Нихао, Google: как виртуальные помощники победили в Китае

b972a60303dcdcf92e2c2945ed4c152b.jpeg

Для многих из нас знакомство с умными помощниками началось со Скрепки в «Ворде». Это был травмирующий опыт, как и многое другое в 90-х. Спустя несколько лет появилась первая версия ассистента Google, Siri, Кортана и Алекса. Стоило им заговорить по-русски, и Яндекс выпустил свою помощницу, острячку Алису. Следом подтянулись Маруся от Mail.ru Group и другие отечественные разработки. К 2020 году «говорящих искусственных интеллектов» стало еще больше, как и способов взаимодействия с ними. А сами помощники поселились не только в компьютерах и смартфонах, а еще и в колонках.

Удивительным образом, в 2020 году первенство в умной акустике и невидимых советчиках захватил Китай.

Что такое умный голосовой помощник? В теории, которая все сильнее сближается с практикой, это голос и пара электронных ушей, которые связывают вас с интернетом и умным домом. Спросите его, который час, сколько граммов сахара в ложке, закажите билеты в кино — и он найдет верный ответ в интернете и озвучит его.

Китайский бум

Умная колонка постепенно становится необходимостью для китайских домохозяйств и обошла по популярности смарт-ТВ. В 2019 году китайцы купили 52 миллиона умных колонок с виртуальными ассистентами — 41% от всех мировых поставок. Согласно статистике издания The Drum, 13,9% рынка заняла китайская компания Baidu с брендом умных колонок Xiaodu. Они были третьими в мире после Amazon с 29,9% рынка и Google с 19,1%. Третьими в мире, первыми в Китае.

Во второй половине 2019 года ситуация изменилась: Baidu обогнала Google и заняла второе место. По итогам года лидером стала китайская компания Alibaba, которая продала 15,6 миллиона колонок. Baidu продала 14,9 миллиона устройств, Xiaomi — 11,3 миллиона.

Причины успеха

Аналитики отмечают, что взрывной рост объясняется несколькими факторами. У Amazon и Google очень низкая доля проникновения на китайском рынке, где есть свои поисковики, карты и сервисы. Далее, в случае Xiaodu роль сыграла открытая экосистема. Baidu позволяет сторонним производителям  интегрировать команды своего виртуального помощника в их продукты. Такую же политику Amazon проводит с голосовыми командами Алексы. И решающий удар заключается в агрессивной скидочной политике и субсидировании потребителей, чем занимаются все участники гонки.

697f4deb1fe13d6e11c88898997daf5c.png

Дело обстояло так: китайские компании стратегически снижают цены на умные колонки во время предпраздничных распродаж. Расчет был на то, что продвинутые потребители будут покупать умные гаджеты в подарок для близких и тем самым быстро повысят темпы внедрения. Что привезти родственникам на Китайский Новый год? Дешевую колонку.

Примечательно, что такой же политики на «домашней» территории придерживался Amazon. Дискаунты и скидки на колонки Echo всегда приходились на распродажи, включая «амазоновскую черную пятницу», Amazon Prime Day. Это сработало для американских компаний в США, но особенно успешно для местных компаний в Китае, просто за счет огромного числа потенциальных клиентов.

a9e0bb3e083bb2bc5d578332c5174c7a.png

Кроме того, помогла нативная поддержка китайского языка. Помощник Baidu, DuerOS, распознает родной язык и ввод иероглифов. AliGenie, помощник разработки Alibaba, знает традиционный китайский и скоро заговорит на всех его диалектах, включая кантонский и сычуаньский. Ни одна зарубежная компания не пыталась толком разобраться в языковых вопросах, так что у местных было значительное преимущество, которое они успешно реализовали.

Это весьма важный момент, потому что нативная поддержка языка обеспечивает качественную рекламу, которая настигает пользователя везде, где стоит колонка. Судя по отчету агентства Mininglamp Technology, которое распространила Baidu, голосовая реклама работает весьма эффективно. В ходе одного живого эксперимента пользователи получили одинаковую рекламу в виде поп-апа в приложении и голосом на колонке. В первом случае конверсия составила 26,8%, а во втором — 48.9%.

Как и на Западе, рекламодатели в Китае стараются давать контент с высокой конверсией. В случае умных помощников на смартфонах и колонках можно использовать голос, изображения, контакт со взглядом и распознавание жестов, чтобы давать высокотаргетированную интерактивную рекламу. The Drum цитирует источник из Baidu, согласно которому китайскому поисковику уже удалось заключить контракты с KFC, Haier, Pizza Hut, Clinique и другими брендами. Они весьма эффективно пользуются возможностями нового прямого маркетинга.

Юзкейсы

Если привлекательность колонки для рекламодателей ясна, то потребителям они интересны, в первую очередь как способ слушать музыку. Именно ради этого их покупают и дарят в качестве доступной альтернативы музыкальному центру. Затем слушатели понимают, что в колонке живет умный помощник, и превращаются в пользователей. Они начинают задавать простые вопросы о новостях, музыке и на бытовые темы. Например, «Как называется эта песня?», «Какие последние новости?», «До какого часа работает магазин?».

67b3b210642a6b7484be9d8dc6575f8f.jpeg

В Китае в основном колонками пользуются семьи с детьми. Для них местные разработчики предлагают расширенный функционал: например, генерацию голоса родителя, чтобы ИИ читал ребенку сказки, образовательный контент. Пока что у западных компаний аналогичных предложений нет.

Та самая колонка, которая умеет имитировать родительский голос.Та самая колонка, которая умеет имитировать родительский голос.

Другая полезная сфера — настройки для ограничения использование устройства ночью и в течение дня, чтобы дети не просиживали бесконечно за гаджетами. Забегая вперед, родителям продают кибербезопасность для детей, реализуемую при помощи технологий распознавания лиц на умных дисплеях.

Важно понимать, что отдельной статистики по использованию функций умных ассистентов на разных устройствах нет. Сейчас помощников чаще всего запускают на смартфонах, колонки — на втором месте: 58,2% против 22,9% пользователей на 2019 год.

Тем не менее, сегмент колонок показывает стабильный рост и глобально, и в Китае. Дальнейшее распространение зависит от новых функций и того, насколько успешно получится продавать их пользователям. Аналитическая компания Canalys выделяет следующей точкой роста умные спикеры с дисплеями. Ей вторят коллеги из Strategy Analytics: В третьем квартале 2020 года процент продаж умных дисплеев вырос до 26% от всех умных колонок, по сравнению с 22% годом ранее.

718ff497b7a7a33694e71d023ad25b04.png

По итогам квартала число пользователей подскочило до 9,5 миллиона человек, до 21%, а продажи колонок «без лица» упали на 3%. Победителем из гонки вооружений вышел Amazon с умным дисплеем  Echo Show 5, на втором месте — Baidu, чья модель Xiaodu Zaijia 1c хорошо продается в Китае. Все остальные производители, кроме Xiaomi, тоже показали уверенный рост.

Смарт-дисплеи: новый драйвер продаж

Если бы не вызванные пандемией перебои с поставками, цифры могли бы разительно отличаться. Тренд, тем не менее, очевиден и наиболее нагляден в Китае за счет местного производства. Рынок устройств с умными помощниками в ближайшие три года будет расти именно за счет смарт-дисплеев.

270d4d3391d5ef6060380b65f3173ab1.png

Что такое смарт-дисплей на практике? Это девайс с небольшим экраном, который стоит на рабочем столе, на кухне или в спальне. На нем можно включить музыку, запустить видео со стримингового сервиса или YouTube за завтраком или ужином. Посмотреть или прочитать рецепт нового блюда. В смарт-дисплее живет умный ассистент, который теперь может отвечать на запросы голосом и с помощью экрана. А еще показывать запросы в поиске, покупки, расписание и календарь. Плюс, дисплей можно использовать для развлечения детей: запускать мультики утром, включать сказку на ночь.

В России этот тренд тоже заметили. Поэтому Сбербанк выпустил в конце прошлого года умный дисплей SberPortal, следуя примеру западных и китайских компаний. Правда, вместо того, чтобы сделать доступное устройство, российский банк выпустил дорогой (~30 000 рублей) планшет с колонкой для условного среднего класса.

9c7f66a08a7a455023aef22b353be26f.png

Аналитики компании-разработчика технологий разговорного ИИ Just AI посчитали, что в основном россияне пользуются Алисой разработки Яндекса: согласно телефонным опросам, ей отдают предпочтение 80% пользователей. Следом идут Ассистент Google c 20% и помощник Apple Siri с 11%. В сумме получается более 100%, поскольку россияне говорят с несколькими ассистентами одновременно.

4bd02e972a7a807b2f50cce251a9ca1c.png

По прогнозам Just AI, потолок продаж на конец 2020 года в России составлял 1 миллион устройств, а продано должно было быть 800 тысяч умных колонок. Реальность оказалась более радужной: Яндекс выпустил статистику, согласно которой всего в стране было продано более 1,3 миллиона колонок только с Алисой, разных производителей. То есть, у россиян есть интерес к этой технологии, и мы, судя по всему, с опозданием на пару лет идем в русле мировых трендов.

Китайский и американский опыт показывают, что индустрия голосовых ассистентов остается уделом крупных корпораций. Субсидируя выпуск своих устройств, они создали огромный барьер для доступа к рынку голосовых ассистентов, счет входа идёт на миллиарды долларов.

Мы видим ставку на новый слой поиска в интернете — голосовой. IT гиганты ринулись покорять потенциально огромный рынок голосового поиска. Такие волны интереса к технологиям мы видели уже не раз. Например, похожие ожидания сопровождали очередной виток развития VR и AR индустрии несколько лет назад. Но в отличие от виртуальной и дополненной реальности, корпорации успели вложить миллиарды долларов в формирование рынка, осталось понять есть ли этот рынок.

Как вы считаете, какое будущее ждет умных помощников в России? Поделитесь своими мыслями в комментариях.

© Habrahabr.ru