Новые игроки на российском рынке онлайн-объявлений пытаются конкурировать с Avito
Рынок объявлений о продаже и покупке автомобилей, недвижимости и предложений о вакансиях сегментирован — на нем много региональных игроков, и оценивать его сложно, говорит гендиректор компании «Пронто Медиа» Николас Дадиани. «Предположим, что за пределами Avito они создают рынок приблизительно еще на 3 миллиарда рублей, тогда общий размер рынка объявлений в Рунете в 2015 году составит около 12 миллиардов рублей», — предполагает Дадиани.
Аналитики Goldman Sachs в своем исследовании прогнозируют, что к 2020 году Avito станет лидером российского рынка в категории general classifieds, в которой будет занимать 98% рынка. Но этот сегмент будет самым незначительным в финансовом выражении: его объем составит $61 миллион (около 4,3 млрд рублей), в то время как весь российский рынок онлайн-классифайдов вырастет почти в 4 раза — до 47 миллиардов рублей ($667 млн), считают в Goldman Sachs.
Сегмент онлайн-объявлений о недвижимости в 2020 году эксперты Goldman Sachs оценивают в $242 миллиона (17 млрд рублей), автомобильных объявлений и объявлений о работе — по $182 миллиона (около 13 млрд рублей) каждый.
Новые успехи Avito
17 августа стало известно, что выручка компании Avito AB, которой принадлежат российский сервис онлайн-объявлений Avito.ru и сайт объявлений недвижимости domofond.ru, увеличилась на 86% и составила 2,9 миллиарда рублей ($45,6 млн). Первым об этом сообщил шведский инвестфонд Vostok New Ventures, который является акционером Avito.
В конце прошлого года южноафриканский медиахолдинг Naspers купил 50,5% Avito, увеличив свою долю до 67,9% с 17,4%. В рамках этой сделки компания была оценена в $2,7 миллиарда, включая средства на счетах в размере примерно $240 миллионов. В декабре Avito распределила среди акционеров в качестве дивидендов почти все наличные средства — $230 миллионов.
Vostok New Ventures не участвовал в сделке и сохранил 13,3% в капитале Avito. Стоимость Avito на конец июня оценивалась в $2,48 миллиарда.
Вся выручка получена от российского сайта Avito.ru. Показатель EBITDA во II квартале 2016 года составил 59,7%, или 1,7 миллиарда рублей ($27,2 млн), против 50,5%, или 794 миллионов рублей, годом ранее.
Количество просмотров страниц сайта Avito достигло 30 миллиардов, 56% пришлось на просмотры с мобильных устройств.
В прошлом квартале выручка компании также выросла на 86%, до 2,249 миллиарда рублей.
«Юла»
10 августа Mail.ru Group впервые официально сообщил о развитии собственного сервиса онлайн-объявлений «Юла». Это произошло спустя 9 месяцев после его фактического запуска. «Юла» ежемесячно собирает более 2,5 миллиона пользователей мобильных устройств. Об этом изданию «Коммерсант» сообщили представители компании. MRG надеется развивать сервис за счет наработанной ранее пользовательской аудитории. Поэтому компания готова инвестировать большие суммы в свой новый проект, чтобы достойно конкурировать с Avito в перспективе.
«Юла» предлагает пользователям способ продажи и возможность покупки товаров в непосредственной близости от покупателя и продавца. «Мы фокусируемся на мобильном рынке, потому что смартфон — универсальное устройство, которое помогает фотографировать, созваниваться и писать, а также позволяет определять геолокацию в отличие от десктопа, — объясняет руководитель проекта «Юла» Егор Абрамец. — При этом mobile — это фильтр для выкладки оригинальных фотографий, так как в персональном компьютере гораздо проще скопировать чужую картинку с сайта и разместить ее в объявлении».
Продавец может зарегистрироваться в приложении через аккаунт в социальной сети или по номеру мобильного телефона, загрузить фото товара и заполнить описание — и объявление появится в ленте. В сервис интегрированы внутренний мессенджер и телефонные звонки, которые позволяют уточнить все вопросы и договориться о встрече.
Пока «Юла» бесплатна для покупателей и продавцов. «Сейчас перед нами стоят аудиторные цели», — говорят в Mail.ru Group, не раскрывая статистику по загруженным объявлениям.
Отличительная черта «Юлы» — показ объявлений с учетом местоположения пользователя и его интересов, обращают внимание в Mail.ru Group. «Юла» на основе геопозиции пользователя показывает ближайшие предложения, так как во время создания объявления фиксируется и геопозиция товара, говорит господин Абрамец. По его словам, SDK соцсетей позволяет получать социально-демографические характеристики пользователя, если он разрешил доступ. «На основе соцдема мы предлагаем релевантные его интересам категории», — рассказал он.
Ставка на мобильность дает ряд конкурентных преимуществ — оптимальное предложение по геолокации, что значительно экономит время поиска, поэтому она «абсолютно оправданна», считает акционер Run Capital Андрей Романенко. «Это должно позитивно сказаться на конверсии. У проекта есть все шансы на успех, учитывая принадлежность к Mail.ru Group и ее большую пользовательскую аудиторию, ведь классифайд в линейке продуктов компании был недостающим звеном», — полагает он. По данным TNS, в июне совокупная аудитория проектов, входящих в Mail.ru Group, составила 56,1 миллиона человек.
Пока безусловным лидером на российском рынке является онлайн-классифайд Avito. Но вместе с тем, Avito — это еще и позитивный пример для российского интернет-рынка. Осенью 2015 года компания была оценена в $2,7 миллиарда в рамках сделки по покупке 50,5% акций компании холдингом Naspers. Это примерно половина всей капитализации MRG. Naspers также является и акционером Mail.ru Group.
Первая версия приложения «Юла» была запущена 15 октября 2015 года, следует из сообщения компании. По данным источника на рынке, MRG достаточно активно использовала ресурсы принадлежащих ей сетей «Одноклассники» и «ВКонтакте», чтобы привлечь аудиторию для нового сервиса. Несмотря на это, «Юла» отстает от Avito почти в 10 раз, если верить данным Avito. Последняя со ссылкой на данные Фонда «Общественное мнение» утверждает, что ее аудитория составляет 20 миллионов человек.
«Яндекс.Вертикали»
В январе 2016 года «Яндекс» выделил в отдельные структуры два подразделения, приносящих ему нерекламный доход, — «Яндекс.Такси» и сервис объявлений «Яндекс.Вертикали». Выделение сервисов поможет диверсифицировать риски и снизить рекламную долю в структуре выручки «Яндекса», которая сейчас составляет почти 99%.
В «Яндекс.Вертикали» войдут все сервисы объявлений «Яндекса» — «Авто.ру», «Яндекс.Недвижимость», «Яндекс.Работа» и «Яндекс.Путешествия». «Яндекс.Вертикали» планирует составить конкуренцию лидеру российского рынка Avito.
Вот что по этому поводу рассказывал РБК генеральный директор сервиса «Яндекс.Вертикали» Антон Забанных:В 2010 году открылись агрегационные сервисы «Яндекс.Авто» и «Яндекс.Недвижимость». Их цель была «запылесосить» все объявления в интернете внутрь себя и давать по ним удобный поиск. Таким образом, партнеры получали трафик, а мы монетизировались за счет рекламы. Теперь мы от этой модели постепенно уходим — рынок меняется, его участникам становятся интересны другие форматы._________________________________________________________________________________________С покупкой «Авто.ру» мы ушли от предыдущей модели совсем: мы раздаем не трафик, а покупателей и звонки, и уже не агрегируем объявления. С «Яндекс.Недвижимость» та же история: первоначально сервис был агрегатором объявлений, но в декабре 2014 года мы начали принимать объявления напрямую. Правда, при таком подходе есть масса проблем, но мы их решаем.
Ключевая — качество информации. Знаете, вообще все, чем мы занимаемся, — это очень неудобные для людей сферы. Допустим, вы хотите купить машину. Казалось бы, покупка нового автомобиля — более комфортный сценарий, чем попытка найти хорошую подержанную машину. Однако, определившись с маркой, вы нигде не сможете посмотреть, какие машины сейчас есть в салонах в наличии. Придется объезжать эти салоны, общаться с менеджером, который будет деловито зачитывать список опций каждого автомобиля, не называя цену.
С подержанными автомобилями все еще хуже. Есть объявления, которые вроде о каких-то объектах из физического мира, но насколько они правдивы — вообще никому непонятно. Мы хотим эту непрозрачность, этот хаос, устранить. Мы не хотим быть просто досками объявлений, хотим стать объективным средством выбора.
Тем не менее, пока Avito входит в число самых популярных сайтов рунета. Однако после введения на этом сервисе платных объявлений ситуация может в какой-то степени измениться.
P.S.
К концу 2015 года месячная аудитория Рунета достигла 83 миллионов человек — столько россиян старше 12 лет каждый месяц пользовались интернетом. По данным Фонда «Общественное мнение», проникновение составило 67%; группа TNS зафиксировала 68%. Города-миллионники достигли потолка, здесь аудитория почти перестала увеличиваться, следует из исследования «Яндекса».
В среднем за неделю с одного устройства просматривается примерно 13 различных сайтов на смартфоне и 27 на десктопе. «Яндексу» удалось выделить 28 сервисов, которые востребованы пользователями Рунета вне зависимости от географии. На них приходится треть просмотров страниц из каждого города.
Самыми популярными сайтами являются соцсеть «ВКонтакте», онлайн-классифайд Avito, портал Mail.ru, соцсеть «Одноклассники», видеохостинг YouTube, а также китайский интернет-магазин Aliexpress.
Комментарии (1)
23 августа 2016 в 18:23
–2↑
↓
А в какой момент avito стало «старым» игроком? Без году неделя на рынке. Я бы понял, если бы про молоток.ру такое написали.