Новый Хакатон в Tinkoff.ru
Привет! Меня зовут Андрей. В Tinkoff.ru я отвечаю за системы принятия решений и управления бизнес-процессами. Я решил кардинально пересмотреть стек систем и технологий в своем проекте, мне были очень нужны свежие идеи. И вот, не так давно мы провели в Tinkoff.ru внутренний хакатон на тему принятия решений.
Всю организационную часть взяли на себя hr, и, забегая вперед, скажу, что все получилось бомбично: ребята порадовались подарочному мерчу, вкусной еде, пуфикам, пледикам, печенькам, зубным щеткам и полотенчикам — короче, все было на высоком уровне и, при этом, мило и по-домашнему.
Мне оставалось только придумать задание, собрать команду экспертов/жюри, отобрать поданные заявки, а потом выбрать победителей.
Но все оказалось не так просто. Я хочу поделиться своими мыслями о том, на какие вопросы стоит заранее найти ответ, чтобы не облажаться.
Зачем тебе хакатон?
У хакатона должна быть цель.
Что лично ты (твой продукт, проект, команда, компания) хочешь получить от этого мероприятия?
Это — главный вопрос, и все твои решения должны соответствовать ответу на него.
Например, тема принятия решений очень обширная и сложная, и я прекрасно понимал, что точно не смогу взять и запустить сделанные на хакатоне приложения в прод. Но смогу получить новые технологические идеи, и прототипы, как подтверждение применимости этих идей для решения поставленных проблем. Это и стало моей целью, и, в итоге, я считаю ее достигнутой.
Зачем хакатон участникам?
Часто компании делают ошибку и ждут от команд-участников крутые бизнес-идеи для новых продуктов. Но хакатон — мероприятие в первую очередь для разработчиков, а у них чаще всего другие интересы. Большинство программистов хотят отвлечься от повседневной работы и попробовать новые для себя технологии, сменить стек, или, наоборот, применить привычный для себя стек в новой предметной области. Поняв это, я полностью взял разжевывание бизнес-задачи на себя, оставив участникам хакатона максимальную свободу выбора технических решений.
Большинство сотрудников участвуют в хакатоне не ради приза, но, тем не менее, приз должен быть достойным того, чтобы в выходные упороться на работе без сна! Мы дарили победителям поездку в Сочи на 4 дня с полной оплатой дороги, проживания и ски-пассов.
Зачем хакатон организаторам?
У hr команды, организующей хакатон, обычно есть свои цели типа продвижения hr-бренда, повышения заинтересованности и вовлеченности сотрудников. И, конечно, эти цели нужно учитывать. Например, мы были готовы дать победителю нашего хакатона крутой и дорогой приз (дороже, чем на предыдущем хакатоне) —, но в итоге отказались от этой идеи, т.к. это бы демотивировало людей участвовать в дальнейших мероприятиях.
Ты уверен, что твоя тема кому-то интересна?
Я уверен не был. Поэтому я сделал черновик задания, сходил с ним к разработчикам разных бизнес-линий и разных стеков и попросил фидбэк — является ли задание понятным, интересным, реализуемым за отведенное время, и т.д.? Я столкнулся с тем, что очень сложно в паре абзацев текста уместить основную суть твоей работы за последние 5 лет. Пришлось провести много таких итераций и долго оттачивать формулировки. Текст задания, который получился, мне все равно до сих пор не нравится. Но, несмотря на это, мы получили заявки от сотрудников целых 15 разных подразделений из 5 регионов — это говорит о том, что задание получилось интересным.
Полезен ли ты во время хакатона?
Во время хакатона я поймал себя на мысли, что пока команды кодят, я и команда экспертов — бездельничаем или занимаемся своими делами, т.к. мы здесь не нужны. Мы периодически подходили к столам команд, интересовались как дела, предлагали помощь, но чаще всего получали ответ «все ок, работаем» (читай «не мешайте»). Некоторые команды за все 24 часа так ни разу и не поделились промежуточными результатами. В итоге у нескольких команд не получилось провести полноценное демо, ограничились слайдами со скриншотами. Стоило активнее объяснять ребятам, что важно делиться промежуточными результатами, чтобы мы могли направлять проекты в нужное русло по ходу хакатона, помогать планировать время и преодолевать трудности.
Пожалуй, стоило бы даже ввести 2–3 обязательных чекпоинта, на которых бы команды рассказывали о своем прогрессе.
Зачем нужны эксперты и жюри?
Я рекомендую набирать в команду экспертов (это те, кто помогает командам по ходу хакатона) и жюри (это те, кто выбирает победителей) не только людей, которые являются знающими в своей области, но и людей, которые будут максимально активными и энергичными. Важно помогать командам во время хакатона (и даже быть иногда навязчивым, хотя тебе не скажут за это спасибо), задавать им правильные вопросы как по ходу хакатона, так и во время финальных презентаций.
Сможешь ли ты спокойно смотреть в глаза проигравшим?
В утренние часы, после ночи перед экраном монитора душа программиста бывает наиболее ранимой. И если ты где-то был несправедлив, непоследователен в своих действиях или решениях, тебе обязательно припомнят эту обиду. Поэтому важно заранее обозначить критерии, по которым жюри будет выбирать победителей. Мы раздали листы со списком критериев каждой команде и вывесили их на общей доске, чтобы участники всегда о них помнили.
Также я постарался дать все участникам краткий фидбэк — что мне понравилось в их работах, а чего не хватило для победы.
Итог
Честно скажу — по большому счету, мне было все равно, кто выиграет, т.к. это не повлияло бы на достижение моих целей. Но я постарался сделать так, чтобы решение было справедливым, прозрачным и понятным всем (хотя я не был в членах жюри). Кроме того, уровень тепла и комфорта, предложенный организаторами, позволил участникам чувствовать себя хорошо, а нам получить от них положительные отзывы и готовность участвовать в дальнейших подобных мероприятиях.