NFCKEY — лучшее решение для арендодателей?
Совокупные доходы арендодателей в сегменте посуточного найма жилья в России в 2023 году составили 231,2 млрд рублей. К 2026 году эта цифра будет 495 млрд. рублей. Сейчас на рынке нет продукта, который бы решал все проблемы арендодателей сразу и вряд ли появится, но устройство ShareLock от NFCKEY предлагает немного другой подход. Попробуем проанализировать рынок арендодателей и устройств, которые используются для оптимизации сдачи жилья.
Сначала рассмотрим то, что есть на рынке уже сейчас, а в самом конце обсудим наше предложение. На самом деле решений достаточно много, но все они далеко не без проблем. Почему же до сих пор не придумали решения без компромиссов? Ответ крайне простой: развитие технологий и их стоимость.
Вариант с передачей ключа из рук в руки не будет рассматриваться. Этот способ требует слишком много времени и сил, и в целом сильно отстал от современных способов управления сдачи жилья. Перейдем сразу к наиболее популярным решениям и тому, какие проблемы они решают, а какие — нет.
Оставляйте комментарии, если я упустил какие-либо преимущества или проблемы. Будет здорово, если вы сами сдаете квартиру или имели подобный опыт. Это будет особенно ценно. Кстати, мы были бы рады взять несколько интервью у арендодателей, так что если у вас есть желание, дайте нам знать!
Если вы хорошо осведомлены о существующих решениях и хотели бы просто узнать, чем NFCKEY отличается от них, то можете спокойно перелистывать в самый конец к одноименному компании заголовку.
Передача ключа через посредника
В этом сценарии есть отдельный человек, который следит за всем: передает и забирает ключи, а также занимается уборкой помещения. В крупных городах от этого варианта начинают отказываться, но он все еще достаточно популярен.
Преимущества для арендодателя
Преимущества для арендатора
Проблемы для арендодателя
Серьезные затраты на человека, обслуживающего квартиру. Оплачивать ему придется время в том числе и ожидания посетителя.
Никакой безопасности. Все строится исключительно на доверии. Также в обход хозяину можно сделать дубликат любого ключа. При конфликте человек ответственный за управление квартирой может начать шантаж, если вы в другом городе.
Кто‑то теряет ключ — нужно покупать новый. А желательно еще и поменять личинку замка. Это дополнительные финансовые расходы и потеря времени.
Никаких уведомлений и контроля. Буквально никакого понимания, что происходит с квартирой, пока не приедешь на место сам. Обслуживающий квартиру человек может рассказывать что угодно.
Проблемы для посетителя
Нужно встречаться с человеком, чтобы получить ключи.
Необходимо четко придерживаться времени заселения и выезда.
Потеря ключей — огромная проблема, которая потребует огромного количества времени.
Ограниченное количество ключей. Если вы приехали не один, то разделиться вы просто не сможете. В большинстве случаев хозяин даст вам не более двух ключей, а зачастую только один.
Вывод: передача ключей через посредника — однозначно крайне устаревшее решение, которое скорее выглядело адекватным в «нулевые», но никак не может им быть в 2024 году. Подобная система вызывает серьезные проблемы и неудобства у двух сторон сразу, что говорит о ее непригодности. В основном она остается из‑за неосведомленности людей о существовании других вариантов. Либо же из‑за консерватизма и доверия не столько к технологиям, сколько к людям.
Key Box
Более современное решение, которое сейчас активно популяризируется, в том числе благодаря сайтам агрегаторам, диктующим необходимость передачи ключей без встречи. При этом подобная система часто дополняется уборщиками, но им уже не обязательно передавать ключи лично на чем могут сэкономить арендодатели.
Но важно обратить внимание, что сам кейс не умеет сбрасывать пароль (да-да, представьте себе, я тоже был удивлен). Он сбрасывается только в ручном режиме. То есть либо уборщица будет так же забирать ключи из условного почтового ящика и класть их в бокс, сбрасывая пароль, либо вы рискуете тем, что человек все равно будет иметь доступ к квартире после выселения. Даже если вы не боитесь за содержимое квартиры, это может вызвать серьезный конфликт и репутационные риски из‑за встречи с другими гостями.
Преимущества для арендодателей остаются все такими же, но дополняются тем, что взаимодействие с ключами становится чуть более четким и понятным, а уборщице не нужно будет сидеть и ждать посетителей. Это удешевит ее работу, а безопасность все же немного усилится. Возможно, какие-то преимущества мог упустить, поэтому жду комментариев.
Для посетителей все становится немного радужнее, так как решаются ключевые проблемы:
Не нужно встречаться с человеком, чтобы получить ключи
Нет необходимости четко придерживаться времени заселения и выезда
При этом ВСЕ проблемы для арендодателя, которые я описал в первом сценарии, остаются и вообще никак не двигаются с этой точки. То есть решение для арендодателя скорее состоит в чуть уменьшенном фонде оплаты труда для уборщиц, а также в увеличении количества посетителей, так как их основные проблемы решены хотя бы как‑то. То есть за небольшую сумму (от 1000 до 2000 рублей) вы можете сэкономить на обслуживании и чуть упростить процесс для своих клиентов.
Также остаются проблемы для посетителя:
Потеря ключей — огромная проблема, которая потребует огромного количества времени. Причем в случае с Key Box в 90% случаев будет доступен лишь один ключ.
Нужно заранее связываться с арендодателем и уточнять все тонкости, иначе просто не сможете заселиться.
Система с возвращением ключа в почтовый ящик, не добавляющая клиенту желания вернутся.
Вывод: Key Box — не лучшая, но решающая базовые сложности для клиента система. Арендодатель не решает все свои проблемы, но может сэкономить. При этом само решение скорее отталкивает, чем притягивает. Это неинтересное устройство, которое не вызывает какую‑то положительную эмоцию, как по мне.
Умные замки
Давайте разберем прежде всего функционал, который предоставляют различные устройства. Но перед этим сразу откинем варианты, которые стоят более 30к рублей, так как не многие станут их устанавливать в квартиру для сдачи. По функционалу они почти никак не отличаются, а вот если такой замок сломают, это может привести к серьезным затратам. Причем, так как большинство умных замков в России продается через маркетплейсы, а официальных представительств нет, то ни о какой гарантийной поддержке или хорошем ремонте за адекватные деньги можно не думать.
Начнем с абсолютно бесполезных функций, которые в сдаче квартиры неприменимы в принципе, но для большинства устройств вам придется отдать за них деньги.
Отпечаток пальца. Дистанционно его не передашь. Чтобы установить новый отпечаток пальца нужно непосредственно присутствие владельца. Некоторые замки позволяют установить отпечаток пальца по код‑паролю, но зачем в таком случае давать доступ по отпечатку, который потом вручную придется удалять лично, приезжая к самому замку?
NFC или RFID брелоки/карты. Это абсолютно то же самое, что и ключи. И для арендодателя и для посетителя это не меняет вообще ничего кроме форм‑фактора.
Открытие через bluetooth. Во‑первых, эту систему долго настраивать и далеко не каждый сможет разобраться, что нужно делать. Во‑вторых, работает это не всегда стабильно, отчего даже при успешной настройке смысл сильно теряется.
Apple Home Key.Новая технология от Apple, которая реально круто работает. Но есть проблема: доступна она только для iPhone и с Android это вообще никак не вяжется. А когда в России Android имеют около 85% людей, становится понятно, что для арендодателя это просто потеря огромного числа клиентов.
Перейдем к тому, что уже используется арендодателями. Вообще умные замки большая редкость в России в квартирах для сдачи, но встретить их все же можно.
Код‑пароль. Первая и, впрочем, последняя полезная функция у умных замков, если не докупать к замку отдельный шлюз, который также стоит дополнительно 3–5к рублей минимум. Если ошибаюсь — жду комментариев.
При этом стоит обратить внимание, что это далеко не бескомпромиссное решение. Код‑пароль, который владелец создает для клиента, нужно как‑то передать. То есть это никак не оптимизировать, так как генерация ключа каждый раз происходит заново в самом приложении устройства, и тут нельзя настроить условного бота в телеграмм.
Однако безопасности это не добавляет. Посетитель может рассказать код‑пароль хоть сотням людей, и все они будут входить когда угодно, причем вы даже не будете получать уведомления (если только не купите дополнительный шлюз). Ситуация явно не распространенная, но когда вы в нее попадете с подобной системой, то сразу вспомните эту статью.
Больше полезных функций мы не нашли. При этом нужно понимать, что многие актуальные проблемы с умными замками не поднимаются в этой статье. Например, что вся работа замков через интернет связана именно с китайскими серверами, следовательно могут происходить задержки, а иногда и просто сбои, на которые вы не можете повлиять. То есть даже покупка шлюза может не дать каких‑то бонусов для арендодателя.
По этим причинам подобные подобные решения настолько непопулярны. При условии, что подобные устройства дороже Key Box в 7–20 раз, а отличие лишь в меняющемся код‑пароле, арендодатель просто не видит между ними разницы. Обслуживающему персоналу все равно придется посещать квартиру с уборкой. Да, это переносит контроль над квартирой в руки владельца, а не уборщицы. Но ранее я отметил, что многим проще доверять людям, чем технологиям, особенно, если сервера находятся в Китае и это может повлечь за собой сбои в системе, что является риском.
Вывод: решения с подобными умными замками пользуются минимальным спросом у арендодателей. Это дороже Key Box и сложнее в установке и настройке, а дает лишь временные код‑пароли, которые также небезопасны и не автоматизированы. Нынешние умные замки сделаны для личного использования, а не для сдачи в аренду. Они совершенно не универсальны и подходят только для конкретных людей с четкими задачами.
NFCKEY
Столько проблем с умными замками… Но как наш продукт может быть лучше? Разберем функционал, который предлагает ShareLock от NFCKEY, и то, как его реализовали, опираясь на проблемы как арендодателей, так и посетителей.
Открытие телефоном на любой системе. Благодаря технологии NFC, которая задействована в платежных системах, можно не только оплачивать покупки. Мы связали ее с умными замками и сделали доступным для использования на Android и iOS без ограничений вне зависимости от системы.
Что это дает и какие проблемы решает? Начнем с того, что уведомление о входе арендодатель может получать независимо то того, куплен шлюз или нет. Подобная реализация не схожа с код‑паролем, который можно передать любому в неограниченных количествах. Это значительно повышает безопасность.
Также благодаря открытию с помощью телефона предоставляется возможность оптимизировать передачу доступа. Вам не нужно никому писать. Как только человек оплатил аренду, ему приходит ссылка на доступ в приложении для открытия.
Смартфоны, выпущенные после 2020 года, в 95% случаев имеют модуль NFC. То есть это абсолютно базовая техническая возможность практически любого устройства. Арендодатель не теряет таким образом клиентов, а посетитель всегда имеет возможность войти. Очень вероятно, что и у телефона вашей бабушки есть такая возможность. Ничего не нужно настраивать, думать или понимать. Нажал на ссылку и загрузил приложение — на этом все.
Соответственно, какие проблемы решает наше устройство?
Для арендодателя:
Уборщица необходима исключительно для ухода за квартирой в удобное для нее время в рамках аренды. Это снизит затраты на нее, так как у нее уже не будет ответственности за ключи. Также весь контроль за квартирой переносится в руки владельца.
Безопасность на очень высоком уровне. При потере телефона квартиру не открыть, не нужно менять личинку замка. Дублировать ключ нельзя. В будущем мы планируем сделать замок с камерой, который сделает безопасность абсолютной.
Система уведомлений работает полноценно даже без шлюза и дополнительных затрат. Причем и выдача доступа для входа, и сами уведомления обрабатываются серверами в России, а значит, сбои и ошибки минимизированы.
Оптимизированная выдача доступа в квартиру позволяет владельцу вообще забыть про нее и получать деньги. Сайт агрегатор работает как посредник, наше устройство — проводник в квартиру.
Для посетителя:
Не нужно ни с кем связываться и общаться. Все крайне просто и понятно.
Заселение и выезд в любое время. Возвращать ничего никому не надо. Просто ушел и доступ по времени забирается сам.
Потерять телефон крайне трудно, в отличии от ключа. Он много весит, большой по размерам и четко ощущается в кармане. Если вы потеряли телефон, то ваша проблема — явно не арендованная квартира. Вам срочно нужно что‑то делать, иначе вы даже не найдете дорогу к квартире в незнакомом городе.
Доступ на вход может получить любой член вашей семьи или друг по ссылке. Количество доступов практически не ограничено, но для арендодателя оно контролируемо.
Получается, устройство от NFCKEY — это абсолютно бескомпромиссное устройство, которое разве что само не убирается? Не совсем. И обсудим это в следующем параграфе.
Решения без компромиссов существуют?
В нашем решении есть компромисс, и вопрос в том, перевешивает ли он все те проблемы, которые предлагают другие решения на сегодняшний день. Мы считаем, что не перевешивает. Компромисс лежит в самой логике открытия — телефон может разрядиться.
Насколько часто это происходит у людей в поездке? Крайне редко, так как по статистике в России 28% людей путешествуют в одиночку, что уже сильно сужает круг проблемы. Ведь если вы не одни, крайне высока вероятность, что у вашего спутника не разряжен телефон, и вы спокойно сможете войти, так как ограничений на количество пользователей по сути нет. Помимо этого почти в каждом заведении и публичном месте можно найти зарядку (даже на автобусной остановке), а также люди часто путешествуют на машине, в которой можно всегда подзарядить свое устройство.
Единственный ли это компромисс в нашем решении? — Нет, приложение нужно скачать. Оно мало весит и практически не займет времени на загрузку даже с медленным интернетом, но тем не менее мы планируем разработать решение без приложения. Все остальные проблемы и задачи наше устройство будет решать. У нас продумана целая система взаимодействия арендодателя и посетителя, которая может оптимизировать сразу несколько квартир с нашим устройством в одном приложении.
На сегодняшний день загрузка приложения уже перестала быть проблемой. Многие скачивают приложение у кассы, просто чтобы получить скидку 2%. Здесь же вам заранее приходит ссылка, и вы сразу можете установить приложение.
Оценка критичности компромиссов
На рассвете Google Pay и Apple Pay люди перешли на оплату телефоном, и никто не переживал, что он может разрядиться и вы буквально остаетесь без денег. Все перестали носить бумажники и карты. Проводя аналогию, мы не сильно видим разницу в нашем случае. Причем с оплатой вы не можете попросить, например, стороннего человека дать вам телефон на секундочку, чтобы оплатить покупки, а в нашем случае — можете.
Мы оцениваем ситуацию по опросам и анализу сценариев работы с устройством: около 3–4% посетителей могут столкнуться с такой проблемой, если они не предупреждены о том, что не смогут войти, если телефон разряжен. Если предупредить человека, то вероятность подобных тупиковых ситуации, где никак не предстает возможным подзарядить свой телефон даже на 2%, снизится до совсем мизерных значений.
Также важно обратить внимание, что у замка подразумевается замочная скважина на случай экстренных ситуаций. То есть нашу систему можно совместить, например, с Key Box.
Наше решение скорее не экономит средства, а добавляет арендодателю возможности увеличить свой заработок с нового притока клиентов. Повышенный спрос может увеличить стоимость аренды без потери числа клиентов. Помимо этого устройство минимизирует риски и оптимизирует работу как владельца, так и сотрудников.
Нужно понимать одну простую истину: бескомпромиссных решений не бывает. iPhone имеет закрытую систему и сторонние программы не скачаешь, у Android эта проблема решена, но из‑за этого возникают проблемы с безопасностью. Машина — это круто и удобно, но крайне дорого. Беспроводная зарядка — супер удобно и недорого, но она портит аккумулятор быстрее. Везде и в любом решении есть компромисс, и когда мы выбираем продукт, вопрос в том, какие компромиссы вполне нормальные, и мы их готовые принять, а какие компромиссы нам кажутся непримиримыми.
Будем рады с командой вашей оценке и комментарию. А также обратите внимание на соц. сети проекта, в которых мы рассказываем последние новости и путь проекта. Ну и в личный блог тоже можете заглянуть, там я пишу про управление бизнес-проектами и работе с людьми. Также можете пройти форму обратной связи, если вы являетесь арендодателей, для нас это крайне важно.