Американский хип-хоп vs. Уильям Шекспир: у кого словарный запас больше?

d46694426715c571dc71796732f1a904.jpeg

Еще 30 лет назад хип-хоп считался музыкой улиц, в которой не стоит искать какой-либо литературной или культурной ценности. В нем рассказывали о жизни неблагополучных слоев населения, поднимали социальные проблемы, выражали свое недовольство и злость на власти и мир в целом.

Люди, далекие от хип-хопа, считают его низким жанром музыки. Но лингвисты провели исследование словарного запаса популярных американских исполнителей и оказалось, что английский язык в их текстах довольно разнообразен, а некоторые из них и вовсе оперируют словарным запасом, который сравним с Шекспировским. 

Интересно? Тогда поехали!

Как это вообще: сравнивать лексикон рэперов с Шекспиром?

Мэтт Дэниелс, журналист и автор издания Pudding, провел исследование, в котором измерил словарный запас наиболее популярных американских исполнителей в стиле хип-хоп и сравнил их со словарным запасом в произведениях культового английского поэта.

По исследованиям лингвистов из университета Стэнфорда, Уильям Шекспир использовал в своих произведениях 31 534 уникальных слов. А реальный словарный запас писателя по оценкам ученых составляет свыше 70 000 слов.

Для сравнения, средний словарный запас носителя английского с высшим образованием составляет около 25 0000–30 000 слов. 

А средний словарный запас людей, которые изучают английский язык как иностранный, составляет примерно 8000 лексем. 

Но сравнивать абсолютные величины текстов писателя и американских хип-хоперов нецелесообразно.

Понятно, что если сравнивать абсолютные цифры, то любой писатель победит. Объемы художественных произведений нельзя сравнивать с текстами хип-хоп треков. Их размеры отличаются на несколько порядков.

Но что если уравнять шансы и проанализировать одинаковое количество слов?  

Сказано — сделано.

Автор исследования взял суммарно 35 000 слов из разных произведений: «Ромео и Джульетта», «Отелло», «Макбет», «Как вам это понравится», «Зимняя сказка», «Троил и Крессида». 

А потом взял 85 самых популярных хип-хоп исполнителей США и у каждого также выделил по 35 000 слов из их текстов. Как утверждает исследователь, этот объем покрывает примерно 3–5 студийных альбомов.

В качестве рабочего инструмента был использован токен-анализ, по которому отдельные словоформы считаются разными словами. То есть, pimps, pimp, pimping, and pimpin — это четыре отдельных лексемы для анализа, а не одно «прокачать». 

Чтобы избежать дупликации смыслов со словоформами с апострофами (, к примеру, pimpin»), они не засчитываются.

Результаты хоть и не идеальные, но для оценки словарного запаса Шекспира был использован точно такой же метод, поэтому их можно объективно сравнивать.

Результаты анализа получились очень интересными.

Хип-хоп и Шекспир: кто победит

Относительный объем лексики английского «наше все» из среза в 35 000 слов составил 5170 уникальных лексем. 

И как оказалось, это далеко не лидирующая позиция. Почти каждый пятый из хип-хоперов в списке (18,8%) по итогам анализа текстов показал более высокие результаты.

Рэпер Xzibit, который знаком широкой публике больше по проекту «Тачка на прокачку» (Pimp my ride), к примеру, использовал 4 982 уникальных слова — почти на уровне с Шекспиром. 

Уверенное первое место занял рэпер Эзоп Рок (Aesop Rock), который по мнению ресурса Betterpropaganda занимает 19 строку рейтинга топ-100 исполнителей десятилетия. В срезе он использовал 7392 уникальных слова. 

2d0ce37090d151a3af5dac30bbcb9c65.jpeg

Давайте посмотрим на один из самых популярных треков рэпера — None shall pass.

Текст трека под спойлером

Flash that buttery gold

Jittery zeitgeist, wither by the watering hole, what a patrol

What are we to Heart Huckabee, art fuckery suddenly

Not enough young in his lung for the water wings

Colorfully vulgar poacher, out of mulch

Like, «I’mma pull the pulse out a soldier and bolt»

Fine, sign of the time we elapse

When a primate climb up a spine and attach

Eye for an eye, but the bog life swamps and vines

They get a rise out of frogs and flies

So when a dogfight’s hog-tied prize sort of costs a life

The mouths water on a fork and knife

And the allure isn’t right

No score on a war-torn beach

Where the cash cow’s actually beef

Blood turns wine when it leak for police

Like, «That’s not a riot; it’s a feast, let’s eat!»

And I will remember your name and face

On the day you are judged by the funhouse cast

And I will rejoice in your fall from grace

With a cane to the sky, like, «None shall pass»

None shall pass

None shall pass

Now, if you never had a day a snow cone couldn’t fix

You wouldn’t relate to the rogue vocoder blitz

How he spoke through a NoDoz motor on the fritz

'Cause he wouldn’t play rollover fetch like a bitch

And express no regrets, though he isn’t worth a homeowner’s piss

To the jokers who pose by the glitz

Fine, sign of the swine in the swarm

When a king is a whore who comply and conform

Miles outside of the eye of the storm

With a siphon to lure out a prize and award

While avoiding the vile and bizarre that is violence and war

True blue triumph is more

Like, «Wait, let him snake up out of the centerfold

Let it break the walls of Jericho, ready, go»

Sat where the old, cardboard city folk

Swap tales with heads, like every other penny throw

And I will remember your name and face

On the day you are judged by the funhouse cast

And I will rejoice in your fall from grace

With a cane to the sky, like, «None shall pass»

None shall pass

None shall pass

You tried, you tried, you tried to trick me

You’ve got a, you’ve, you’ve got a, a lot of nerve

I’m, I’m not, I’m not, trying to trick you

I’m try, I’m try, I’m trying to help

Okay, woke to a grocery list, goes like this

Duty and death; anyone object, come stand in the way

You could be my little Snake River Canyon today

And I ran with a chain of commands

And a jetpack strapped where the backstab lands if it can

Fine, sign of the vibe in the crowd

When I cut a belly open to find what climb out

That’s quite a bit of gusto he muster up

To make a dark horse rush, like, «Enough’s enough!»

It must’ve struck a nerve so they huff and puff

'Til all the king’s men fluster and clusterfuck

And it’s a beautiful thing

To my people who keep an impressive wingspan

Even when the cubicle shrink

You got to pull up the intruder by the root of the weed

N.y. Chew through the machine

And I will remember your name and face

On the day you are judged by the funhouse cast

And I will rejoice in your fall from grace

With a cane to the sky, like, «None shall pass»

None shall pass

None shall pass

I’m try, I’m try, I’m trying to help

I’m try, I’m try, I’m trying to help

I’m try, I’m try, I’m trying to help

I’m try, I’m try, I’m trying to help

Help, help, help, help, help, help, help

Мы не будем касаться литературной ценности текстов и самой музыки, но вот лексика трека действительно широкая. Да, ее обширность во многом обеспечивается использованием сленговых слов, но при этом образы и метафоры не повторяются.

What are we, to heart Huckabee

Кто мы такие, чтобы любить Хакаби

«Huckabee» на сленге имеет довольно много значений. Одно из них — к примеру, курительная смесь из марихуаны и табака. Также оно обозначает общее уничижительное название политиков — из-за довольно неоднозначной политической передачи «Huckabee», которую ведет политик Майк Хакаби. И при всем этом фраза отсылается на фильм «I Heart Huckabees» («Взломщики сердец»). 

Where the cash cows actually beef

Когда дойные коровы на самом деле говядина.

Интересный каламбур, который прямо переводится как: «Когда дойные коровы на самом деле говядина». Но имеет еще второй смысл, ведь «cash cow» — это еще и «богатый человек», «денежный мешок». Поэтому получается что-то вроде «Когда богатые люди — это расходный материал».    

Плотность текста очень высокая и концентрация уникальных лексем — тоже.

Интересно, что многие исполнители, которых считают легендами хип-хопа, в своих треках показывали довольно словарный запас значительно ниже медианы.

5db1db68ac2f54e0fd10597867af1215.png

Lil Wayne, 2pac, Kanye West, Snoop Dogg — все они находятся в 20% исполнителей со самым скудным словарным запасом. 

Это никак не убирает их мощнейшее влияние на музыкальную сферу США и мира целиком, но по сравнению с тем же Эзопом Роком, лексически их тексты действительно более слабые. 

И вполне возможно, это одна из причин их популярности.

Тупак, Канье или Снуп Дог передают многие метафоры через предельно простые языковые формы и словосочетания. А на заре развитие хип-хоп стиля слушателями такой музыки были преимущественно низшие слои населения с ограниченным словарным запасом, поэтому такая подача гарантировала, что тексты поймут и примут. 

А вот тексты рэпера 50 Cent можно даже считать примитивными с лингвистической точки зрения. В срезе из 35 000 слов он использовал только 3591 уникальных лексем. 

Давайте посмотрим на один из наиболее известных треков рэпера, который в свое время просто порвал мировые чарты — Candy shop. Он создан в стиле «грязного рэпа», в котором недвусмысленно поется о сексе. Метафоры и словарный запас здесь предельно простые, понятные даже самой непритязательной целевой аудитории.

Текст трека под спойлером:

[Olivia]

Welcome to the candy shop

[Intro: 50 Cent]

Yeah…

Uh huh

So seductive

[50 Cent]

I’ll take you to the candy shop

I’ll let you lick the lollipop

Go ahead, girl, don’t you stop

Keep goin' 'til you hit the spot (whoa)

[Olivia]

I’ll take you to the candy shop

Boy, one taste of what I got

I’ll have you spending all you got

Keep goin' 'til you hit the spot (whoa)

[50 Cent]

You can have it your way, how do you want it?

You gon' back that thing up or should I push up on it?

Temperature rising, OK, let’s go to the next level

Dance floor jam-packed, hot as a teakettle

I’ll break it down for you now; baby, it’s simple

If you be a nympho, I’ll be a nympho

In the hotel or in the back of a rental

On the beach or in the park, it’s whatever you into

Got the magic stick, I’m the love doctor

Have your friends teasin' you 'bout how sprung I gotcha

Wanna show me you can work it, baby?

No problem, get on top then get to bouncing round like a low rider

I’m a seasoned vet when it come to this shit

After you work up a sweat, you can play with the stick

I’m tryin' to explain, baby, the best way I can

I melt in your mouth, girl, not in your hands (ha ha)

[50 Cent]

I’ll take you to the candy shop

I’ll let you lick the lollipop

Go ahead, girl, don’t you stop

Keep goin' 'til you hit the spot (whoa)

[Olivia]

I’ll take you to the candy shop

Boy, one taste of what I got

I’ll have you spending all you got

Keep goin' 'til you hit the spot (whoa)

[Bridge: 50 Cent & Olivia]

Girl, what we do (what we do)

And where we do (and where we do)

The things we do (things we do)

Are just between me and you (oh, yeah)

[Verse 2: 50 Cent]

Give it to me, baby, nice and slow

Climb on top, ride like you in the rodeo

You ain’t never heard a sound like this before

'Cause I ain’t never put it down like this

As soon as I come through the door, she get to pullin' on my zipper

It’s like it’s a race who can get undressed quicker

Isn’t it ironic how erotic it is to watch them thongs?

Have me thinking 'bout that ass after I’m gone

I touch the right spot at the right time

Lights on or lights off, she like it from behind

So seductive, you should see the way she winds

Her hips in slow-mo on the floor when we grind

As long as she ain’t stoppin', homie, I ain’t stoppin'

Drippin' wet with sweat, man; it’s on and poppin'

All my champagne campaign

Bottle after bottle, it’s on

And we gon' sip 'til every bubble in the bottle is gone

[50 Cent]

I’ll take you to the candy shop

I’ll let you lick the lollipop

Go ahead, girl, don’t you stop

Keep goin' 'til you hit the spot (whoa)

[Olivia]

I’ll take you to the candy shop

Boy, one taste of what I got

I’ll have you spending all you got

Keep goin' 'til you hit the spot (whoa)

[50 Cent]

I’ll take you to the candy shop

I’ll let you lick the lollipop

Go ahead, girl, don’t you stop

Keep goin' 'til you hit the spot (whoa)

[Olivia]

I’ll take you to the candy shop

Boy, one taste of what I got

I’ll have you spending all you got

Keep goin' 'til you hit the spot (whoa)

Candy shop — это кондитерская. Но на американском низком сленге оно еще и означает «секс-шоп». По сути вся дальнейшая метафоризация построена вокруг этой двусмысленности. 

Lick the lollipop — облизать леденец, но в контексте абсолютно точно ясно, что имеется в виду под этим.

Но дальше и таких метафор нет, а все поется максимально примитивным разговорным языком:

Soon as I come through the door

she get to pullin on my zipper 

Как только я переступаю порог,

Она расстегивает мне ширинку.

Собственно, вообще не странно, что с такими текстами 50 Cent занял предпоследнее место среди рэперов по богатству языка.

Да и вообще завуалированные и не очень треки про секс — одна из топовых тематик американской музыкальной культуры. И очень многие исполнители попробовали в ней свои силы. 

Интересно? Тогда смотрите видео «Секс-подтекст в известных песнях». 

В целом, грязный и гангста рэп довольно сильно выделяются из общей массы хип-хопа как раз в сторону снижения словарного запаса. Треки в этих стилях создают максимально примитивными, чтобы отвечать требованиям слушателей.

East coast vc. West coast

Даже если вы далеки от рэпа и хип-хопа, то все равно слышали про «Вест кост» и «Ист кост».

Исследователь сделал также анализ исполнителей по географии, чтобы оценить, хип-хоп исполнители в каких регионах обладают большим словарным запасом.

d067f2850536232905be9a607dd18587.png

Исполнители из East Coast показали себя лучше остальных — среднее количество использованных уникальных слов в их треках равно 4804. У West Coast — 4411.

Интересно, что и «Вест кост», и «Ист кост» примерно поровну распределены на графике. То есть, здесь многое уже зависит от стиля конкретных исполнителей, а не от общих региональных особенностей.

Но вот, к примеру, южане занимают в этом рейтинге низшие позиции: в среднем словарный запас Southern-рэперов — 4268. 

Скорее всего, подобные цифры отражают различия в популярных музыкальных стилях и способах создания треков. В южном хип-хопе характерны повторения фраз и слов — так называемое респонсорное пение. 

Это стиль музыки, в котором фразы солиста дублируются хором. При подсчете общего количество слов эти дубли идут в общее число анализируемых лексем, поэтому число уникальных слов снижается. Тем не менее еще одной причиной также является особая популярность в южных штатах гангста и грязного рэпа, которые тоже не отличаются богатством словарного запаса.

Общая ситуация интересная. С одной стороны, сравнивать Шекспира и американских рэперов как-то нецелесообразно. Но в равных условиях они будут практически равны. Поэт обеспечивает свой широкий лексикон неологизмами, многие из которых придумал сам, а хип-хоп исполнители — сленгом. 

Для человека, который изучает английский как иностранный, читать Шекспира или слушать американский рэп — это одинаково сложные занятия. Причудливые лексические конструкции или куча сленга в быстром речитативе — та еще тренировка. 

Но если вы действительно хотите прокачать владение языком и одинаково хорошо понимать как Шекспира, так и американский рэп, то записывайтесь на бесплатный урок с преподавателем и откройте для себя всю многогранность английского. 

Онлайн-школа EnglishDom.com — вдохновляем выучить английский через технологии и человеческую заботу

9cea7a0b0977ba9a8c82a89d7e0225d5.png

Только для читателей Хабрапервый урок с преподавателем в интерактивном цифровом учебнике бесплатно! А при покупке занятий получите до 3 уроков в подарок!

Получи целый месяц премиум-подписки на приложение ED Words в подарок. Введи промокод march2021 на этой страницеили прямо в приложении ED Words. Промокод действителен до 01.05.2021.

Наши продукты:

© Habrahabr.ru