Ностальгические игры: Deus Ex (часть 2)
Сегодня хотелось бы продолжить рассказ про Deus Ex, столь значимую игру для индустрии, которую люблю всей душой. Кто знает, может, прочитав обе части обзора, и вы пойдете устанавливать игру на свой компьютер. Так как это вторая часть статьи, для ознакомления с первой, пожалуйста, ссылка.
Геймплей
В этой части хочу рассмотреть, что же геймплейно представляет из себя Deus Ex. Жанр игры — Immersive sim, то есть игроку предоставляется большое количество разнообразных механик, способствующих погружению в геймплей и окружающий мир. Фундаментом является экшен от первого лица с ролевыми элементами. Под вашим управлением находится персонаж с глубокой возможностью его «кастомизации» под свой стиль прохождения. Как я сказал, Deus Ex — ролевой экшен. Вы вольны быть как безумной машиной смерти, с боем прорывающейся в стан врагов, так и тихим, скрытным диверсантом, незамеченно проходящим за спинами врагов.
Игра дает огромное количество возможных вариантов решения той или иной ситуации или задания. Мир построен так, что вы можете достигать свои цели разными, непохожими друг на друга, способами (порою незапланированными самими разработчиками). Причем от выбранного способа зависит дальнейшее развитие событий, например, некоторые из них можно отсрочить или вовсе избежать. Вы неоднократно будете сталкиваться с последствиями своего выбора в виде дополнительной награды, новых фраз в диалогах или мгновенно выигранной схватки с боссом только потому, что не пошли напролом в бой, а потратили время на изучение мира!
Ролевая система
Как я уже сказал в первой части обзора, вы играете за сотрудника UNATCO, который является прототипом нанотехнологического агента. В тело вашего протеже возможно устанавливать аугментации (приращения), непосредственно влияющие на желаемый способ прохождения игры. Вы можете выбирать инпланты под свои вкусы и нужды. Это могут быть как достаточно банальные «Мускулы», «Скорость», «Тихий бег», так и довольно необычные «Баллистическая защита» или «Система агрессивной защиты». К сожалению манчкинов, вы не сможете напичкать своего героя всеми прирощениями за раз, так как некоторые из них являются взаимозаменяемыми. Поэтому придётся делать выбор, какой набор будет полезнее при вашем стиле игры.
Думаете, на этом всё? Как бы не так! В игре есть огромное количество компьютерных терминалов, запертых дверей, камер наблюдения, потайных мест под водой, и пускай справиться с ними можно и сугубо геймплейными решениями, например, запертую дверь можно взорвать, взломать или открыть найденным ключом; получить доступ к информации на компьютере, предварительно отыскав где-то на локации пароль или, опять же, взломав его;, а пробраться в секретную комнату на дне реки можно, использовав акваланг. Но зачастую для достижения цели гораздо проще прокачать необходимый навык. Уже на старте игры вам предложат распределить очки навыков, то есть сделать «базу» будущего билда вашего персонажа. Так, прокачав навыки использования оружия, вы сможете изрядно улучшить его меткость, но это не единственное решение…
В магазинах, в тайниках, в награду за задания вы будете находить разнообразные дополнения к оружию: лазерный прицел, глушитель, увеличенную обойму и многое другое. Все модификации способны улучшить характеристики вашего оружия, например, обеспечить комфортную меткость. Оружие бывает летальное и нелетальное. Вы вольны вырубать ваших оппонентов, не убивая, а можете пойти как Терминатор, уничтожая всё, что встретится на пути. Отмечу, что даже выбранный способ прохождения миссии (с убийствами или без) повлечет за собой, пусть и небольшие, но последствия.
Но и это не последний фактор, от которого зависят возможности вашего альтер эго в процессе выполнения поставленных задач. Каждая часть тела (что ваша, что ваших врагов) имеет своё здоровье, непосредственно влияющее на её функциональность. С раненой ногой существенно замедлится скорость передвижения, а если повредить обе, то сможете лишь ползти. С повреждённой рукой заметно падает меткость, ну, а с простреленной головой… вы умрёте))))
Ну вот, мы прокачали навыки своего персонажа, распределили его инпланты, подобрали и повысили эффективность оружия, а где это всё использовать? Как и в любом уважающем себя иммерсивном симуляторе, уровни игры построены так, чтобы вы всегда могли достигать целей любым желаемым способом. Хотите пройти тихо, не подняв тревоги? В углу есть вентиляция, которая позволит срезать путь, оставаясь «в тени». Хотите добраться в охраняемую лазерами и камерами зону? Что ж, мир игры достаточно интерактивен, и вы вполне можете построить «лестницу» из ящиков и спокойно перебраться через забор, ну или перекрыть лазерные лучи этими же ящиками. Геймдизайнеры и левелдизайнеры позаботились о том, чтобы игру можно было пройти каждым из способов, имеющим как плюсы, так и минусы, но никто не запрещает вам использовать свою тактику, отличную от задуманной разработчиками.
Фишка
Если осмыслить всё сказанное мной, можно понять, насколько геймплейно и нарративно это глубокая игра, даже для современного, достаточно искушенного геймера. А представьте, какой игра казалась в начале нулевых?
Другие игры стимулируют вас исследовать мир с помощью квестов или «вопросиков» на карте. Играя же в Deus Ex, я ловил себя на мысли, что исследую её просто потому, что хочется… хочется быть в этом, по ощущениям, действительно живом мире, хочется изучить его и найти что-то интересное, и что самое приятное — игра вознаграждает тебя за это.
Мультиплейер
Напоследок поговорим про мультиплеер.
Признаюсь честно, как и в Europa Universalis 4 (кстати, на моем канале есть обзор на эту затягивающую стратегию), игру по сети я не пробовал, поэтому ничего конкретного сказать не могу. Но и промолчать было бы неправильно, поскольку очень многие люди до сих пор играют в него и говорят, что мультиплеер в Deus Ex по-своему уникален и очень интересен. В интернете я читал много положительных отзывов о нем. Благодаря имплантам, огромному количеству оружия и предметов добавляется возможность собрать билд под свой стиль игры, а значит бои получаются очень захватывающими.
Итог
Несмотря на то, что обзор игры получился очень длинный, поверьте, я слишком многого не рассказал! Желаю вам самим окунуться в этот мир, кому-то вернуться на мгновение в прошлое и вспомнить, как же это было круто, а кому-то (везучие ублюдки) впервые погрузиться в этот серый и хмурый, но всё равно такой яркий и манящий, антиутопичный мир! Таких игр даже в наше время действительно мало, и не поиграть в неё было бы большим упущением. Забудьте, что игре больше 20 лет, забудьте про графику и вы перестанете замечать её недостатки уже через 30 минут, но впечатления, что она вам подарит, не заметить вы просто не сможете.
Я играю в игры больше 25 лет и запомнил их именно такими: душевными и затягивающими, с увлекательными механиками и интерактивностью, без внутриигровой валюты и попыток быть чем угодно, но не игрой. В моём Telegram канале тебя ждут не только обзоры на игры, но и актуальные новости, а также рассуждения о геймдеве. Подписывайся, будет интересно!