О бюджетных сайтах, людях и автоматизации
Кризис на дворе. В рунете активно муссируется тема снижения издержек, автоматизации, перехода на конвейер. Об этом уже высказался Нияз Гараев, который построил конвейер, увеличив при этом цены до вполне себе не бюджетных. Позволю и себе продолжить тему конвейера. В отличии от производств Реаспекта и тем более QSOFT, WebCanape работает в самом дешевом сегменте, так сказать на самом дне. Со многим, описанным в указанной выше статье, я согласен, но не стоит при первой возможности повышать цены, как советует Нияз. Это хороший рынок, даже более хороший чем думают многие.
Посмотрите на ТОП-100 ведущих студий России. Если сделать фильтр по цене, то мы увидим, что большая часть работает с бюджетами от 300 000 рублей. А как вы думаете где самый высокий спрос? Конечно в сегменте до 50 тысяч.
Удивительно, из ТОП-100 в диапазоне до 50 тысяч работает всего 7 компаний. Почему? Ведь это самый высокий спрос и значит можно зарабатывать больше всего. Получается, что нет крупных компаний, а значит и нет серьезной конкуренции.
Почему люди уходят в дорогой сегмент и повышают цены раньше времени? В первые два года разработчики рассуждают так: чем брать 5 маленьких клиентов, лучше взять одного большого. Быстро растут ЗП, необходимо обеспечивать постоянную поддержку, хороший офис. Поднимаем ценник и вперед. Тот, кто проворней и талантливей выживает, а те, кто не успевают — пишут письма Ниязу :)
Не сразу приходит понимание, что большие деньги требуют много внимания: длительные переговоры, поездки на встречи, обсуждения проектов, красивые презентации — все это существенная часть проектов и ваших ресурсов (до 70%). Тут, кстати, не важно где вы делаете бизнес: ресторан это, ремонт квартир или разработка сайтов.
В итоге мы не можем с такими требованиями обслужить большое количество клиентов и наш бизнес становится зависим от нескольких клиентов. Что будет если эти клиенты прекратят с нами работать? Нам нечем будет платить зарплату, не говоря уже о прибыли. Узнаете письмо Ниязу? Так было ни раз когда я работал в Москве в одной из дорогих студий.
При большом же количестве клиентов бизнес не пошатнется, если часть из них не заплатит или будет задерживать платежи, как часто бывает. И что удивительно, мой опыт показывает, что рентабельность, как в одном, так и в другом случае — примерно одинакова.
А вот когда кода получили черный пояс веб-мастера, можно и на большие бюджеты смотреть) Но не обязательно. Работать можно в любом сегменте, где вам комфортно.
А вот 15 советов WebCanape, как построить конвейер и научиться зарабатывать на высоко-конкурентном рынке. Выстраиваю в порядке хронологи с которой я к ним пришел.
Вам придется начинать конкурировать за счет цены, будьте готовы снизить цены, чтобы быть самыми дешёвыми на рынке. Продержаться придется минимум год. Составьте бизнес-план. Запланированные показатели вам придется достигнуть во что бы то ни стало. Это ваше обещание самому себе. Если не выполняете с точностью до 20% и не видите, как это сделать — нужно менять модель бизнеса. Узнайте ожидания людей и сформируйте бизнес план не только в соответствии со своими ожиданиями, но и с ожиданиями команды. Если вам кажется нереальным удовлетворить ожидания людей, меняйте команду, которая будет соответствовать ожиданиям или думайте, как перестроить бизнес-план. Клиентов всегда должно быть больше чем вы можете обработать. Всегда. Только в этом случае вы сможете думать о повышении эффективности. Скоро это станет ключевым преимуществом в вашем бизнесе. Пусть продажники заваливают вас клиентами. Не отказываетесь, а думайте, что делать с потоком. Дайте им свободу конкурировать за счет цены, а сами думайте насчет производительности и качества. Научитесь работать с маленькими бюджетами, тогда можно думать о больших. Продавайтесь только «своим» клиентам. Если клиент не соответствует вашему типовому тренду — отказывайте ему, несмотря на кучу предлагаемых денег. Вы не сможете на нем заработать. Вы только отсрочите свое развитие на несколько месяцев. Всегда ищите узкие места и начинайте оптимизацию только с них. Только узкие места. Ваша пропускная способность равна пропускной способности узкого звена, а на всей системы. Детально регламентируйте работу, вводите нормативы и постоянно анализируйте результаты. Роботы могут делать почти все, кроме творческой, аналитической работы. Не жалейте денег на автоматизацию. Скоро это станет главным вашим преимуществом. Растите сотрудников с нуля. Человек быстрее принимает ваши ценности и требования, если он только начинает профессиональную карьеру. Сначала принимайте стратегические решения, а потом детально думайте, как их выполнять. Возможно достичь всего (или почти всего). Если действовать наоборот, то вы не двинетесь с места. Сформулируйте свою стратегию и объясняйте ее команде. Далеко не все готовы понимать почему вы не повышаете цены, почему вы работаете на потоке и что это дает. Придумайте систему, которую выгодней выполнять, чем обмануть. Человек всегда будет думать, как обмануть систему. Не позволяйте этому случиться. Например, чем больше программист отработает часов, тем больше у него премия. Но при этом, чем больше отработает программист часов, тем меньше рентабельность проектов и тем меньше премия у менеджеров. Менеджеры всегда будут контролировать, что бы программисты работали эффективней. Прислушивайтесь к людям, которые постоянно ворчат и могут системно рассказать вам свое видение проблем. Это люди, которые смогут развивать компанию. Дайте им шанс попробовать это сделать. В бюджетном сегменте на потоке зарабатывают не на новых клиентах, а на постоянных. Придумайте абонентские услуги и уделяйте им особое внимание. Умейте объяснить всем, что конвейер и поток — это хорошо и никак не отражается на качестве, разве что только в лучшую сторону. Это промежуточные выводы, к которым я пришел на собственном опыте.Но не все так сказочно. Со стабильной работой конвейера на потоке необходимо постоянно поддерживать высокий стабильный поток заказов, прокачивать маркетинг, развивать школу программистов, менеджеров и др. Нас накрывает новая волна.
Василий Чуранов и команда WebCanape