Новые открытия космического телескопа Gaia: два приливных хвоста у скопления Гиад

f1908da88505b83ad78942d43fcbe450.jpg

Космический телескоп Gaia (Global Astrometric Interferometer for Astrophysics) не перестает радовать открытиями. Сейчас группа ученых при помощи этого инструмента обнаружила два приливных хвоста у рассеянного звездного скопления Гиады. Предположительно, хвосты включают несколько сотен звезд, которые покинули свое скопление в далеком прошлом. Форма хвостов отличается, что, по мнению исследователей, объясняется столкновением со сгустком темной материи.

Подобные хвосты, как явление, уже давно были объяснены наукой. Дело в том, что в процессе эволюции скопления теряют пограничные звезды. Плюс происходит активное взаимодействие и между объектами внутри скопления. Постепенно окраинные «жители» скопления покидают свой бывший дом по схожим орбитам. Соответственно, формируются хвосты — один обязательно будет ближе к центру галактики, а второй — дальше.

Зачем наблюдать за подобными явлениями? Они позволяют понять принципы эволюции не только скоплений, но и галактик.

Ученые, открывшие хвосты в Гиадах, работают в Европейском центре космических исследований и технологий. Недавно они опубликовали результаты исследования в авторитетном научном издании Astronomy & Astrophysics.

Что касается самого скопления, то находится оно в 153 световых годах от Солнца, в созвездии Тельца. Многие звезды уже покинули этот объект, и как раз их удалось обнаружить при помощи космического телескопа. Один из хвостов, как и говорилось выше, имеет аномальную форму, что объясняется, скорее всего, столкновением скопления с массивным сгустком темной материи. Вскоре за объектом будет наблюдать не только Gaia, но и наземные 4MOST и WEAVE.

Шаровые скопления с большой концентрацией объектов внутри также обладают приливными хвостами, наблюдать которые несложно. А вот в случае рассеянных скоплений все усложняется в разы. Раньше эта задача была решаема, но с большим трудом. Сейчас ученым помогает телескоп Gaia, который дает возможность исследовать Млечный Путь и отдельные объекты нашей галактики. Он был запущен в 2013 году. А уже через три года, в 2016, телескоп помог создать наиболее точную на текущий момент объемную карту нашей галактики.