Британских водителей Uber признали наёмными работниками, но они всё равно недовольны
Верховный суд Великобритании постановил, что водители Uber — наёмные работники, а не самозанятые подрядчики. Британским таксистам, которые работают на корпорацию, теперь положены оплачиваемый отпуск и минимальная зарплата —, но они всё равно считают условия несправедливыми. Ранее компания настаивала на том, что выступает посредником для связи водителей с их клиентами.
Водителей смущает, что Uber настроен платить только за время между тем как водитель примет поездку и завершит её. Между тем таксисты проводят довольно много времени в ожидании между заказами. Получается, что это время в зарплату от Uber входить не будет. Таким образом некоторые водители будут получать за время, проведённое за рулём, значительно меньше МРОТ. Об этом сообщается в открытом письме ADCU (App Drivers & Couriers Union).
Принятое ранее решение по делу 2016 года повлечёт серьёзные перемены для бизнес-модели Uber и всех компаний, занятых в британской гиг-экономике. Затем изменения могут произойти и в Евросоюзе — аналогичные иски о трудовых правах сейчас рассматривают и в других странах.
Иск против Uber в суд по трудовым вопросам подали в 2016 году водители Джеймc Фаррар и Ясин Аслам. Они выиграли, но корпорация решила обжаловать решение в вышестоящие инстанции, последней из которых стал Верховный суд Великобритании. Все шестеро его судей отмели доводы Uber. Компания настаивала, что не является работодателем и выступает посредником между клиентом и водителем.
«Водители находятся в подчиненном и зависимом положении по отношению к Uber и не могут улучшить своё экономическое состояние за счет профессиональных или предпринимательских навыков. На практике единственный способ увеличить свой заработок — это работать дольше и при этом постоянно соответствовать показателям Uber.»
— Решение Верховного суда Великобритании
Отклонён был и аргумент о том, что Uber — это сервис для бронирования водителей. По мнению суда, компания не может предоставлять услуги, «не имея сотрудников или субподрядчиков для управления транспортными средствами». Кроме того, суд заметил, что «услуги, выполняемые водителями и предлагаемые пассажирам через приложение Uber, очень жестко определены и контролируются компанией».
Отдельно были подчеркнуты следующие факторы:
Водители Uber не могут устанавливать цены за свои услуги, и компания сама решает, сколько они будут зарабатывать.
Условия контракта, которые водители не могут изменить.
Uber следит за качеством работы водителей и может заблокировать человека, если он нарушает стандарты компании или имеет проблемы с рейтингом.
Связь между водителем и его пассажирами максимально ограничена.
Кроме того суд заметил, что рейтинги таксистов используются не для того, чтобы помочь клиенту выбрать подходящего водителя, а для достижения внутренних целей Uber — например, чтобы управлять таксистами и принимать решения об их блокировке: «Это классическая форма субординации, характерная для трудовых отношений».
Суд согласился, что время, которое водители Uber проводят на дежурстве в поисках заказов можно классифицировать как «рабочее». А это подразумевает выплату минимальной зарплаты.
Всё вышеперечисленное может привести к серьёзным последствиям для Uber. Когда в 2019 году компания проходила IPO, она отмечала в документах, что если ей придётся признать водителей наёмными сотрудниками, это повлечёт крупные расходы и пересмотр бизнес-модели. Кроме того, BBC пишет, что теперь Uber будет вынуждена платить 20% НДС от стоимости каждой поездки.