«Нормандия» на рельсах: игры про железнодорожные приключения

exrp1issvmslstytuddyacick6i.jpeg


Думаю, многие согласятся, что в поездах есть нечто притягательное и романтичное. Недаром особое место среди виртуальных развлечений занимают разнообразные симуляторы машиниста и стратегии, позволяющие ощутить себя вокзальным диспетчером. Но это реалистичные игры, а как насчёт того, чтобы добавить немного железнодорожной романтики в другие жанры? Представьте себе игру, в которой главный герой странствует по экзотическому опасному миру в поисках приключений, только базой, домом и транспортным средством для него служит не звездолёт и не парусник, а поезд! Что интересно, такие игры есть, и их оказалось достаточно много. На полноценный жанр, конечно, не хватит, но назовём это «микро-жанром». Осталось ещё название ему придумать, но пока, как назло, в голову ничего не приходит. Может, в комментариях кто-нибудь сможет предложить варианты?

Transarctica / Arctic Baron (1993)


aejoaa47fvmq9sfcqbj2mhd9yde.jpeg


Классика от знаменитой некогда французской студии Silmarils и, вполне вероятно, — родоначальник того микро-жанра, который мы сегодня рассматриваем. Хотя насчёт последнего — на деньги спорить не рискну. В восьмидесятые выходило такое количество самой разнообразной дичи, что всю и не упомнишь.

Любопытен сюжетный первоисточник — игра выполнена по мотивам серии романов La Compagnie des glaces («Ледяная компания»), писателя-фантаста Жоржа-Жана Амода. От них, в свою очередь, сюжетный троп «постапокалипсис, который человечество переживает на рельсах» пошёл, кажется, целиком и полностью, включая хайповый (в своё время) корейский сериал Snowpiercer, аниме типа Overman King Gainer и бесчисленное количество артов от художников разной степени одарённости. Первый роман Амод написал в 1980 году и не останавливался до самого 2005-го, штампуя по две, а то и по четыре книги в год.

По сюжету, человечество настолько испугалось глобального потепления, что решило бороться с ним радикально. Серия точечно направленных ядерных взрывов на полюсах планеты, и… оказывается, что в расчёты вкралась ошибка. Эффект вышел гораздо более сильным, чем ожидалось, и Земля погружается в новый ледниковый период. Оригинальным является не это и даже не то, что откуда-то снова появляются мамонты, саблезубые тигры и прочие существа времён первого ледникового периода, а то, что основным видом транспорта становятся поезда. Логическое обоснование этого весьма шаткое, но все и так понимают, что это сугубо «для красоты». Элемент антуража то есть. Получился, с одной стороны, постапокалипсис, но с другой — изрядно разбавленный вестерном (благодаря мотиву противостояния «железнодорожных баронов») и стимпанком.

ddkabpbbzffjuxbvzdkzgkni-ho.jpeg


Игроку предстоит взять на себя управление гигантским поездом «Трансарктика» и отправиться на поиски полумифической возможности вернуть Земле нормальный климат. Противостоять ему будет жестокий «арктический барон», владелец крупнейшей железнодорожной компании, которого более чем устраивает текущее положение дел. Скитаясь по обледенелым пустошам, «Трансарктика» и её экипаж будут встречать различные поселения, в которых можно как поторговать, так и поучаствовать в сюжетных событиях. В пути могут встречаться различные случайные события. В основном — неприятного характера. Засады всякие, повреждения рельсов, столкновения со всякими чудищами.

Функционал поезда определяется вагонами, из которых он состоит. Орудийные площадки позволят отстреливаться от противника из пушек и пулемётов, товарные — дадут возможность возить грузы, принося таким образом прибыль, а штабной вагон — позволит проводить разведку, давая подробную информацию о близлежащих станциях и т.д.

qo01kmybmy7uaia1b0whah7ltfw.jpeg


Основной ценностью в мире игры является уголь — без него поезд остановится, а все его обитатели замёрзнут насмерть. «Чёрное золото», соответственно, используется двояко: и как топливо, и как деньги. Совершая сделки, стоит быть осторожным: если потратить все сбережения на новый классный вагон, остатков может не хватить на путь до следующей станции.

По нынешним временам игровой процесс Transarctica довольно незатейлив, что с лихвой компенсируется антуражем. Где ещё можно отправить кавалеристов на мамонтах на абордаж вражеского бронепоезда?

Fear Equation (2016)


nejxy9vxd4yjkkxvlypl9e5jx70.jpeg


Повесть Стивена Кинга «Туман» не самое известное произведение мастера ужасов, но уж точно одно из самых атмосферных. Она вдохновляла многих, вот и авторы Fear Equation решили позаимствовать оттуда завязку сюжета для своей игры. Землю накрыл загадочный туман, и все, кто в нём оказываются, достаточно быстро погибают. Кучка выживших пытается найти выход из тумана, и так как игра находится в этой подборке, то вы наверняка уже поняли, что средством для этого они избрали поезд.

Если у Кинга в тумане обитали загадочные чудовища, которые зазевавшихся людей банально жрали, то тут туман действует тоньше. Он исподволь проникает в мысли людей и начинает сводить их с ума. Именно психологической защитой игроку и предстоит заниматься всю дорогу. Различные апгрейды вагонов позволяют усиливать защиту от тех или иных кошмаров. Также надо следить, чтобы в одном вагоне не оказывалось слишком много людей со сходными кошмарами, тогда туману будет проще до них достучаться. От некоторых страхов помогают лекарства, но их запас крайне ограничен. Также нужно следить и за настроениями пассажиров: они могут ссориться, объединяться во фракции, плести интриги друг против друга и против главного героя. В худшем случае дело может закончиться тем, что обитатели поезда взбунтуются и выкинут главного героя в туман, что автоматически обозначает провал и game over.

pq856pxurb0nfqoetgrjew18cjo.jpeg


Периодически приходится делать остановки и отправлять пассажиров на сбор ресурсов. Долго в тумане находиться нельзя, поэтому нужно продумывать ротацию участников этих вылазок, а также учитывать то, что те, кто уже побывал снаружи, после этого какое-то время более чувствительны к зову тумана.

Выглядит игра специфически. Наш главный герой — машинист, а по совместительству и комендант поезда — всю игру проводит в кабине локомотива и не покидает её. Все распоряжения отдаёт дистанционно, с помощью переговорного устройства. Информацию об окружающем мире и о состоянии поезда читает по приборам. Собственно, это является одним из недостатков игры — этих приборов очень много и все их необходимо постоянно контролировать. Подобный шквал информации может сбить неподготовленного игрока с ног. Проходит всё это дело в «походовом» режиме, что необычно для нашего микро-жанра. Раздаём пассажирам распоряжения, распределяем ресурсы, жмём кнопку завершения хода и смотрим на результаты наших решений.

mb1vngo4af2uc6k0t6emm1kd4bk.jpeg


Fear Equation — игра крайне специфическая, которую не выйдет порекомендовать всем и каждому, но свой шарм она определённо имеет. Ну, а уж для технофила она настоящая отрада души. Все эти циферблаты, тумблеры, ЭДТ-мониторы прорисованы детально и с любовью, и со всеми ими нужно взаимодействовать.

The Final Station (2016)


rkbp5m7xexiehmogy2hvuqnjwlc.jpeg


И снова игрок в роли машиниста в постапокалиптическом мире. Правда, здесь глобальный кирдык настал не по причине оледенения или мистического тумана, а в силу нашествия зомби. Причём нашествие это — инопланетного происхождения. Из космоса падают капсулы, распыляющие загадочный газ, который превращает всех вдохнувших его людей в очень тупые, но очень кровожадные куски мяса. И пока сильные мира сего пытаются как-то обуздать напасть, наш главный герой продолжает заниматься тем же, что делал до этого всю жизнь — управляет пассажирским поездом.

hzgn1ctra_fgsibxvk3pnw42e74.jpeg


Конечно, в сложившихся обстоятельствах профессия машиниста приобрела некоторую специфику. Например, из-за нехватки персонала протагонист обслуживает поезд полностью в одиночку. Он и машинист, и ремонтник, и проводник, и врач. И добывать припасы, необходимые для успешного завершения рейса, тоже приходится ему. Как и полагается в зомби-апокалипсисе, берёшь пистолет или дробовик и отправляешься исследовать руины на предмет горючего, еды и прочих ценных вещей. Разумеется, руины никогда не бывают пустыми, и на пути обязательно встретятся зомби. Патронов и аптечек вечно не хватает, а здоровье у главного героя довольно хлипкое. Так что зачищать локации целиком, вынося всё, что к полу не приколочено — не выйдет. Чаще такие вылазки будут проходить в формате «схватил, что первое под руку попалось и быстро смылся, пока цел».

Пассажиров нужно кормить и лечить, а поезд — заправлять и ремонтировать. И это доставляет даже больше неудобств, чем зомби. С последними вообще сталкиваешься не так уж и часто. Нападать на едущий поезд они не умеют, так что в пути от станции до станции вам ничего не угрожает. Также есть сугубо мирные станции, где только нормальные люди, с которыми можно поговорить и поторговать, и совершенно никаких зомби.

mxnit4i0ohkrfcvvnc7qboxlati.jpeg


Увы, менеджмент поезда не включает никаких возможностей поменять в нём вагоны или локомотив, либо сделать ещё что-то подобное. Игра вообще проста и незатейлива в геймплейном плане. Но сюжет и атмосфера весьма доставляют, что и склонило чашу весов в пользу включения её в этот список.

Через год к игре вышло дополнение The Only Traitor, предлагающее новую сюжетную кампанию за нового персонажа. Однако в наш список оно ну совсем уж не попадает, так как поезда там нет, а путешествует главный герой на автомобиле. Игры в стиле классического автомобильного road movie — это всё же отдельный микро-жанр. Возможно, мы рассмотрим его когда-нибудь в будущем, если вам это будет интересно.

Bounty Train (2017)


ceuwltgwjn2y088h3dcmhryq8mw.jpeg


Единственная в нашей сегодняшней подборке игра, действие которой происходит в реальном мире. Если конкретнее, то в Северной Америке времён гражданской войны. Игровой процесс удивительно похож на Transarctica, разве что уголь идёт только на питание паровоза, а в качестве денег используются куда более привычные доллары.

Сюжет, с другой стороны, напоминает скорее совсем уж седую классику, а именно: Pirates! Сида Мейера. Семья главного героя потерпела крах в результате козней недоброжелателей, и теперь игроку предстоит, взяв под своё управление юного наследника железнодорожной компании, восстановить как эту самую компанию, так и доброе имя семьи, а попутно спасти попавших в беду родственников, разбросанных по всей карте.

-ymc6zueibt_hunl6u9hebf54gs.jpeg


Так как вокруг — эпоха Дикого Запада, то среди занятий, доступных игроку, числится не только чинная развозка грузов и пассажиров, но и ловля разыскиваемых преступников, с возможностью самому стать разыскиваемым преступником, а также всякого рода сражения. Последние проходят по всем канонам вестернов — противники гонятся за вашим поездом на лошадях или же сидят в засаде по обочинам пути, а ваш герой и его помощники отстреливаются из револьверов и винтовок, швыряют динамитные шашки и стараются не умереть. Если врагам удастся вскочить на борт поезда — дело может дойти и до рукопашной. Для поездок по особо неспокойным районам имеет смысл нанимать отдельную охрану — одни только машинисты и кондукторы могут не осилить напора противников.

В игре силён ролевой элемент. Главный герой имеет инвентарь, накапливает опыт и повышает уровень. С каждым уровнем предлагается возможность повысить те или иные параметры либо изучить спецспособность. Экипаж поезда — тоже не безымянные фигурки, кидающие уголь в топку. У них ровно те же возможности, что и у главного героя, прокачка и инвентарь.

yx4ujpzzz5wwyiyc1m1_yhc4xgo.jpeg


Так как страна охвачена войной, то игроку придётся учитывать в своей деятельности и интересы противоборствующих сторон. Можно работать на южан, а можно на северян. Можно пытаться поддерживать нейтралитет. Помимо США и КША, есть ещё две фракции — бандиты и индейцы. Если у какой-то из них с компанией игрока отношения недружеские, то его поезд считается законной добычей, что обозначает повышенную вероятность нападений.

Как настоящий американский бизнесмен, главный герой не только катается на поезде, но и приобретает различные предприятия. На поздних этапах прохождения основная часть дохода будет приходить с шахт, лесопилок и фабрик, которыми владеет игрок, а рельсовые путешествия станут в первую очередь способом развлечь себя квестами и продвинуть сюжет.

Игра оказалась довольно успешной, так что позже к ней вышло дополнение New West, содержащее новую сюжетную кампанию.

Sunless Skies (2019)


1smgbriyybfjnkx18yzpdjzegbw.jpeg


Наверное, самый необычный представитель нашего микро-жанра. Жила-была британская студия Failbetter Games, и запилили они браузерную игру Fallen London. Было это на самом закате эпохи браузерок, в 2009 году. И была сама игра очень необычной по меркам браузерок: во-первых, она не стремилась всеми силами выдоить из игрока донат, а во-вторых, была самой настоящей ролевой игрой с упором на сюжет (точнее, многочисленные переплетающиеся сюжеты), а не на сражения и прокачку. Самым же необычным был сеттинг с провалившимся под землю (в самом буквальном смысле) Лондоном конца XIX века, населённым, помимо обычных людей, ожившими мертвецами, глиняными големами, разумными кальмарами и прочей макабрической дичью. Сюжеты имели соответствующий накал безумия и местами давали прикурить даже Льюису Кэрролу с его Алисой. Игра полюбилась многим и даже завоевала культовый статус в определённых кругах, поэтому в 2015 году студия выпустила уже полноценную коммерческую игру, действие которой происходило в той же вселенной — Sunless Sea. Игроку предстояло управлять пароходом и исследовать подземное море, окружающее Падший Лондон. Ну, а ещё через четыре года появилась Sunlees Skies — всё то же самое, только вместо моря — космос, а вместо парохода — паровоз. Да-да, космический паровоз, прямо как в том старом аниме.

hdoo9co7xomujxboni6hkhn49um.jpeg


Жители Падшего Лондона обнаружили портал, открытый в космическое пространство, и с присущим викторианским джентльменам стремлением всё исследовать и покорить ломанулись, собственно, исследовать и покорять новые горизонты, которые назвали Верхней пустошью (High Wilderness).

Местные паровозы от своих коллег из прочих игр микро-жанра отличаются двумя вещами. Во-первых, поезда как такового нет — один локомотив, без вагонов. Во-вторых, так как фактически паровоз здесь является звездолётом, то никаких рельсов ему не требуется и по игровому миру он перемещается совершенно свободно. Из-за этого лично я долго сомневался, стоит ли вообще включать Sunless Skies в эту подборку. Но в итоге всё же решил включить.

uf17qfkb2hlje7ulewqivp1bday.jpeg


Как и в двух предыдущих проектах студии, игроку предстоит много читать и вникать в прочитанное — Sunless Skies местами больше напоминает визуальный роман или книгу «выбери себе приключение», а не обычный игровой проект. Но оно того стоит — осилившего эти стены букв ждут жуткие и причудливые приключения, похожие то на падение в кроличью нору, то на погружение в липкий лавкрафтианский кошмар. Геймплей в более привычном понимании, конечно, тоже есть. Игроку предстоит нанимать команду, устанавливать апгрейды на свой космический паровоз, устраивать перестрелки с пиратами, охотиться на космических монстров (или спасаться от них) и т.п. Не соскучишься, в общем.

Voidtrain (???)


doytsazshj99dhb7ylebde-ij0s.jpeg


Так как этот проект пока не вышел даже в ранний доступ, детально поговорить о нём не получится. Но пока всё выглядит как трёхмерная версия Sunless Skies с видом от первого лица, плюс механики сбора ресурсов и строительства из «выживалок», минус стильный и затейливый сюжет с проработанным миром.

Игроку предстоит отправиться в путешествие по загадочному «миру бездны», в котором законы физики причудливо искажены. Начав с маленькой дрезины, он постепенно будет строить свой поезд, своими руками создавая и совершенствуя как локомотив, так и вагоны.

vxd8hsn_krnp83ohzm3tbplixzm.jpeg


Видеоряд смотрится стильно — куски реальности, плавающие в белёсом небытии, а между ними, причудливо извиваясь, тянутся рельсы. Если атмосферу удастся поддержать на должном уровне, может получиться как минимум небезынтересный проект. Вполне неплохо выглядят и местные чудовища, с которыми предстоит воевать, а некоторые скриншоты намекают, что не обойдётся и без противостояния с другими владельцами поездов.

ajp2fvwmyayuyspioh9kcsf_-m4.jpeg


Сомнение же вызывает тот факт, что это снова выживалка-крафтилка, в которой основную часть времени надо будет уделять бесконечному гринду материалов и изучению схем для постройки. Такие игры, конечно, имеют своих поклонников, но для среднего игрока быстро становятся однообразными и теряют привлекательность. Да, антураж оригинальный —, но это среди выживалок как раз не редкость. У нас уже есть Valheim про загробный мир викингов, Grounded про подростков, уменьшившихся до размеров насекомых, Raft про затопленный мир и много ещё чего. Затащит ли в случае с Voidtrain железнодорожная романтика — пока непонятно.

Конечно, микро-жанр приключений на поезде невелик, но определённо имеет своих поклонников как среди игроков, так и, самое главное, среди разработчиков. Хоть и нечасто, но проекты такого рода появляются. Некоторые лучше, некоторые хуже. Какие-то и вовсе откровенный шлак, вроде Zombiepiercer 2020 года. Да, это кривая поделка из бесплатных ассетов, и именно поэтому не попала в подборку — слишком много чести. Но сам факт того, что кто-то для своей поделки выбрал именно подобную идею, говорит о том, что идея, как говорится, имеет хождение. Подождём Voidtrain, подождём и других новых проектов данного микро-жанра. Кстати, ни у кого так и не родилось для него короткого внятного названия? Ну и заодно, если припомните ещё игры, относящиеся к нему — расскажите в комментариях, будет интересно.


НЛО прилетело и оставило здесь промокод для читателей нашего блога:

— 15% на все тарифы VDS (кроме тарифа Прогрев) — HABRFIRSTVDS.

© Habrahabr.ru