg7p644.jpeg

На передней панели радиолы расположены три сдвоенных ручки управления — переключатели тембра высоких и низких звуковых частот, регулятор громкости с выключателем, переключатель рода работы, переключатель диапазонов и ручка настройки.

5jpxmkkb-wxvgmjl5jlzt_ckfes.jpeg

При точной настройке на радиостанцию тёмный сектор на оптическом указателе сужается, при расстройке — расширяется.

9v816-wchnxhtbwyqbiex_4kbmo.jpeg

Регулировка тембра звуковых частот производится переключателями тембра. При благоприятных условиях приёма наиболее естественное звучание музыкальных передач получается при следующих положениях переключателей тембра:

— низких звуковых частот — 2-е или 3-е;
— высоких звуковых частот — 4-е или 5-е.

x4g5f90wilmah7knwvq4ksodufo.jpeg

Прозрачные шкалы на передней панели при работе радиолы подсвечиваются, причём наиболее ярко светится шкала, соответствующая выбранному в настоящий момент диапазону.

v9fltpixk68iiyfflvegxxawb68.jpeg

Количество ламп уменьшено до 11, в усилителе низкой частоты лампы 6П3С заменены на 6П6С, убран не оправдавший себя режим бесшумной настройки, вместо которого введён более полезный режим местного приёма. Для обеспечения высококачественного звучания в радиоприёмнике применена система из двух громкоговорителей с постоянными магнитами типа 4ГД-¾ ВЭФ. Они одинаковы по АЧХ, но отличаются резонансными частотами.

65fxgmdgy9_z4btteu-nfiyt9d8.jpeg

Потребляемая мощность в режиме приёма — 100 Вт, в режиме проигрывания пластинок — 120 Вт. Габариты радиолы — 710 × 510 × 355 мм, масса — 42 кг.

Да уж, миниатюрностью и портативностью ламповая техника не отличалась, но и любим мы её не за это.

В комментариях к прошлому посту многие просили меня записать видео работы. Специально ехать на дачу, где теперь живёт радиола, для этого не пришлось: такой ролик я уже сделал в прошлом году. Прошу извинить за качество видео — оно снято на фотоаппарат, который по меркам цифровых камер примерно так же стар, как «Мир» — по меркам радиоприёмников. Тем не менее, в ролике можно увидеть, как переключается подсветка шкал и как работает «волшебный глаз», а также убедиться, что и сегодня AM-вещание не умерло.


В хорошую погоду приёмник ловит десятки радиостанций по всему миру. Конечно, помехи от импульсной техники сильно засоряют эфир, но всё-таки за городом с этим получше, чем в столице.

Можно ли сказать, что в реставрации «Мира» поставлена точка? Нет; скорее это точка с запятой. Радиоле по-прежнему не хватает некоторых деталей, в первую очередь крышки проигрывателя пластинок и оригинального тонарма. Но и в нынешнем виде восстановленный «Мир» радует меня и моих гостей своим дизайном и звучанием.

Я не раз обращал внимание, что мои ровесники крутят ручку настройки с таким же удивлением и едва ли не благоговением, что и пожилые колхозники на исторической фотографии. Только если тогда «Мир» был диковинкой по причине своей новизны, то сейчас — наоборот, старины. Такая вот парадоксальная связь времён.

zgpmexokogqcn3r0agww5lnumvu.jpeg
«Колхозники слушают радио», Челябинская обл., 1957–1959. Источник

Возможно, со временем на Хабре появятся и другие статьи вроде этой, потому что я потихоньку привожу в порядок ещё несколько старинных радиоприёмников.

oug5kh6sjydt9llengsiebnp40w.png

© Habrahabr.ru