Новые GPU от Intel Xe и Arc не будут поддерживать DirectX 9

Инженеры компании Intel заявили, что новые графические ускорители компании, а именно интегрированная в процессоры 12-го поколения чипы Xe и дискретные карты семейства Arc не будут больше аппаратно поддерживать API DirectX 9. Вместо этого GPU компании будут работать с DirectX 12, а обратная совместимость с проектами на DirectX 9 будет обеспечиваться с помощью эмулятора.

dikmijxhw6mzavyysloej_94iwm.png

Решение затронет процессоры 12-го поколения Intel Core (и, по всей видимости, грядущие новинки компании, ожидаемые в начале 2023 года), а так же новый продукт компании — графические ускорители бюджетного сегмента Arc.
Так как полный отказ от DirectX 9 невозможен, обратная совместимость с ним будет обеспечена с помощью опенсорсной библиотеки Microsoft D3D9on12. В самой компании Microsoft инженеры уверяют, что библиотека эффективна и отказ от поддержки API DirectX 9 в большинстве случаев никак не скажется на производительности приложений.

Отказ от DirectX 9 в первую очередь бьет по старым играм, которые не умеют работать с DirectX более новых версий. В случае отсутствия API DirectX 9 пользователи могут столкнуться с ошибками, вылетами и прочими проблемами производительности в старых приложениях. А так как встроенная процессорная графика и карты семейства Arc — это бюджетное решение, которое не способно выдать высокие результаты в современных тайтлах, решение об отказе от поддержки API DirectX 9 выглядит сомнительно.

Также стоит понимать, что библиотека обратной совместимости D3D9on12 — софтверное решение, которое увеличивает нагрузку на центральный процессор. То есть, и так не самые быстрые CPU среднего и нижнего сегмента, которые обычно и работают в «офисном» или «эконом» режиме со встроенной графикой вместо полноценной видеокарты, получат дополнительную нагрузку. Это так же может привести к вылетам и ошибкам.

Одной из причин отказа Intel от поддержки API DirectX 9 и переход на прямую поддержку DirectX 12 с эмуляцией более ранней версии называют малый опыт инженеров компании в этой области. Релиз DirectX 9 состоялся 20 лет назад, еще в 2002 году, через год после выхода на рынок первой версии Windows XP. DirectX 9 в свое время активно использовался на таких операционных системах, как Windows 98 и Windows Me. DirectX 11 вышел только в 2009, а актуальный сейчас DirectX 12 — в 2015 году.

image

В отличие от Nvidia и AMD, которые занимались поддержкой DirectX 9 для своих видеокарт с момента его выхода, инженеры Intel нее могут похвастаться столь обширным опытом. А так как видеокарты Arc уже стали поступать в продажу по всему миру, а к запуску готовится pro-линейка ускорителей A-серии, такие как A40, A50 и A30M, отказ от древнего софта в пользу работы с актуальными решениями, выглядит логично.

При этом у Intel есть планы по покорению и самого стабильного сектора рынка GPU — геймерского. Их новый GPU A750 в тестах показывает производительность на уровне не самой слабой по текущим меркам RTX 3060, что показывает амбиции компании:

image

Однако еще на этапе презентации слайдов выше специалисты обратили внимание, что Intel не предоставила результатов тестов для DirectX 11, то есть отказ от работы с более старыми версиями DirectX — планомерная политика, о которой просто не сообщалось раньше времени.

При этом стоит понимать, что геймерский сегмент — весьма специфический рынок. Разнообразие конфигураций требует от производителя GPU трепетного отношения к драйверам и обеспечению обратной совместимости со всем, что только можно вообразить, ведь проблемы с драйверами — тот аргумент, который может отвернуть публику от новинки в пользу более стабильных решений конкурентов. Это мы наблюдали долгие годы в случае с AMD и Nvidia, когда последние доминировали на рынке не только за счет мощных решений, но и по причине стабильной работы драйверов, постоянного обновления софта под новые тайтлы и прочей обширной работы с драйверами. О проблемах же видеокарт AMD с драйверами и своевольном нраве Catalyst, многие знали даже слишком хорошо, что «красным» карточкам баллов не добавляло. Вполне возможно, что таким «проблемным» вендором теперь станет Intel, если инженеры компании не будут уделять достаточно внимания такому важному аспекту, как обратная совместимость и поддержка разнообразных графических API и библиотек.

© Habrahabr.ru